Развитие навыков языковой компетенции при подготовке к единому государственному экзамену по английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дробинина, Ю. С. Развитие навыков языковой компетенции при подготовке к единому государственному экзамену по английскому языку / Ю. С. Дробинина, Ю. Г. Киктева, М. А. Таранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52272/ (дата обращения: 16.12.2024).



Формирование языковой компетенции — главная цель обучения иностранному языку. Что подразумевается под понятием «языковая компетенция»? Языковая компетенция — это сложная психологическая система, которая включает в себя, кроме сведений о языке, усвоенных в ходе специального обучения, накопленный в повседневном использовании языка речевой опыт, и сформированное на его основе чувство языка.

Языковая компетенция — это достижение определённого уровня владения орфографическим, фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами речи и способностями использовать языковые средства для построения правильно сформулированных высказываний. Языковая компетенция формируется в различных видах речевой деятельности, которая осуществляется как в устной, так и письменной форме.

На уроках английского языка мы стремимся к формированию у обучающихся всех видов речевой деятельности, то есть лексико-грамматического, аудирования, говорения, чтения, письма. С этой целью мы с учащимися прослушиваем аутентичные тексты и диалоги, направленные на общее и полное понимание, извлечение конкретной информации. Мы читаем аутентичные тексты, учимся составлять резюме (CV) и готовимся к собеседованию. Мы конструируем диалоги, заполняем анкеты, пишем эссе, говорим о себе, своих интересах и увлечениях, трансформируем тексты, знакомимся с новой лексикой, выполняем грамматические упражнения, описываем и сравниваем увиденное.

Кроме того, предлагаем учащимся разнообразные виды заданий, которые позволяют выражать свои мысли логически и разнообразно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

В качестве примера хотелось бы представить разработанный и проведенный нами урок общеметодологической направленности в 10 классе на тему «Learning foreign languages» (Изучение иностранных языков).

Целью урока является активизация навыков устной речи посредством мотивации через работу с аудиотекстом.

Образовательной задачей урока является развитие навыков языковой компетенции, устной речи по теме. Развивающая задача включает в себя знакомство с иноязычной культурой через межкультурный компонент. Воспитательная задача подразумевает развитие настойчивости и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; активизация познавательной инициативы обучающихся и формирование их социальной компетентности.

В качестве планируемого результата мы выделили следующие предметные умения:

  1. Воспринимать информацию на слух с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
  2. Отвечать на вопросы собеседника, высказывая своё мнение в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала.

Мы обозначили следующие УУД:

Личностные: владение общим представлением о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.

Коммуникативные: развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.

Познавательные: развитие умения извлекать информацию из прослушанных текстов, строить речевые высказывания, сравнивать, анализировать, классифицировать полученную информацию.

Регулятивные: осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей.

Рассмотрим подробно каждый этап урока.

  1. Во время организационного этапа мы предложили учащимся самим определить свое настроение и настрой на урок. В качестве помощи мы подготовили мультимедийную презентацию.

https://img07.rl0.ru/c954727a5de10e3b4b2e1ad8a92c14d6/c1300x897/previews.123rf.com/images/tigatelu/tigatelu1211/tigatelu121100021/16515884-Emoticon-smiley-with-thumb-up-Stock-Photo.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=20de63d8fcd61b97efca830a5aac6cab&n=33&h=215&w=295

Happy, joyful, cheerful, glad, high-spirited, optimistic, excited, calm

Unhappy, sad, upset, sorrowful, low-spirited, pessimistic, nervous, scared

Целью данного этапа является настрой на общение на английском языке, включение их в иноязычное общение, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной задаче.

“Hello, boys and girls! Please, take your seats! Nice to meet you. As usual my first question to you: How are you feeling now? You can use the table to describe your mood.

Sorry, that some of you’re feeling uncomfortable. I do hope that by the end of the lesson you'll change your mood for the better and learn something new.

Формируемые УУД:

Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

  1. Этап целеполагания

Цель учителя на данном этапе — поставить познавательную задачу перед обучающимися.

Цель учеников — сформулировать задачу урока.

Описание хода урока — на данном этапе ученики отвечают на наводящие вопросы, сами делают выводы о теме и цели урока.

Учитель использует подобные вопросы:

1. Is it important to learn foreign languages?

2. What’s the best way to learn a foreign language?

3. Can the Internet be helpful when learning a foreign language and how?

4. What careers are possible if you speak a foreign language?

5. What languages would you like to learn in future?

Формируемые УУД:

Познавательные: Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

Регулятивные: Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные: Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная)

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

  1. Этап актуализации ификсирования индивидуального затруднения впробном учебном действии.

Цель учителяразвитие навыков аудирования. Учебный разговор.

Цель обучающихся анализ действий по заданной теме;

определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;

обоснование выбора способов действий.

Учащиеся получают таблицы и работают с ними, составляют собственные примеры с идиомами. Пример идиом — brokenEnglish(In broken English he told the taxi driver where he wanted to go.) to speak the same language (The opposing political groups don't speak the same language about the environment.)

Учащиеся слушают аудиозапись и отвечают на вопросы текстового этапа — время просмотра 3 минуты, время ответов на вопросы 3 минуты.

Формируемые УУД:

Познавательные: Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.

Регулятивные: Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Коммуникативные: Способность

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение (позицию).

Личностные: Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях.

  1. Этап активизации навыков устной речи.

Цель учителяподготовить учащихся к продуктивной речи.

Цель обучающихсяразвить у себя умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

На данном этапе учитель предлагает найти определения предложенным словам (работа с карточками).

attend

go to regularly (formal)

beforehand

earlier

Fascinating

extremely interesting

compete

take part in

typical

showing all the characteristics that you would usually expect from a particular group of things

colloquial

informal and more suitable for use in speech than in writing

make a right mess of

do something badly

struggle

very difficult task, an effort

supporting

encouraging

sympathetic

kind to someone who has a problem and willing to understand how they feel

Формируемые УУД:

Познавательные: Осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: Использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.

Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

На данном этапе старшеклассникам также предлагается выразить собственное отношение к изучению иностранных языков. Они готовят монолог, стараясь ответить на следующие вопросы:

What is the most difficult thing about English for you?

What is the easiest thing about English for you?

In your opinion, what is the best way to learn English?

What is the most effective language learning method for you?

How do you think English will be helpful for your future?

  1. Рефлексия

Цель учителя-подведение изученного материала урока, установление эмоционального контакта.

Цель обучающихся — осуществить констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Учитель благодарит обучающихся за работу: «Thank you very much for your work, interesting opinions and cooperation. Your ideas were really creative. You spoke fluent enough. It was a real delight to communicate with you.

And now again how are you feeling?

Have a nice day!»

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Делают выводы.

Формируемые УУД:

Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: Осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека.

  1. Итоговый этап учебного занятия

Цель учителяразвитие навыков письма во время выполнения письменного домашнего задания.

Цель обучающихся– осмыслить и записать домашнее задание.

Объяснить, что они должны сделать в процессе домашнего задания.

Учитель объясняет детям домашнее задание: «Be ready to speak on the topic (at least 10 sentences). Some people say «I'm no good at learning languages». Is this just a question of attitude (because of a previous bad experience) or were some people born lacking the ability to learn a new language?

Формируемые УУД:

Познавательные: Осуществлять анализ информации.

Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия.

Литература:

  1. Ангелина Рудакова, Виктория Тюльнина Обучение коммуникативной компетенции на иностранном языке / Ангелина Рудакова, Виктория Тюльнина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 606 c.
  2. Верисокин, Ю. И. Английский язык. 8–11 классы: конспекты уроков. Развитие коммуникативных компетенций. Использование речевых опор / Ю. И. Верисокин. — Москва: Гостехиздат, 2014. — 954 c.
  3. Надибаидзе, О. Ш. Речевая компетенция говорящего / О. Ш. Надибаидзе. — М.: Флинта, Наука, 2009. — 192 c.
  4. Фоменко, Е. А. Английский язык. 7–11 классы. Готовимся к итоговой аттестации (ЕГЭ и ГИА). Раздел «Говорение». Формируем коммуникативную компетенцию. Учебно-методическое пособие / Е. А. Фоменко. — М.: Легион, 2014. — 453 c.
  5. Чумакова, М. И. Развитие профессиональной компетентности педагогов. Программы и конспекты занятий с педагогами / М. И. Чумакова, З. В. Смирнова. — М.: Учитель, 2014. — 136 c.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая компетенция, домашнее задание, обучающийся, устная речь, учебная деятельность, учитель, английский язык, иностранный язык, письменная форма, речевая деятельность.


Похожие статьи

Стратегии развития аудитивных умений учащихся при их подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Основы подготовки к олимпиаде по английскому языку

Рекомендации по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по иностранному языку

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому: как выбрать репетитора онлайн и достичь высоких результатов на экзаменах

Критерии выбора репетитора по английскому для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Преимущества онлайн-обучения и индивидуального подхода в освоении языка и подготовке к экзаменам.

Курсы подготовки к ОГЭ по английском языку

Обучение аудированию на продвинутом этапе обучения иностранному языку

Использование тестовых заданий для эффективной подготовки к ЕГЭ по географии

Обобщение системы работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике

Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту

Мониторинг готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации по информатике

Похожие статьи

Стратегии развития аудитивных умений учащихся при их подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Основы подготовки к олимпиаде по английскому языку

Рекомендации по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по иностранному языку

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому: как выбрать репетитора онлайн и достичь высоких результатов на экзаменах

Критерии выбора репетитора по английскому для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Преимущества онлайн-обучения и индивидуального подхода в освоении языка и подготовке к экзаменам.

Курсы подготовки к ОГЭ по английском языку

Обучение аудированию на продвинутом этапе обучения иностранному языку

Использование тестовых заданий для эффективной подготовки к ЕГЭ по географии

Обобщение системы работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике

Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту

Мониторинг готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации по информатике

Задать вопрос