The article is discussed the role of cinema as a basis for social and moral education of children and youth. Education is understood as a purposeful process of human exposure, contributing to its formation as an individual. The role of cinema in overcoming the lack of spirituality of children and adolescents, shaping their life values.
Keywords: society, morality, spirituality, education, morality, lack of spirituality, cinema, help.
Развитие, прогресс, эволюция, рост — что общего между этими словами? Человеческое существо с момента рождения начинает адаптироваться к новым условиям, организм младенца привыкает к новой обстановке, проявляются рефлексы, новые ощущения, формируется восприятие и мироощущение. Ребенок подрастает, и у него появляется потребность в общении и познании, поэтому он переходит на новые ступени развития. Детский сад, школа, институт, работа — все эти институты социализации ему предстоит пройти. Социально-нравственное развитие и духовное воспитание подрастающего поколения создаст нормативную основу общества, в котором нет несправедливости, лжи, предательства, войн и насилия. Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности, формированию у него комплекса или отдельных видов культуры (физической, духовной, эстетической и др.). Тесно связано с обучением, так как многие его задачи достигаются именно в процессе обучения. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают многие факторы окружающей среды, включающие социальные условия, образ жизни, литературу и искусство, средства массовой информации [1]. Если мы хотим воспитать детей и подростков духовно развитыми и нравственно богатыми, нам нужно знать, что способствует их социальному развитию, ведь именно на примерах нравственности воспитывается человек.
Самое драгоценное в современном мире — это мир искусства. Театр, живопись, музыка, танцы, что из этого больше предпочитает подросток? Киноискусство — вот что помогает в нравственном развитии и воспитании молодежи. В настоящее время оно крайне необходимо обществу, ведь это поможет спасти молодежь от духовного обнищания. Ю. К. Бабанский отмечает, что «в современном мире часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах» [9, с. 170]. Дети и подростки становятся “жертвами” бездуховности и замыкаются в своем круге общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход молодых людей от общества в криминальный мир. Жизненные ценности детей и подростков формируются на основе телевизионной рекламы, мнений сверстников, иными словами — шаблоны, которые не всегда могут считаться общепринятым образцом. Одной из главных проблем молодежи в современном обществе можно назвать падение морали. Вечерние посиделки с пивом и сигаретами считаются лучшим времяпровождением с друзьями, мат искажает речь, хамство рассматривается как показатель уверенности в себе. Примером для подражания у подростков являются бандиты и преступники из любимых боевиков и сериалов, которые не запрещают молодежи, смотреть родители. Отечественный и зарубежный кинематограф «про бандитов», пошлые комедии, реклама пива, сигарет и прочая запрещаемая продукция, подталкивает подрастающее поколение к необдуманным поступкам. Телевизионные образы формируют нравственные идеалы ребенка. Но идеалы должны учить душевной доброте, морали и социальным нормам. Именно поэтому родители, учителя, решая задачи воспитания, должны опираться не только на предыдущий опыт поколений, но и применять современные методы в воспитании нравственности, которые доступны подрастающему поколению. Киноискусство — вот что нравится подросткам. Казалось бы, просто хобби или досуг, но сколько можно отразить в одном лишь фильме информации, чтобы та повлияла и изменила мировоззрение подростка. Правильный выбор фильма тоже немаловажная задача.
Кино формирует мировоззрение подрастающего поколения, обогащает его духовное начало, насыщает эмоционально. Также можно сказать, что кино имеет и психологическое воздействие. Ведь под действием кино возникают различные чувства и эмоции, вызванные улыбкой или слезами, радостью или грустью, возбуждением или ощущением душевного покоя. Кино может менять внутреннее состояние, его характер, поведение и даже привычки. Фильм — это мир идей, которые дети и подростки реализует в своем сознании.
Объяснить происхождение и значение словосочетания «духовно-нравственное воспитание» достаточно просто — их толкование есть в любом словаре. В русском языке духовность является отечественным социокультурным феноменом и пронизывает собой конкретную жизнь конкретного человека. Духовность личности предполагает приоритет ориентации человека на широкий спектр общечеловеческих и духовных ценностей, определяющих жизнь большинства людей. Л. Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, худшим — человека, эгоистически настроенного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде. Формирование духовных потребностей — важнейшая задача воспитания. А воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры [2]. Что же подразумевает под собой социальное воспитание? Социальное воспитание — забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений [3]. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе. Социальное воспитание представляет собой систему целенаправленного влияния общества на ценности, отношения и смыслы жизни отдельного человека, Социальных макрогрупп в интересах познавательной активности их членов, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями данного общества в направлении прогрессивного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека [4]. Понятие «нравственность» тоже немаловажное составляющее для социального воспитания. Понятие «нравственное развитие личности» звучит в контексте теории развития личности. Нравственность — категория внутренняя, отражающая нравственные потребности, которые зарождаются и претерпевают сложное развитие внутри личности. Понятие «нравственное развитие» как психолого-педагогический процесс не только правомерно, но и необходимо, так как оно имеет внутренний характер, а развивать можно то, что уже заложено в человеке. Нравственное развитие — это не формирование отдельных качеств личности, а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально-волевой сфере личности [5].
Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, телевидение, интернет — все это способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой социально-нравственного воспитания подрастающего поколения. Одна из задач, стоящая перед родителями, воспитателями, учителями, заключается в воспитании личности, способной социально адаптироваться, не имеющей проблем в общении с окружающими, устойчиво переносящей стрессовые ситуации и способности воспринимать чувства и эмоции других людей. Для ребенка, начиная с 2 лет показывают мультфильмы, которые являются для ребенка примером добра, ума, оптимизма, и толерантности, помогающие развивать фантазию, творческие способности. Правильно выбранные мультики путем восприятия на экране сюжета развивает у детей речь, логические способности, воображение, внимание, мышление. Кино — это одна из самых сильных и эффективных форм обучения
Иногда среди потока фильмов появляется тот, который пробуждает чувства, тревожит ум и надолго застревает в памяти. „Мальчик в полосатой пижаме“ — именно этот фильм. Грустная, глубокая и будоражащая притча о человеческой чистоте, которая всегда по ту сторону добра и зла. „Мальчик в полосатой пижаме” — фильм, который может научить нравственности и духовности подрастающее поколение. Кинофильм расскажет историю о восьмилетнем мальчике Бруно, который живет в Берлине, во времена Второй мировой войны. Бруно счастливый и беззаботный ребенок, который мечтает стать исследователем. Он еще по-детски наивен, но уже имеет массу человеческий достоинств, одним из которых является сострадание. Он познает мир чувствами. Логика взрослых для него совершенно не понятна — его мозг не способен еще воспринять некоторые события, образы жизней других людей, в том числе и основную идею, которую поднимают в этом фильме — идею расизма. Но мы не хотим углубляться туда, так как этот фильм и не о войне, как таковой. Этот фильм о войне глазами детей, которые не понимают всего происходящего. Фильм о мальчике, который увидел другую стороны борьбы, ту сторону, которой не должно быть вне зависимости, за какие идеи и кто борется. Мальчик искренне не понимает, почему евреи — враги. Особенно, когда встречает мальчика этой нации. Они становятся друзьями, хотя не должны ими быть. Взрослые ограничивают мальчика о возможности больше узнать, о том загадочном месте, в которое главный герой постоянно сбегал. Актер этого фильма будто на самом деле проживает эту историю, живет именно этим временем. Его эмоции, чувства настолько точно передают всю картину, что начинаешь верить, будто наблюдаешь не за экраном телевизионного фильма, а за реальной жизнью этого мальчика Бруно с большими проникновенными голубыми глазами. Фильм затронет темы, такие как отношения в семье, ложные представления об истории и о ложных идеалах и кумирах. Фильм о том, что нельзя слепо следовать идеям, ради которых убивают ни в чем неповинных людей. Фильм о дружбе и верности. О том, к чему могут привести грехи отца. Отец Бруно высокопоставленный нацистский чиновник, выполняющий честно свой долг перед родиной, с его точки зрения, но почему-то он скрывает правду от ребенка. Зачем же отец везет всю свою семью в то место, где рано или поздно всё вскроется? Отец мальчика творит историю, помогает своей стране. Сам мальчик гордится своим отцом, потому что окружающие восхваляют этого человека, и ребёнок по своей пока еще не разборчивости и наивности верит этому. Если отец Бруно выполнял благородную миссию, почему же тогда он не объяснил ребенку что такое концлагерь? Причина кроется в том, что детская душа здесь оказывается зеркалом истины. Ребенок чист, как ему объяснить, за что убивают таких же детей как он, почему лишают их близких? Довольно трудно это сделать. Ребенок бы не смог этого понять, а даже если бы и понял, то этот отпечаток надолго остался в его сердце.
Фильм актуален для сегодняшнего дня, ведь в современном мире дети, как и взрослые, вовлекаются в войны, теракты. Можно объяснить ребенку, что воюют против плохих людей, но как объяснить ему, за что убивают детей? Люди скрывают правду от своих же детей по той же самой причине, что и отец Бруно, герой фильма. А ведь вначале всё было так хорошо — добрый папа, красивая мама и приветливая сестра. А что осталось в конце? Смысл жизни потерян, сын погиб, и отчаянная дикая боль родителей, в особенности матери, которая пронзает всё существование, все мысли и чувства, боль от которой не спрятаться никуда, она давит, она поглощает. А сколько таких смертей было по всей стране? Миллионы Дети отвечают за грехи своих отцов. Концовка этого фильма пронизывает сердце. Бывает любовь до гроба, а есть дружба до смерти. Мальчик в полосатой пижаме и Бруно, рука к руке «Не бойся, это всего лишь душ» взгляд к небу, и осознание того, что нет, это не душ, это их неминуемая смерть и печь крематория. Бумеранг не вернется так же мгновенно, как это было в фильме. Такой фильм как «Мальчик в полосатой пижаме» стоит смотреть и показывать своим детям, чтобы оградить мир от ошибок прошлого, чтобы воспитывать в них нравственность, душевную доброту, как у Бруно, дружить не с равными тебе, а кому тянется сердце, безвозмездно помогать при первой же возможности, даже и куском хлеба. Мы не должны забывать историю и ужасы того времени.
Для того чтобы подчеркнуть глубину этого фильма и доказать, что он действительно воспитывает нравственность в подростках и детях, мы решили провести небольшое эмпирическое исследование с помощью методов опроса и наблюдения.
Для выявления роли кинематографа в жизни современных подростков и молодежи в социальной сети был проведен опрос 52 респондентов разного возраста. Респондентам были заданы следующие вопросы:1. Возраст. 2. Любите ли вы смотреть фильмы? 3. Какое кино вы предпочитаете? 4. Оцените качество современного отечественного кино по 5-ти бальной шкале 5. Оцените качество современного зарубежного кино по 5-ти бальной шкале 6. Какие киножанры вы предпочитаете? 7. Как часто вы смотрите фильмы? 8. Как вы выбираете фильмы для просмотра? 9. Воспринимаете ли вы «близко к сердцу» то, что происходит на экране? 10.Какие главные критерии влияния на вас при просмотре фильма? 11. Какие фильмы вам тяжелее всего смотреть? 12. Чувствовали ли вы влияние на себе различных фильмов? 13. Как вы считаете, какое влияние кино может оказывать на общество? 14. Какие отрицательные качества преобладают в фильмах? 15. В чем для вас состоит ценность просмотра кино? 16. Как вы считаете, для чего нужно смотреть фильмы?
На основании обработки результатов ответов респондентов можно отметить, что в опросе большинство опрашиваемых, являлись молодые люди возраста 14 — 19 лет (89 %). На вопрос “Любите ли вы смотреть фильмы” (100 %) респондентов ответили «да». Предпочитают в основном зарубежное кино (57 %). 78 % респондентов качество современных фильмов было оценено на 3 балла из 5. 77 % респондентов предпочитают комедии. Фильмы смотрят довольно часто, по опросу выяснилось, что почти каждый день. Кинофильмы воспринимаются близко к сердцу большинством респондентов (85 %). Наибольшее влияние в фильме на участников опроса оказывает “мысль, которую хотел передать режиссер”(45 %) и “реалистичность событий и действий”(30 %). Тяжелее всего смотрятся фильмы на военную тематику и жестокое обращение с детьми и животными (77 %). Кино формирует взгляд на жизнь. И, как считают 72 % респондентов, фильмы нужно смотреть для повышения культурного уровня. Из этого можно сделать вывод, что подрастающее поколение любит смотреть кино, но предпочитают в основном жизнерадостные жанры. Для того, чтобы воспринимать окружающую действительность реально, недостаточно смотреть только комедии, мультфильмы и фэнтези. Подросток должен уметь различать добро и зло, различать самобытность характеров, понимать, что такое моральные принципы, анализировать жизненные ситуации, которые встречаются в фильмах, учиться нравственности и подчеркивать для себя духовную основу кино. Для этого недостаточно смотреть один единственный жанр, который вызывает позитивные эмоции у подрастающего поколения. Основная цель кино — это побудить в зрителях нравственность, не создавать новый мир, а описывать уже существующий. Мир совсем не так красочен и загадочен, как это отображает жанр фэнтези. Наш мир реален. Поэтому в фильме “Мальчик в полосатой пижаме” показан глубокий рассказ о реальных событиях, происходящих в мире. В этом фильме нет монстров и страшилищ, настоящий ужас всегда прячется в обыденном — это и должен понимать подросток.
Опрос может дать достоверную оценку запрашиваемой информации, но намного интересней посмотреть на реальную обстановку, чувства и переживания людей, понаблюдать за их переменами в эмоциях, поэтому было решено провести эксперимент в реальных условиях. Эксперимент проводился в рамках школы, на классном часе, в кабинете информатики, с большим проекторным экраном, где учащиеся и смотрели фильм. Участниками эксперимента являлись ученики 10 класса в составе 23 человек. Изначально целью являлось наблюдение за реакциями и эмоциями старшеклассников, поэтому мы просто предложили посмотреть фильм без каких-либо целей и предысторий. В самом начале фильма учащиеся были в расслабленном и хорошем расположения духа. Это было заметно по их расположению за партами. Расслабленное лицо, руки на партах, ладонями вверх, ноги не скованы, плечи откинуты на спинку стула. В фильме в это время рассказывалась о семье главного героя, о радостных моментах, беззаботных и веселых играх мальчика с его друзьями. Далее учащиеся начинали менять свое положение за партами. Скрещивание ног и пальцев, сосредоточенное лицо, особенно у мальчиков, сменное движение на стуле. Некоторые учащиеся начинали шепотом спорить или объяснять некоторые моменты соседу за партой. В фильме выяснилось, что главный герой нашел себе друга, Бруно тайком выносил из дома еду и бежал к своему новому другу Шмулю, чтобы накормить его и поиграть в мяч. Друг мальчика оказался из концлагеря, Шмуль рассказал ему, что потерял отца, и Бруно обещает помочь найти его папу. Испытуемые при этом моменте вели себя очень напряженно. Постукивания и перебирание пальцев свидетельствовало о волнении, ноги были зажаты либо скрещены, разговоры и перешептывания отсутствовали, так как приближался финал фильма, и старшеклассники уже догадывались о трагичном исходе фильма. Выражения лиц испытуемых поменялось. Учащиеся были шокированы. Некоторые сжимали рукава одежды, теребили ручки или тетрадки, девочки были готовы расплакаться, так как постоянно касались уголка глаза, либо запрокидывали голову назад. Фильм закончился, но испытуемые в течение минуты не произнесли не единого слова. Как потом рассказали, они ждали продолжения и думали, что у фильма должен быть хороший конец. Началось бурное обсуждение фильма. Это заставило задуматься старшеклассников, они утверждали, что это несправедливо и так не должно быть. Люди должны быть добрее и не совершать жестоких поступков.
Проведенный эксперимент доказал, что влияние киноискусства на человека, безусловно, велико. Просмотр киноленты с какими-либо событиями влияет на сознание человека значительно больше, чем если бы это объяснялось с помощью слов. Сама природа кино социализирует людей, объединяет их — и не только потому, что оно является синтезом всех прочих искусств, но и потому что кино учит нравственности. А без обучения нравственности даже самые грамотные люди не смогут взаимодействовать и нормально функционировать в обществе, где, помимо знаний, существует и человеческие аспекты морали и нормы. Просмотр фильмов дает детям и молодежи представление об определенных типах поведения человека в обществе. Герои фильмов, в данном случае ”Мальчик в полосатой пижаме”, учат детей доброте, заботе, душевной стойкости, детской невинности, дружбе, любви и другим качествам, которые раскрывает этот фильм. Таким образом, киноискусство, является главным социально-нравственным и духовным составляющим в воспитании детей и молодежи, ведь киноискусство не для ученых, а для неграмотных [7].
Литература:
- Бабанский. Ю. К. Педагогика. [Электронный ресурс]. Код доступа — http://www.detskiysad.ru/ped/ped142.html
- Вайнер Э. Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. — М.: Флинта, 2012. — 144 с.
- Выршиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В. И., Филонов Г. Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://soc-education.ru/institute/libraries/Elektronnaya-Biblioteka/Prohorova-ActualProblemsDuhNravstvRazvMolodezhi.pdf.
- Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога [Электронный ресурс]. Код доступа — http://works.doklad.ru/view/T94pWtXgKJM/4.html.
- Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М. Сфера: 2004–480 с.
- Крупская Е. А. Пед. Совет на тему: «нравственно-духовное становление личности в учебно-воспитательном процессе» Статья [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.studfiles.ru/preview/2623782/page:3/
- Херцог В. [Электронный ресурс]. Код доступа — http://citaty.su/kino-aforizmy-i-citaty-pro-kino