Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 47 для педагогических работников предусмотрены права и социальные гарантии в части повышения квалификации, а именно, право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Приказом Минобрнауки от 1 июля 2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации — 16 часов. Таким образом, непрерывное профессиональное образование современного педагога продолжается практически постоянно. Особенности содержания повышения квалификации педагогических работников в 2015 году в колледже идет согласно ФГОС.
Внедрение ФГОС всех уровней образования с учётом:
- необходимости построения метапредметного обучения;
- реализации интегрированных программ (модулей, тем) образовательных курсов;
- обеспечения профессионального взаимодействия педагогов для построения комфортной развивающей среды для каждого обучающегося на уроках и во внеурочное время;
- Создание условий для распространения в штатном режиме передовых методик;
- технологий и образовательных практик организации учебного процесса;
- обеспечения возможности приобщения к лучшим образцам российского образования, достижениям педагогической науки;
- реализация мер по формированию навыков практического внедрения различных механизмов и моделей организации непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся и их родителей;
- проведение мероприятий, ориентированных на стимулирование педагогов к созданию и реализации собственных педагогических подходов и авторских программ;
- в том числе в рамках реализации концепции совершенствования математического образования и эффективного механизмов работы по выявлению и развитию одарённых детей.
Согласно Положение о зачётно-накопительной системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Тюменской области непрерывное профессиональное образование строится из расчета 108 часов для педагогов-предметников и преподавателей общеобразовательных дисциплин СПО. Дистанционный модуль (от 12 до 34 часов); очный модуль (практикоориентированный от 16 до 36 час.); муниципальный блок (стажировка от 8 до 38 час.).
Первый этап самообразования педагогов и мастеров производственного обучения строится на дистанционной основе. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание педагога на процессе самообразования. Перед теоретической частью освоения любого модуля даются задания, которые педагоги должны выполнить и отправить руководителю курсов повышения квалификации или иному руководителю. Педагог должен осознать, чтобы быть востребованным в быстро меняющейся системе общего образования, надо формировать в себе и новые качества (культурную, профессиональную, педагогическую мобильность), и новые образовательные потребности (готовность к медиаобразованию, формирование портфолио, дистанционное обучение). Сейчас образованию нужен думающий учитель, владеющий новыми образовательными технологиями и эффективно использующий их в обучении и воспитании. Самообразование в течение всей жизни — лучший выход для педагога 21 века, который хочет быть востребованным в эпоху мегатрендов, влияющих на образование.
Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.
Ожегов дает такое определение: «самообразование — это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи …других», то есть самостоятельно.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с различными категориями обучающихся, в различных ситуациях.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Например, заполнение формы индивидуального образовательного маршрута педагога и мастера производственного обучения или иного работника
Примерная форма индивидуального образовательного маршрута
Преподавателя, мастера п/о
№ п/п |
Наименование мероприятия (вид, тематика) |
Формат проведения |
Количество часов |
Дата проведения (план) |
Дата проведения (факт) |
Название учреждения, на базе которого проведено мероприятие |
1. |
Федосова Альбина Николаевна |
|
|
|
|
|
|
«Контрольно-оценочные средства, ориентация на проверку сформированности ПК».
Создание СМК на соответствие требований межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 9001–9011
«Разработка учебных планов по специальности СПО».
«Создание национальной системы развития квалификации».
«Системный подход и реализация новых ФГОС и методическая работа в образовательных организациях СПО»
«Менеджмент в образовании» Аспирантура «Непрерывное профессиональное образование педагога колледжа в условиях корпоративного обучения» |
Обучающий семинар
Обучающий семинар
Обучающих семинар
Обучающих семинар
Курсы повышения квалификации
Дополнительное профессиональное образование
|
36ч.
24ч.
18ч.
36 ч.
72ч.
1224ч.
|
28–30. 05.2012г.
30–31.01.2–13г.
20.03–22.03.2014г.
30.01–31.01.2014г.
2012г.-2014г.
2012г. по 2015гг.
|
28–30.05.2012г.
30–31.01.2–13г
20.03–22.03.2014г.
30.01–31.01.2014г.
2012–2014г.
С 2012 по 2015гг.
|
АНО ЦРОС «Универсум», г.Челябинск.
Западно-сибирский центр внедрения высших профессиональных технологий, г.Тюмень
ГАПОУ СПО ТО «Тюменский колледж транспорта».
АНО ЦРОС «Универсум» (получение сертификата квалификации)
АОУ ТО ТОГИРРО
АОУ ТО ТОГИРРО, рук: д.п.н.Н. Н. Суртаева
|
Данный формат работы позволяет решать следующие задачи:
- осуществлять выбор оптимального маршрута педагога, повышения квалификации индивидуально для каждого в соответствии с его желаниями и возможностями;
- формировать вариативное содержание образовательных мероприятий в зависимости от профессиональных потребностей педагога;
- расширять профессиональный опыт и стимулировать профессиональную активность педагогов и мастеров п/о;
- повышать мотивацию к профессиональному росту;
- обеспечивать переход на реализацию персонифицированной модели повышения квалификации.
Непрерывное профессиональное образование и профессиональный рост современного педагога представляет собой суммирование результатов:
- усвоения педагогами различных программ, реализуемых в организациях;
- самообразования и саморазвития в ходе реализации различных научно-практических; развития профессиональных компетенций педагогов и мастеров п\о в ходе участия или самостоятельного проведения мероприятий различного уровня. Таким образом педагог XI века постоянно должен заниматься самообразованием, самосовершенствованием, получаю и приобретая новые профессиональные компетенции.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»- 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ.
2. Приказ Минобрнауки от 1 июля 2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
3. Приказ Департамента образования и науки Тюменской области № 421 ОД от 19.11.2012 «Об утверждении Положения об зачетно-накопительной системе повышения квалификации педагогических и руководящих работников.