Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. это — мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.
Ключевые слова:игра, школьник, деятельность, иностранный язык, развитие, обучение.
Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. «Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерный для животных и человека» — отмечается в Педагогической энциклопедии. [Николенко Л. А. «Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации», с. 24]
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция личности — учащийся, т. е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности — учебной, требующей большого напряжения сил. К школьнику в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения с взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Период адаптации к новым условиям в среднем длится полтора-два месяца при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические школьные формы и методы работы.
Термин «развивающие игры» прочно вошел в арсенал педагогов и родителей дошкольников и младших школьников. Однако в большинстве случаев игры, которым приписывается название «развивающие», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Это может свидетельствовать о том, что развитие с точки зрения взрослых понимается исключительно как расширение кругозора и освоения навыков. Эмоциональное благополучие ребенка, его удовольствие, интересы, его самостоятельное творчество при этом как бы не связывают с понятием «развитие», что, конечно же, глубокое заблуждение. Развитие — это всегда возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием что-то делает. Поэтому заинтересованность ребенка, его эмоциональная вовлеченность в игру вовсе не противоречит полноценному развитию, но, напротив, является главным его условием. Очень часто дидактическую игру понимают как средство обучения или как использование игрушек на занятиях. Например, на занятии мишка или зайчик показывает детям картинки и рассказывает новый материал. Такое «обыгрывание» учебного процесса вовсе не является игрой. Развивающая игра — это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на учебном занятии. Это, прежде всего, настоящая игра. Но в отличие от стихийной детской игры это педагогическое средство, созданное взрослым для развития какой-либо способности детей. Главное отличие игры от занятий состоит в том, что в игре решает свою собственную задачу, а на занятии выполняет задание взрослого. Знания, поданные ребенку в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же ребенок сам стремится научиться тому, чего он еще не умеет. В ситуации игры для ребенка очевидна необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют новых способов действия и новых представлений. Дидактическая, развивающая игра — полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет достаточно сложную структуру, которая включает цель игры, заданную взрослым, игровой замысел, а также правила действий, адресованные ребенку.
Цель игры — это то, для чего игра создана, на что она направлена. Цель игр, используемых в педагогическом процессе, всегда имеет два аспекта:
1) познавательный — то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
2) воспитательный — те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые усваивают дети в данной игре. [Павлова М. П. Педагогические воззрения А. С. Макаренко, с. 8–17]
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных способностей ребенка. Цель игры определяется взрослым, ребенок, естественно, не подозревает, что он усваивает в процессе игры.
В отличие от цели игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметами. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в свои руки.
Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других- выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т. п.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях, поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем компетентности и развития творческой инициативы ребенка, кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развиваем их творческие возможности и способности.
На уроках иностранного языка игры способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
В различных литературных источниках можно встретить несколько типов игр, используемых в учебном процессе.
Ролевые игры. В процессе игры участники разрабатывают определенные жизненные ситуации и при этом играют реальные роли участников этих ситуаций. Такие игры обычно вызывают повышенный интерес, но в то же время несколько сужают индивидуальное поле деятельности, ибо, изобразив для себя определенную роль, участник обязан следовать определенному сценарию, и, следовательно, в очень малой степени может быть самим собой. В то же время игры, как правило, просты и понятны, и в этом их несомненное преимущество.
Деловые игры — педагогическая форма моделирования различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения принятию решения.
Организационно-деятельностные игры. Их “непременным условием” является деятельность играющих. Образцы реальных ситуаций смогут выполнить свою функцию только в том случае, если рядом будет человек, который может создать по образцам новые образования, входящие в производственные структуры. Иными словами, это так называемое творчество, “творящее будущее”, когда конечный результат обладает высокой степенью неопределенности или вообще непредсказуемости. Этот тип игры несомненно более интересен, но требует значительно больших затрат труда как от организатора (преподавателя), так и от участников (учащихся). [Российская педагогическая энциклопедия, с.236–240]
Игры, используемые на уроках иностранного языка, можно разделить на два раздела.
Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры, занимающие по объему более трети пособий, поскольку овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых — освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений для закрепления пройденного материала.
Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения — могут, быть проявлены в играх на аудирование и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Совокупный анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы дает возможность рассматривать игры и игровые методы в качестве эффективных вспомогательных средств обучения младших школьников.
Именно в игре у школьника развиваются основные функции и нормы поведения различных людей, и это является основным в формировании его личности. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учебная деятельность, которая направлена не только на усвоение предметных знаний, но и подготавливает ребенка к новому виду деятельности, ведущему к развитию личности в подростковом возрасте — интимно-личностному, эмоциональному общению со сверстниками.
Литература:
1. Жаркова Л. А. «Игровые физкультминутки на уроках иностранного языка» // Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе», № 1. 2009г. — с.22–28.
2. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М.: Просвещение, 1978г. — 159с.
3. «Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия» / под ред. Е. А. Левановой — СПб.: Питер, 2007г. — 208с.
4. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976г. –143с.
5. Малинина И. А., Фролова Н. Х. К вопросу о повышении мотивации обучения — М.: Просвещение, 2011г. — 175с.
6. Николенко Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации — Псков, 1997г. — 143с.
7. Павлова М. П. Педагогические воззрения А. С. Макаренко. — М.: Трудрезервиздат, 1956г. — 290с.
8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2т., Т2 — М.: Москва 1993–1999г.г. — 431с.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры — М.: Владос, 1999г. — 360с.