Особенности организации познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по социально-бытовой ориентировке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 24.04.2015

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Забирова, Г. А. Особенности организации познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по социально-бытовой ориентировке / Г. А. Забирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1056-1058. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17860/ (дата обращения: 19.11.2024).

Ключевые слова:социально-бытовая ориентировка, социльно-бытовая реабилитация.

 

Проблемы восстановления потенциальных возможностей детей- инвалидов, приспособления их к жизни имеют огромную социальную значимость. Семья, являясь частью общества, не готова к тому, чтобы воспитать полноценную личность и адаптировать ребёнка к реально-жизненным условиям. При рождении ребёнка с особенностями психофизического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребёнка, не давая ему развиваться. Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей — инвалидов, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалистов в Реабилитационном центре. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребёнка.

Рассмотрением социально-бытового воспитания в связи с культурным развитием и эмоционально-смысловым контекстом обучения занимались: JI. C. Выготский, 1984; A. B. Запорожец, 1986; В. В. Зеньковский, 1995.

Из опыта накопленного в отечественной педагогике, коррекционная работа по социальному ориентированию понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (JI. C. Выготский, 1926). Путь к самостоятельности лежит в русле взаимодействия ребенка и близкого взрослого и проходит через совместно-разделенное действие в процессе обучения социально-бытовым навыкам, в естественной каждодневной жизни (И. А. Соколянский,1962; А. И. Мещеряков, 1974).

ФЗ № 442 от 28 декабря 2013 года, вступивший в силу с 1 января 2015 года регламентирует получателям социальных услуг — социально — бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.

В ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995г) в качестве цели государственной политики в отношении инвалидов впервые определено не помощь инвалидам, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и др. свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а так же в соответствии общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Р. Ф.

Специалисты Центра «Солнышко» ставят перед собой задачу оказать своевременную помощь детям с различными нарушениями в развитии: патология центральной нервной и периферической нервной системы, задержка психического развития и нарушения психоэмоциональной сферы, тяжёлые соматические заболевания, нарушения речи.

Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий детям с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.

Задачей социального педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности детей-инвалидов.

Формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально-бытовой ориентировке, в процессе которых дети получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Содержание занятий по социально-бытовому ориентированию включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Питание», «Семья», «Одежда и обувь», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Культура поведения» и др. Особое внимание уделяется привитию установки на неукоснительное следование нравственным нормам, уважение к личности. Для формирования знаний, умений и навыков в рамках социально-бытовой реабилитации применяются различные методические приёмы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии и т. д.

Критериями наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования являются следующие установки:

-        знание и определение частей тела человека,

-        знание своего адреса и членов семьи,

-        знание частей помещения,

-        знание условий своего быта и умение в них ориентироваться, ориентация на улице,

-        знание элементов и особенностей флоры и фауны — ориентация во времени (дни недели — времена года — часы),

-        усвоение социальных норм и правил поведения и пр.

Программа по социально-бытовой ориентировке составляется специалистами Центра на основе примерной программы («Типовые образовательные программы» под редакцией В. В. Воронковой), Девяткова Т. А. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.- М.Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005., (Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки С. А. Львовой.).

Исходя из опыта работы в Центре «Солнышко» за 2014 год накопился практический материал, который позволил создать адаптированную программу для работы с детьми-инвалидами со следующими диагнозами: ЗПРР (задержка психоречевого развития различной этиологии), ДЦП. Дети-инвалиды с такими диагнозами требуют особого подхода в формировании и развитии навыков по социально-бытовой ориентировке. К концу 2014 года наблюдалась положительная динамика по развитию и формированию навыков по социально-бытовой ориентировке, которая показана в этой диаграмме:

Динамика результатов эффективности коррекционной работы по социально-бытовой ориентировке за 2014 год:

Дети от 7–11лет в количестве 31 человек с диагнозами ЗПРР, ДЦП.

 

-        знание и определение частей тела человека,

-        знание своего адреса и членов семьи,

-        знание частей помещения,

-        знание условий своего быта и умение в них ориентироваться, ориентация на улице,

-        знание элементов и особенностей флоры и фауны — ориентация во времени (дни недели — времена года — часы),

-        усвоение социальных норм и правил поведения и пр.

В 2015 году мы планируем усовершенствовать программу по социально-бытовой ориентировке включив в занятия элементы трудотерапии, окружающего мира, изобразительной деятельности, что позволит более эффективно и плодотворно реализовать поставленные задачи комплексной реабилитации, позволяющие успешно адаптироваться в быту и социальной среде особенным детям.

 

Литература:

 

1.               Федеральный Закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

2.               Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) Под ред. Е. Н. Подколзиной. — М.: Город детства, 2007. — 256с.

3.               Методические рекомендации по внедрению в работу отделений социальной реабилитации инвалидов территориальных центров социального обслуживания системы социальной защиты населения города Москвы организационно-функциональной модели комплексной реабилитации инвалидов и членов их семей / под. Ред. Михайловой О. В. — М.: ООО «ИПП «КУНА», 2014 -104 с.: илл.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-бытовая ориентировка, VIII, день недели, знание условий, знание частей помещения, коррекционная работа, практический материал, психофизическое развитие, социальная среда, социально-бытовое ориентирование.


Ключевые слова

социально-бытовая ориентировка, социльно-бытовая реабилитация., социльно-бытовая реабилитация

Похожие статьи

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Методика социально-психологической оценки малых групп

Представлен теоретический анализ изученности в науке темы социально-психологической оценки коллектива, представлено усовершенствование методики диагностики социально-психологического климата в малых группах и разработка расширенного цифрового вариант...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...

Похожие статьи

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Методика социально-психологической оценки малых групп

Представлен теоретический анализ изученности в науке темы социально-психологической оценки коллектива, представлено усовершенствование методики диагностики социально-психологического климата в малых группах и разработка расширенного цифрового вариант...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Психолого-педагогические особенности работы в группе с детьми 5–6 лет в условиях дополнительного образования (на примере группы раннего музыкального развития)

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Игровые технологии в ранней профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

В статье представлена авторская разработка — профориентационная игра «ПрофиТур» для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Приведены результаты ее адаптации и практической значимости для расширения знаний о профессиях, их...

Задать вопрос