Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор приходит к заключению о том, что ролевая игра, как игровая технология, играет большую роль в формировании и повышении мотивации обучающихся на уроках английского языка.
Ключевые слова: мотивация, игровая технология, ролевая игра, урок английского языка.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению мотивации учебной деятельности на уроках английского языка как явления, широко распространенного в методике.
В современной методике учебная мотивация рассматривается как процесс выбора школьниками учебных целей и активного, целенаправленного участия в учебном процессе (на основе личностного решения), направленного на достижение определенного результата, опосредованного поставленной целью [3, с. 52].
За последние десятилетия попытки изучить определение понятия мотивация и описать особенности его функционирования осуществлялись в ряде работ ведущих российских исследователей, таких как Рыжов В. В., Григорян С. Т., Гурвич П. Б. Маркова А. К. и т. д. [3, с. 53]. В их трудах выделяются следующие основные виды учебной мотивации для овладения иностранным языком: 1) коммуникативная (говорить и писать другу, коллеге на иностранном языке) [2, с. 9]; 2) лингвопознавательная (стремление к приобретению недостающих лингвистических знаний: изучение необходимого лексического минимума в соответствии программой обучения, занятия, ситуации, задания); 3) инструментальная (работа над фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, начиная с ознакомления и заканчивая контролем владения им) [3, с. 55] и т. д.
В первую очередь, следует выявить мотивацию у обучающихся к изучению языка. Каждый педагог должен провести анализ на основе исследования по мотивации, проведенного в учебном процессе с целью узнать, насколько обучающиеся мотивированы в изучении английского языка. Необходимо применить эмпирический метод в исследовании, например, проведение анкетирования (письменного), опроса, поскольку данный метод предполагает отметку своего отношения (нравится-безразлично-не нравится) [4, с. 45].
Немаловажную роль играет ряд правил, определяющих особенности при составлении анкетирования: 1. вопросы анкеты должны соответствовать возрасту и социальному происхождению опрашиваемых; 2. следует избегать возможности оценочных ответов (таких как «хорошо-плохо», «сильно-слабо» и т. п.); 3. анкета должна быть доступна, т. е. опрашиваемый должен понять вопрос и выбрать адекватный для него ответ; 4. важно использовать несколько вариантов вопросов (открытые и закрытые) [1, с. 134].
Так, для формирования и повышения мотивации на уроках английского языка можно применять различные способы: 1. создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры обучающихся в свои способности и возможности; 2. применение игровой технологии (языковые и ролевые игры); 3. применение проектной технологии (информационные, издательские и творческие проекты); 4. применение информационно-коммуникативной технологии (Power Point презентации, компьютерное тестирование, видеофильмы и т. д.) и многие другие.
Особо следует отметить игровую технологию в обучении английскому языку, т. к. использование игр, игровых форм и игровых приемов на уроках английского языка делает обучение языку содержательным, более качественным и интеллектуально насыщенным [3, с. 201].
В качестве примера можно привезти ролевую игру с элементами драматизации по теме «Кино» (сценарий диснеевского мультфильма «Бэмби»). Стоит отметить, что этот метод апробирован и проведен во втором полугодии 2018–2019 учебного года среди обучающихся 8 класса ФГКОУ Кызылского президентского кадетского училища.
Для этого необходимо реализовать ролевую игру в несколько этапов:
1. Определение цели игры:
- Цель задания:
− развитие коммуникативной компетенции (усвоение правил общения в обществе);
− развитие профессиональных компетенций (творческой и познавательной активности, личности на основе сотрудничества);
− повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка.
- Технические условия: компьютер с проектором или интерактивная доска, доступ в Интернет.
- Уровень владения языком: А1-A2.
- Участники: обучающиеся 8 класса.
- Формулировка задания: разделитесь на группы, по сценариям сыграйте роли в игре «Бэмби». Побеждает группа, набравшая наибольшее количество баллов по итогам голосования.
- Этапы выполнения задания:
1. этап подготовки (разработка сценарий — количество сценариев зависит от количества групп, общее описание игры);
2. этап объяснения условий игры (формулировка главной цели, выбор ситуации, психологическая подготовка участников игры) — преподаватель знакомит обучающихся со сценариями и правилами игры;
3. этап проведения игры (реализация игры в классе на уроке) — обучающиеся выполняют задание в группах;
4. этап анализа и сообщения результатов игры (анализ выполненных игровых действий, рефлексия, оценка и самооценка работы, рекомендации на будущее инсценирование ролевых игр).
— преподаватель определяет победителей по количеству баллов.
- Планируемый результат: повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка.
- Организация работы: групповая работа в классе.
- Время выполнения: 30–40 минут.
- Критерии оценивания: провести голосование по номинациям, например, лучший актер года, лучший актер второго плана, лучший режиссер года и т. п.
Выводы по окончании ролевой игры: 1. игра показала обучающимся свободную деятельность, дающую возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития; 2. игра стимулировала участников к достижению цели (победе); 3. игра помогла создать комфортное состояние на уроке английского языка и, в последующем, у обучающихся усилилось желание изучать предмет.
Таким образом, ролевая игра занимает особое место в методике обучения иностранным языкам, т. е. побуждает и мотивирует обучающихся к изучению языка.
Литература:
1. Ефремов О. Ю. Военная педагогика: учебник для вузов. 2-е изд., испр., и доп. — СПб.: Питер, 2017. — 640 с.
2. Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
3. Шамов А. Н. Методика обучения иностранным языкам: практикум. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 269 с.
4. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. — М.: Филоматис, 2004. — 416 с.