Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Клементьева, Ю. Н. Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка / Ю. Н. Клементьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — URL: https://moluch.ru/archive/544/118956/ (дата обращения: 07.11.2024).

Препринт статьи



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка. В статье автор даёт обобщённую характеристику понятия социокультурной компетенции и субкомпетенций, входящих в её состав, рассматривает сложности в работе над компетенцией и пути их преодоления. Кроме того, автор делится практическим опытом работы над формированием социокультурной компетенции.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, английский язык, иноязычная культура, критическое мышление, успешное овладение, учебный процесс.

В соответствии с новыми ФГОС целью иноязычного образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции. Сегодня недостаточно лишь умений в основных видах речевой деятельности, чтобы коммуникативная компетенция считалась сформированной. Помимо этого учащиеся должны иметь представление о культуре страны изучаемого языка (сюда можно включить безэквивалентную лексику, этикет, географические и политические особенности, историю, традиции, особенности жизни сверстников и т. д). Изучение иноязычной культуры помогает расширению кругозора учащихся, повышению их познавательного интереса и развивает готовность принимать особенности менталитета и особенности поведения носителей языка при общении.

Проблемой формирования социокультурной компетенции занимаются многие учёные, например, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, Л. Г. Кузьмина, Д. Г. Шумаков и др. Каждый исследователь даёт своё определение социокультурной компетенции. В обобщённом виде социокультурную компетенцию можно определить, как совокупность знаний о реалиях страны изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка; умение применять эти знания на практике общения и соблюдать специфические обычаи, нормы этикета, правила и стереотипы поведения, моральные и духовные законы.

Социокультурная компетенция представляет собой совокупность нескольких субкомпетенций. Различные исследователи выделяют от четырёх до восьми субкомпетенций. Наиболее часто выделяются страноведческая, поведенческая, психологическая и лингвокультурная субкомпетенции. Страноведческая компетенция подразумевает знание географии, политического строя, традиций, истории, национальных праздников и искусства страны изучаемого языка. Поведенческая включает владение речевым этикетом, средствами невербального общения. Психологическая — представление об особенностях национального менталитета, чертах национального характера, чувство толерантности по отношению к этническим особенностям, преодоление предрассудков. Лингвокультурная — знание социально и культурно маркированных лексических единиц, умение выбирать их в соответствии с содержанием высказывания. Успешное овладение социокультурной компетенцией возможно только при параллельном развитии всех субкомпетенций, оно позволяет учащимся использовать необходимые знания и модель поведения, наиболее подходящие к конкретной ситуации общения с носителем изучаемого языка.

К основным сложностям формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка можно отнести:

  1. отсутствие языковой среды;
  2. временные рамки урока;
  3. нехватка аутентичных материалов;
  4. неподготовленность учащихся к реалиям иноязычной культуры.

Преодоление упомянутых выше сложностей возможно через:

  1. включение в учебный процесс аутентичных материалов, отражающих культуру стран, где говорят на английском языке. Это могут быть фильмы, музыка, литература, реклама, объявления, афиши и т. д.;
  2. организация проектной деятельности. Выполнение проектов, связанных с культурными темами, позволяет учащимся исследовать и представлять информацию о культуре, что способствует более глубокому пониманию и развитию критического мышления;
  3. использование коммуникативных методов обучения. Применение активных методов обучения, таких как ролевые игры, дебаты и дискуссии, помогает учащимся практиковать язык в контексте реальных ситуаций, что способствует развитию социокультурной компетенции.
  4. обсуждение культурных различий. Проведение уроков, на которых обсуждаются культурные различия и стереотипы, помогает учащимся развивать толерантность и уважение к другим культурам;
  5. использование информационных технологий. Внедрение цифровых ресурсов, таких как онлайн-курсы, вебинары и виртуальные экскурсии, может расширить доступ к культурным материалам и сделать обучение более интерактивным.

Использование аутентичных материалов создаёт иллюзию приобщения к языковой среде, что является одним из важных факторов успешного овладения иностранным языком, поэтому я на своих уроках часто заменяю тексты из УМК на материалы, взятые из Интернета (статьи из газет, журналов, блогов, энциклопедий и т. д.). В УМК «Английский в фокусе 11» Culture Corner 3 модуля посвящён статуе Свободы. Раздел Culture Corner и так посвящён формированию социокультурной компетенции, но я решила усилить эффект и привлечь аутентичные материалы. Текст для урока был взят с сайта www.history.com, а видео — с канала youtube.

  1. Look at the picture and guess the name of the monument. Сначала показываю рисунок А, если возникают затруднения, показываю рисунок B, а после отгадки — рисунок С.

  1. Brainstorm: what do you know about the Statue of Liberty?
  2. In pairs read the facts about the Statue of Liberty and decide if they are true or false.

  1. Compare your answers with the rest of the class.
  2. Watch the clip and fill in the gaps.

  1. Read the text on the site www.history.com/topics/landmarks/statue-of-liberty and check if your ideas about true false facts were correct.
  2. Discuss your answers.
  3. How is the following related to the Statue of Liberty: Emma Lazarus; July 4, 1776; 4 months; 1875; 12 million; more than 200; 93 metres; Bartholdi; 100 days; Eiffel; 1886.
  4. Use the questions as a plan to talk about the Statue of Liberty:
  5. Why was the statue created?
  6. Who was the sculptor?
  7. What were the French and the Americans responsible for?
  8. Where did the money for the statue come from?
  9. How did Bartholdi depict Liberty?
  10. Who created the skeleton of the statue?
  11. How was the statue delivered to the USA?
  12. When was the statue declared the national symbol?
  13. Why is the statue green?
  14. How can tourists get to the top of the statue?
  15. In groups dicuss the following questions and present your answers to the class:
  1. What do you think of New York’s Statue of Liberty?
  2. How would you define liberty?
  3. What are civil liberties and how important are they to you?
  4. What extra liberties would you like to have?
  5. Would you fight to protect your liberty?

Одна из технологий, которой я регулярно пользуюсь при работе с лингвострановедческим материалом, это веб-квест. В УМК «Английский в фокусе 11» в разделе Across the Curriculum даны тексты, сравнивающие богатые семьи викторианской эпохи и семьи рабочего класса. Мне захотелось расширить знания учащихся об этой интереснейшей эпохе и я составила веб-квест. По итогам веб-квеста учащиеся составляли презентацию, которую должны были защитить.

Victorian Era WebQuest

Use each link provided to answer the correlating question. The product of your work will be a PowerPoint presentation.

1. What did it mean to be a member of the «Middle Class?»

https://backinthedayof.co.uk/the-victorian-class-system

2. What group of people did the lower class mainly consist of?

https://19thcentury.us/19th-century-lower-class/

  1. How did the Industrial Revolution affect the Victorian Era?

https://www.victorians.co.uk/industrial-revolution

  1. How did the Industrial Revolution affect life expectancy and why?

https://bikehike.org/how-did-the-industrial-revolution-affect-health-and-medicine/#How_did_the_Industrial_Revolution_impact_health

  1. What affect did the Industrial revolution have on the average household?

http://www.hiddenlives.org.uk/articles/poverty.html

  1. Describe the dress code during the Victorian Era for men AND women.

https://victorian-era.org/victorian-era-attire-for-men-and-women.html

  1. What was extremely important during the Victorian Era? Explain, in detail, these rules.

https://www.youtube.com/watch?v=RvuwH2b34Kk

Сегодня миллионы людей общаются в соцсетях, играют в командные компьютерные игры с людьми со всего мира, смотрят tik tok видео, слушают песни на английском языке. Время от времени мои ученики подходят ко мне с вопросом «Как переводится это слово?» И чаще всего слово оказывается сленговым, поэтому на уроках я стараюсь вводить и отрабатывать часто встречающуюся сленговую лексику. Ведь сленг необходим для диалога с носителями, если мы хотим общаться с лёгкостью и уверенностью. Усвоив сленг определённой группы людей (подростков, например) ты становишься к ним ближе, становишься частью этой группы. Знание сленга необходимо, чтобы избегать недопонимания или абсолютно неправильного понимания собеседника. Сленг регулярно встречается в фильмах, песнях, рекламе, ТВ-шоу, так что без него не обойтись при формировании социокультурной компетенции. Главное, обсудить с учениками, где будет уместно употребление таких слов, а где от них лучше воздержаться.

Упражнения, которые я использую при работе со сленгом: соотнести синонимы, выбрать правильный ответ, заменить сленговое слово в предложении на общеупотребительную лексическую единицу.

Answer the questions below, using slang words:

  1. Have you ever flunked a class, and how did you handle it?
  2. Which habit or trait of yours might make you a pain in the neck for your friends or family?
  3. What decision you made required guts, and how did it turn out?
  4. Is there a skill you’ve tried to learn but ended up with zilch progress?
  5. If you had a chance to invest your bread in any business, what would it be?
  6. What’s the most interesting stuff you’ve learned recently?

Choose the correct answer:

  1. Wow, that is a great car!

A) awesome B) able C) action

  1. After staying awake late at night studying, I felt tired the next day.

A) an angel B) an all-nighter C) an atmosphere

  1. This place is so boring, I want some excitement .

A) action B) ape C) aggravation

  1. Don't be such a coward and go do it.

A) cow B) carrot C) chicken

Rewrite the sentences without using slang words:

  1. He's a whiz when it comes to computers.
  2. Those are wicked shoes. Where did you get them?
  3. She is nuts if she thinks I care.
  4. He is such a pain in the neck.
  5. I wish they didn't make such a racket this late at night.

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Это не только способствует более глубокому пониманию языка как средства общения, но и помогает учащимся осваивать культурные особенности стран изучаемого языка. Интеграция социокультурных аспектов в учебный процесс позволяет развивать критическое мышление, толерантность и уважение к многообразию культур, что особенно важно сегодня, в эпоху глобализации.

Литература:

  1. Еремеева О. В. К вопросу о структурном и содержательном наполнении социокультурной компетенции / Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — № 2. — С. 20–22.
  2. Савинова Н. А., Михалева Л. В. Аутентичные материалы как составная часть формирования коммуникативной компетенции / Вестник Томского государственного университета. 2007. С. 116–119
  3. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / — 1-е изд. — Воронеж: Истоки, 1996. — 238 c.


Задать вопрос