Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Оценка эффективности обучения персонала

Экономика труда
02.02.2020
1791
Поделиться
Библиографическое описание
Кондратьева, Л. В. Оценка эффективности обучения персонала / Л. В. Кондратьева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 1 (23). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/153/4873/.


В статье рассмотрена сущность оценки эффективности обучения персонала в системе управления человеческими ресурсами. Произведена оценка эффективности обучения персонала АО «ВНИКТИ». Сформированы рекомендации, направленные на гармонизацию соотношения стоимости обучения c его эффективностью в рассматриваемой организации.

Ключевые слова: обучение персонала, методы оценки эффективности обучения персонала, модель Д. Филипса

Обучение персонала представляет собой сложный, комплексный, многогранный процесс, при организации которого многие компании сталкиваются с рядом проблем. Для их выявления, решения, а также повышения эффективности процесса обучения персонала, как отмечают специалисты [1; 3; 5; 7], необходимо проводить оценку эффективности обучения, используя метод или комплекс методов, наиболее подходящих для конкретной организации. Сам процесс оценки эффективности обучения построен на поэтапном сравнении уровней знаний и навыков сотрудников. Результаты до и после обучения характеризуются разными показателями, на основе которых делается вывод о продуктивном или низкорезультативном вложении средств.

Традиционные методы оценки эффективности обучения, как отмечают специалисты [3; 6; 8], основываются на проведении анкетирования с целью получения информации об удовлетворенности обучением. Некоторые организации проводят тестирование для определения качества приобретенных знаний, а также используется самоотчет, наблюдение. Существуют и нетрадиционные методики. К таким относятся оценка эффективности обучения в рамках комплексных систем оценки типа BSC, KPI, а также методика Джека Филипса [9].

Выполнение новых с точки зрения направления деятельности предприятия стратегических задач, а также необходимость освоения некоторых аспектов той или иной профессии является причиной обучения сотрудников в АО «ВНИКТИ». По итогам профессиональной подготовки работник должен будет справляться с более сложными производственными задачами. Следовательно, для сферы обеспечения показатель эффективности будет выражаться в снижении издержек, уменьшении времени на выполнение поставленных задач и увеличении объемов выполненных работ.

Для производственных работников оценкой эффективного обучения служит производительность труда и качество производимой продукции или услуг. Руководящий состав в свою очередь оценивается быстротой и правильностью принятия управленческих решений, качеством выполнения менеджерских функций.

При продуктивном обучении разных категорий персонала, как отмечают специалисты [1; 2; 10], должен быть достигнут синергетический эффект, который приведет к увеличению основных показателей предприятия и росту его конкурентоспособности. Продуктивность инвестиций в обучение довольно трудно оценить. В качестве основных проблем, связанных с оценкой эффективности обучения в АО «ВНИКТИ»:

  1. АО «ВНИКТИ» считает затраты на такую процедуру ненужными и отказывается от такой оценки. По мнению руководящего состава, обучение работников уже приносит организации пользу и в конечном счете оправдывает себя.
  2. Нет достаточно высококвалифицированных специалистов, которые проводили бы данную оценку.
  3. Нет взаимосвязи результатов обучения с общими достижениями компании.

Используя модель Джека Филипса, оценим эффективность инвестиций в обучение персонала в АО «ВНИКТИ» (таблица 1). Так как инвестиции в обучение персонала имеют свою отдачу в среднем лишь через год, то возьмем производительность труда на предприятии за период 2016–2018 годы.

Таблица 1

Взаимосвязь инвестиций вобучение персонала спроизводительностью труда на предприятии АО «ВНИКТИ»

Инвестиции вобучение, руб.

Производительность труда, руб.

2015

2015430

2016

2766600

2016

1978900

2017

2544500

2017

2957560

2018

2562300

Данные таблицы 1 слабо демонстрируют рассматриваемую связь. Однако, согласно экспертному мнению инвестиции в обучение персонала являются одним из факторов роста производительности труда. Также исследования, проведенные Национальным центром качества образования персонала (США), показали, что 10-процентное увеличение затрат на повышение образовательного уровня сотрудников повышает их производительность на 8,6 %. Тогда как 10-процентное увеличение инвестиций в оборудование приводит к росту производительности только на 3,4 % [4].

Такое распределение издержек вполне естественно и обусловлено значимостью решений, принимаемых на каждом уровне. Эффективная калькуляция затрат на персонал отражает связь с ключевыми показателями эффективности компании. В таблице 2 показана валовая прибыль предприятия за 2015–2018гг.

Таблица 2

Валовая прибыль АО «ВНИКТИ» за 2015–2018гг.

Годы

Валовая прибыль, руб.

2015

1434000000

2016

1355900000

2017

1344200000

2018

1367300000

Для проведения оценки эффективности вложений в обучение персонала АО «ВНИКТИ» рассчитаем показатель ROI по представленным годам, используя данные таблиц 1 и 2.

ROI2016\2015=

ROI2017\2016=

ROI2018\2017=

Самые неэффективные вложения наблюдаются в 2015 году. Как видно из результатов, эффективными были инвестиции в обучение только в 2017 году, намечается рост продуктивности обучения, это говорит о тенденции к гармонизации соотношения стоимости обучения c его эффективностью.

Использование данной методики позволит сформировать стратегические направления в области управления персоналом АО «ВНИКТИ». Данные методы оценки эффективности обучения рекомендуется ввести в АО «ВНИКТИ» для всестороннего исследования результатов работы механизма подготовки персонала предприятия. Оценка эффективности обучения персонала — процесс, требующий немало времени и достаточно высококвалифицированных специалистов, которые проводят данную оценку.

Недостаточный уровень квалификации HR-специалистов мешает адекватно оценивать результаты подготовки персонала. Непрерывное развитие, обучение специалистов HR-блока, а также их мотивация позволит повысить качество оценки инвестиций в персонал.

Таким образом, оценка эффективности инвестиций в обучение персонала является технологией, позволяющей соотнести стоимость обучения c его эффективностью. Проработанная модель оценки эффективности обучения позволяет обосновать значимость обучения в общей системе работы с персоналом, определить эффективность использования тех или иных методов обучения, а также выявить недостатки на различных этапах обучения и скорректировать программу дальнейшей успешной работы предприятия.

Литература:

1. Алексашина Т. В. Управление персоналом на промышленных предприятиях в условиях перехода к цифровой экономике // В сборнике: Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике материалы XIV международной научной конференции: в 4 частях. 2018. С. 40–46.

2. Армстронг М. Главный учебник HR в мире / М. Армстронг; (пер.с англ. Е. Л. Бегма). — М.: Эксмо, 2019. С. 348–350.

3. Бирюкова О. Ю., Охотников И. В. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие / О. Ю. Бирюкова, И. В. Охотников. — М.: МАКС Пресс, 2018. С.73–74.

4. Грачева С. Корпоративные университеты за рубежом // Управление персоналом. — 2012. — № 5 (183). — С. 90–95

5. Мицук, И.В., Охотников, И.В., Казакбаев, З.М., Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).

6. Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Методы исследования и прогнозирования социально-экономических систем: монография / И. В. Охотников, И. В. Сибирко. — Саратов: Амирит, 2018. — 104 с.

7. Охотников И. В., Сибирко И. В. Совершенствование корпоративной системы непрерывного профессионального образования и подготовки кадров ОАО «РЖД» на основе цифровых технологий обучения // Современные проблемы железнодорожного транспорта: сборник трудов по результатам международной интернет-конференции (21–22 марта 2019) / Под общ. ред. проф. К. А. Сергеева: в 2-х т. — М: РУТ (МИИТ), 2019, С. 388–392.

8. Панько Ю. В. Роль функционально — стоимостного анализа как инструмента объективной оценки человеческих ресурсов организации в условиях риска кадровых угроз // Фундаментальные исследования. — 2019. — № 5.

9. Пугачев В. П. Стратегическое управление человеческими ресурсами организации: учебное пособие / В. П. Пугачев, Н. Н. Опарина. — М.: КНОРУС, 2018. С. 89–92.

10. Степанян, Т. М. Инструменты мотивированного воздействия на сотрудников организаций с целью поступательного развития // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 3.С. 102–104.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
обучение персонала
методы оценки эффективности обучения персонала
модель Д. Филипса

Молодой учёный