В статье представлена авторская методика анализа деловой активности организации, адаптированная для целей проведения анализа деловой активности и финансовой устойчивости, проводимого в рамках выполнения бакалаврской дипломной работы по направлению «Менеджмент».
Ключевые слова: анализ деловой активности; анализ рентабельности; показатели деловой активности.
Обязательной составляющей управления является оценка деловой активности организации, которая необходима для анализа результатов и эффективности производственной деятельности. Этим объясняется высокая важность проблемы объективной оценки деловой активности практически для каждой организации.
Оценить деловую активность можно с помощью качественных и количественных характеристик. Таким образом, можно выделить два уровня анализа – по качественным и количественным критериям [4, с. 341].
На первом уровне анализируются такие параметры, как широта рынков сбыта, деловая репутация организации и клиентов, пользующихся услугами предприятия, конкурентоспособность выпускаемой продукции, наличие надежных поставщиков и т.д.
На втором уровне анализа выделяются два этапа – расчет абсолютных и расчет относительных показателей.
На этапе расчета абсолютных показателей наиболее важными являются следующие: объем продаж товаров и услуг, прибыль, величина авансированного капитала. Необходимо сравнивать указанные показатели в динамике за определенные промежутки времени. Оптимальным соотношением между ними будет следующее неравенство, получившее название «золотого правила экономики организации»:
Тп > Тв > Та > 100% ,
где:
Тп – прирост прибыли, %;
Тв – прирост выручки от продаж, %;
Та – прирост величины активов, %.
Исходя из первого соотношения, видно, что прибыль опережает по темпу роста выручку, это, в свою очередь, говорит о повышении рентабельности деятельности организации.
Выполнение второго неравенства, из которого следует, что рост выручки опережает рост активов, означает ускорение оборачиваемости последних.
Последнее соотношение (увеличение величины активов в динамике) означает расширение имущественного потенциала.
Таким образом, из «золотого правила» видно, что прибыль должна увеличиваться более высокими темпами по сравнению с остальными параметрами. Из этого следует, что издержки производства должны снижаться, а имущество (активы организации) использоваться более рационально.
Стоит заметить, что на практике возможно несоблюдение этой идеальной зависимости. Однако не всегда нужно воспринимать это отклонение как негативное, поскольку причинами его возникновения могут быть: освоение новых видов продукции и (или) технологий, реконструкция или модернизация действующего производства и т.п.
На втором этапе проводят анализ теперь уже относительных показателей деловой активности, которые показывают эффективность использования ресурсов предприятия. К ним относятся, прежде всего, показатели оборачиваемости и рентабельности средств организации.
Чаще всего оборачиваемость средств характеризуется следующими величинами:
- Скоростью оборота называют количество оборотов, которые совершают основной и оборотный капитал предприятия за анализируемый период. Чем скорее оборачиваются средства предприятия, тем большее количество продукции производится и продается. Помимо этого, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли.
- Период оборота — средний срок, за который предприятию возвращаются вложенные в материальные и нематериальные активы денежные средства.
Период оборота определяется влиянием различных факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Однако стоит заметить, что время нахождения средств в обороте в большей степени зависит именно от внутренних условий деятельности предприятия, и в первую очередь от степени эффективности выбранной стратегии управления активами.
При анализе деловой активности целесообразно использовать следующие показатели (таблица 1).
Таблица 1
Показатели деловой активности предприятия
№ |
Показатель |
Описание |
Формула |
Пояснения |
1 |
Оборачиваемость собственного капитала |
определяет скорость оборота собственного капитала |
Оск = |
–выручка от реализации; – величина собственного капитала |
2 |
Оборачиваемость текущих активов |
представляет, сколько рублей реализованной продукции принес каждый рубль активов |
Ота = |
– величина текущих активов на начало и конец период |
3 |
Оборачиваемость запасов |
показывает, сколько раз за исследуемый период предприятие использовало средний имеющийся остаток запасов |
Оз = |
С – себестоимость продаж; –величина остатков товарно-материальных ценностей на складе на начало и конец периода |
4 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности; период оборота дебиторской задолженности |
измеряет скорость погашения дебиторской задолженности организации; показывает среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям |
Одз = ;
Подз =
|
– дебиторская задолженность на начало года и на конец |
5 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности; период оборота кредиторской задолженности |
отражает скорость погашения задолженности организации перед поставщиками и подрядчиками; показывает среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой предприятию |
Окз =
Покз =
|
– кредиторская задолженность на начало и конец периода |
6 |
Фондоотдача основных средств |
показывает степень эффективности использования основных производственных средств |
Фос = |
– основные средства на начало и конец периода |
7 |
Производственный цикл |
отражает промежуток времени с момента поступления материалов на склад до отгрузки, изготовленной продукции покупателю |
Цпр= Позс+Понп+Погп |
Позс – период оборота запасов сырья; Понп – период оборота незавершенного производства; Погп – период оборота готовой продукции |
8 |
Финансовый цикл |
показывает продолжительность времени, начиная с момента оплаты материалов поставщикам и заканчивая получением денег от покупателей за поставленную продукцию |
Цф= Цпр +Подз +Покз +Поа |
Подз – период оборота дебиторской задолженности; Покз – период оборота кредиторской задолженности; Поа – период оборота авансов |
9 |
Операционный цикл |
отражает промежуток времени с момента поступления материалов на склад до момента, когда от покупателя поступает оплата от за продукцию |
Цо = Цпр+ Подз |
Цпр –производственный цикл; Подз –период оборота дебиторской задолженности |
Анализ деловой активности на данном этапе может быть расширен с учетом специфики предприятия – отраслевой, продуктовой, какой-либо еще. Например, для инновационных предприятий целесообразным является анализ инновационной активности [2, с. 4; 6, с. 108]. Разработаны также системы показателей, которые позволяют более глубоко анализировать важные для предприятия аспекты его деятельности. Например, распределение продукции [3, с. 112].
Следующая задача при анализе деловой активности – анализ рентабельности.
Предприятие является рентабельным только в том случае, если его доходы, получаемые от реализации продукции предприятия или оказываемых им услуг превышают сумму производственных издержек и являются источником прибыли, размер которой достаточен для нормального функционирования организации.
Анализ рентабельности показывает способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал. Характеристика рентабельности предприятия основывается на расчете четырех основных показателей (таблица 2) [1, с. 184]:
Таблица 2
Показатели деловой активности предприятия
№ |
Показатель |
Описание |
Формула |
Пояснения |
1 |
Рентабельность всего капитала |
отражает эффективность использования всего имущества предприятия |
Ра = |
ЧП – чистая прибыль; ВБн и ВБк – валюта баланса на начало и на конец года |
2 |
Рентабельность собственного капитала |
определяет эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств |
Рск=
|
– величина собственного капитала на начало года и на конец |
3 |
Рентабельность основной деятельности |
показывает, сколько прибыли получает организация с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции |
Род = |
ПР – прибыль от реализации; С – себестоимость реализованной продукции |
4 |
Рентабельность продаж |
показывает эффективность предпринимательства |
Рпр= |
ЧП – чистая прибыль; ВР–выручка от реализации |
Таким образом, деловая активность является системной и динамичной характеристикой деятельности предприятия. Её анализ заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов. Анализ деловой активности, как правило, проводится на двух уровнях – качественных и количественных показателей. При этом анализ количественных показателей состоит из двух этапов – анализ оборачиваемости (собственного капитала, текущих активов, дебиторской и кредиторской задолженностей) и рентабельности.
Литература:
1. Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский; Под ред. Л.Е. Басовского. М.: ИНФРА-М, 2010.
2. Дупленко Н.Г., Леванова Н.Е. Повышение инновационной активности предприятия с помощью инструментов внутреннего маркетинга // Экономика. Управление. Право. 2011. № 4. С. 03-07.
3. Дупленко Н.Г., Харичкова Е.В. Формирование системы распределения продукции машиностроительного предприятия // Управление каналами дистрибуции. 2011. № 2. С. 108-125.
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика. 2002.
- Харитонова Н.Н. Некоторые подходы у правлению финансовой устойчивостью для повышения конкурентоустойчивости предприятия // Математические модели и информационные технологии в организации производства. 2014. № 1. С. 28-31.
6. Bilczak W.S., Gornowicz M., Duplenko N.G. Mały biznes – innowacyjna droga rozwoju. - Toruń: Polskie Towarzystwo Ekonomiczne Oddział w Toruniu, 2011. 274 c.