Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка

5. Педагогика общеобразовательной школы
04.09.2019
298
Поделиться
Библиографическое описание
Куулар, Э. М. Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка / Э. М. Куулар. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/342/15276/.


Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор приходит к заключению о том, что ролевая игра, как игровая технология, играет большую роль в формировании и повышении мотивации обучающихся на уроках английского языка.

Ключевые слова: мотивация, игровая технология, ролевая игра, урок английского языка.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению мотивации учебной деятельности на уроках английского языка как явления, широко распространенного в методике.

В современной методике учебная мотивация рассматривается как процесс выбора школьниками учебных целей и активного, целенаправленного участия в учебном процессе (на основе личностного решения), направленного на достижение определенного результата, опосредованного поставленной целью [3, с. 52].

За последние десятилетия попытки изучить определение понятия мотивация и описать особенности его функционирования осуществлялись в ряде работ ведущих российских исследователей, таких как Рыжов В. В., Григорян С. Т., Гурвич П. Б. Маркова А. К. и т. д. [3, с. 53]. В их трудах выделяются следующие основные виды учебной мотивации для овладения иностранным языком: 1) коммуникативная (говорить и писать другу, коллеге на иностранном языке) [2, с. 9]; 2) лингвопознавательная (стремление к приобретению недостающих лингвистических знаний: изучение необходимого лексического минимума в соответствии программой обучения, занятия, ситуации, задания); 3) инструментальная (работа над фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, начиная с ознакомления и заканчивая контролем владения им) [3, с. 55] и т. д.

В первую очередь, следует выявить мотивацию у обучающихся к изучению языка. Каждый педагог должен провести анализ на основе исследования по мотивации, проведенного в учебном процессе с целью узнать, насколько обучающиеся мотивированы в изучении английского языка. Необходимо применить эмпирический метод в исследовании, например, проведение анкетирования (письменного), опроса, поскольку данный метод предполагает отметку своего отношения (нравится-безразлично-не нравится) [4, с. 45].

Немаловажную роль играет ряд правил, определяющих особенности при составлении анкетирования: 1. вопросы анкеты должны соответствовать возрасту и социальному происхождению опрашиваемых; 2. следует избегать возможности оценочных ответов (таких как «хорошо-плохо», «сильно-слабо» и т. п.); 3. анкета должна быть доступна, т. е. опрашиваемый должен понять вопрос и выбрать адекватный для него ответ; 4. важно использовать несколько вариантов вопросов (открытые и закрытые) [1, с. 134].

Так, для формирования и повышения мотивации на уроках английского языка можно применять различные способы: 1. создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры обучающихся в свои способности и возможности; 2. применение игровой технологии (языковые и ролевые игры); 3. применение проектной технологии (информационные, издательские и творческие проекты); 4. применение информационно-коммуникативной технологии (Power Point презентации, компьютерное тестирование, видеофильмы и т. д.) и многие другие.

Особо следует отметить игровую технологию в обучении английскому языку, т. к. использование игр, игровых форм и игровых приемов на уроках английского языка делает обучение языку содержательным, более качественным и интеллектуально насыщенным [3, с. 201].

В качестве примера можно привезти ролевую игру с элементами драматизации по теме «Кино» (сценарий диснеевского мультфильма «Бэмби»). Стоит отметить, что этот метод апробирован и проведен во втором полугодии 2018–2019 учебного года среди обучающихся 8 класса ФГКОУ Кызылского президентского кадетского училища.

Для этого необходимо реализовать ролевую игру в несколько этапов:

1. Определение цели игры:

  • Цель задания:

− развитие коммуникативной компетенции (усвоение правил общения в обществе);

− развитие профессиональных компетенций (творческой и познавательной активности, личности на основе сотрудничества);

− повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка.

  • Технические условия: компьютер с проектором или интерактивная доска, доступ в Интернет.
  • Уровень владения языком: А1-A2.
  • Участники: обучающиеся 8 класса.
  • Формулировка задания: разделитесь на группы, по сценариям сыграйте роли в игре «Бэмби». Побеждает группа, набравшая наибольшее количество баллов по итогам голосования.
  • Этапы выполнения задания:

1. этап подготовки (разработка сценарий — количество сценариев зависит от количества групп, общее описание игры);

2. этап объяснения условий игры (формулировка главной цели, выбор ситуации, психологическая подготовка участников игры) — преподаватель знакомит обучающихся со сценариями и правилами игры;

3. этап проведения игры (реализация игры в классе на уроке) — обучающиеся выполняют задание в группах;

4. этап анализа и сообщения результатов игры (анализ выполненных игровых действий, рефлексия, оценка и самооценка работы, рекомендации на будущее инсценирование ролевых игр).

— преподаватель определяет победителей по количеству баллов.

  • Планируемый результат: повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка.
  • Организация работы: групповая работа в классе.
  • Время выполнения: 30–40 минут.
  • Критерии оценивания: провести голосование по номинациям, например, лучший актер года, лучший актер второго плана, лучший режиссер года и т. п.

Выводы по окончании ролевой игры: 1. игра показала обучающимся свободную деятельность, дающую возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития; 2. игра стимулировала участников к достижению цели (победе); 3. игра помогла создать комфортное состояние на уроке английского языка и, в последующем, у обучающихся усилилось желание изучать предмет.

Таким образом, ролевая игра занимает особое место в методике обучения иностранным языкам, т. е. побуждает и мотивирует обучающихся к изучению языка.

Литература:

1. Ефремов О. Ю. Военная педагогика: учебник для вузов. 2-е изд., испр., и доп. — СПб.: Питер, 2017. — 640 с.

2. Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.

3. Шамов А. Н. Методика обучения иностранным языкам: практикум. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 269 с.

4. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. — М.: Филоматис, 2004. — 416 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
мотивация
игровая технология
ролевая игра
урок английского языка

Молодой учёный