Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 31.03.2015

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Арингазинова, А. М. Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний / А. М. Арингазинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 721-724. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16793/ (дата обращения: 16.12.2024).

Учитель — как много смысла в этом слове… Для каждого человека оно имеет различную окраску. Талант учителя заключается в умении передать знания другому, и в умении делать трудные вещи легкими. Для того чтобы воспитывать других, он должен быть воспитан сам. И как сказал М. Монтень: «Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому». Один из методов решения проблемы, на сегодняшний день очень активно использующийся в мировой практике, независимо от того, в какой области деятельности возникла проблема – это использование Action Research (исследование в действии). Action Research - это форма исследования, созданная для использования учителями при решении проблем и развития профессиональной практики.

В 2014 году я стала преподавать информатику углубленного уровня у учеников 11«E», «F» классов. Данная группа состоит из 10 учеников двух классов. На первых уроках я столкнулась с несколькими взаимосвязанными проблемами в данной группе. Во-первых: ученики с разных классов. Во-вторых: ученики с разным уровнем знаний по предмету «Информатика». В-третьих: неподготовленность восприятия специфической информации, а именно увеличение недельной нагрузки по предмету «Информатика» в 6 раз, в отличие от предыдущего года обучения, так как в предыдущем классе предмету «Информатика» было выделен 1 час в неделю. Помимо 6 учебных часов, данной группе был выделен 1 элективный час для углубленного изучения объектно- ориентированного программирования.

Темой своего исследования я выбрала «Повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний». При составлении SWOT-анализа было выявлено, что дети мотивированны, из благополучных семей, но обнаружилась следующая проблема: дети не дружат, так как являются учащимися разных классов. Учитывая все перечисленное выше, я решила, прежде всего, сплотить коллектив, улучшить атмосферу сотрудничества через диалоговое обучение, так как считаю, что отсутствие благоприятной психологической среды отрицательно влияет на их мотивацию, успеваемость, а самое главное комфорт внутри группы. Ученику необходимо, чтобы его понимали другие ученики. Если ученик неуютно чувствует себя в классе, нехотя выступает на уроке, это выводит его из состояния продуктивного сотрудничества. Он испытывает неуютность на уроке. Ученик теряет интерес, потому что очень сложен материал, интерес к обучению начинает резко снижаться, а это ведет к снижению качества успеваемости по всей группе. Чтобы такого не допустить, я, как учитель-предметник, должна внести изменения в свою учебную деятельность для исправления сложившейся ситуации.

Выявление проблемных зон происходило с помощью SWOT-анализа.

Таблица 1

SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные возможности

Угрозы, риски

Высокий уровень мотивации учеников, благополучный социальный статус. Недельная нагрузка — 6 часов.

Позитивное восприятие окружающего мира

Слабые коммуникативные навыки внутри группы.

Имеется контраст в знаниях, умениях, навыках. Преобладание мальчиков в группе. 4 девочки из 10 учащихся

 

Сплоченность коллектива. Улучшение атмосферы сотрудничества через диалог. Повышение качества знаний в группе.

Создание благоприятной психологической среды

Межличностные конфликты. Подавление потенциальных лидеров в группе. Снижение мотивации

 

В ходе подробного изучения полученных данных я выделила проблему, которая будет решать основные проблемные зоны.

Одним из средств сбора информации было проведение нулевого среза знаний по предмету «Информатика». Данный срез показал следующую картину, представленную на таблице 2.

Таблица 2

Анализ нулевого среза с годовыми оценками

Количество «5»

Количество «4»

Количество «3»

Количество «2»

Средний балл по группе

Средний балл предыдущих годовых оценок

0

5

4

1

3,4

4,4

 

Исходя из таблицы видно, что средний балл нулевого среза по группе отличен от среднего балла предыдущих годовых оценок учащихся: снижен на 1. Данный показатель говорит о том, что уровень владения знаниями на начало учебного года имеет отрицательное снижение. Это означает, что уровень учебной программы в старшей школе намного выше так, как предмет «Информатика» в 11 классе является предметом по выбору, что говорит об углубленном изучении данного предмета.

При детальном наблюдении за учащимися было выявлено, что дети являются одними из сильных учащихся в школе. Дети активно вовлечены в учебную деятельность. Большая часть учащихся работает с учителями по программе развития одаренных и талантливых детей на опережение, с учетом их интеллектуальных способностей. Известно, что если талант и способности детей не развивать, то происходит определенный сбой и дети начинают утрачивать свои знания, способность к успешному обучению.

Ключевой исследовательский вопрос своего исследования я определила следующим образом: показать, что через диалоговые методы обучения улучшится взаимоинформированность, взаимопонимание и взаимодействие детей. Используя диалог в учебном процессе, я преследовала цель раскрепостить ученика внутри коллектива, а это задача не решалась за один урок. Я часто замечала зажатость, скованность ученика. В случае выявления данных признаков, я выступала в роли подмостков для ученика. Чаще использовала методику работы в малых группах, где ученики вначале привыкали к непривычному кругу общения.

В конце первой четверти я провела небольшое анкетирование, с целью выявления фактов исследования. В анкете были следующие вопросы:

-          с каким чувством Вы идете на урок информатики?

-          что мешает, по Вашему мнению, усвоению материала на уроке?

-          какие формы урока Вам нравятся?

-          нравится ли работать индивидуально на уроках информатики? Почему?

-          любите ли Вы работать в парах, в малой группе?

-          какая форма обучения Вам способствует запоминанию и усвоению информации?

При анализе полученных результатов анкетирования, выяснилось, что ученики любят работать в парах, у некоторых имеется дискомфорт при работе индивидуально, так как они не всегда могут справиться с задачами на уроке самостоятельно. Сильные ученики ответили, что индивидуальная работа не вызывает у них страх. На урок информатики идут с интересом, но есть страх неусвоения информации из-за тяжести материала, данный пункт наблюдается у девочек. На вопрос «какая форма обучения Вам способствует запоминанию и усвоению информации» ученики в основном ответили, что они легко запоминают информацию, если их сверстник им помогает в некоторых моментах, или когда учитель индивидуально объясняет тяжелый материал. Ученикам очень нравится, когда все вместе обсуждают и решают поставленные задачи.

В целом, результаты данного анкетирования можно оценить как положительные.

На практике я ставила перед собой задачу показать, что непосредственное взаимодействие ученика с равным себе даст больший эффект, чем взаимодействие учителя и ученика. Улучшение атмосферы коммуникативности дало возможность создать благоприятный психологический климат для более полного раскрытия потенциала каждого ученика, независимо от уровня интеллектуального развития, а также статуса в классе, возможность научить детей совместной работе. Также я ставила себе цель - дать каждому ученику эмоциональную и содержательную поддержку, возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, групповой работе. Главный акцент, конечно же, делался на изменении коммуникабельности учащихся через групповую работу класса в целом. Просматривая видео и анализируя полученные результаты, я получала полную картину действий всех учащихся. Для сбора более полной информации, а также для того чтобы узнать мнение детей об уроках, преимуществах групповой работы, я провела «Голос ученика». Как писала Джин Раддок, общение с учениками имеет своей целью понять, что такое обучение с точки зрения его восприятия, и как улучшить обучение для отдельных учеников и групп. В анкете участвовали все учащиеся. Для меня было важным услышать мнение учеников о прошедших уроках. Данная анкета была для меня очень важна, так как общение с учениками по вопросам преподавания и обучения, способствует развитию у учащихся саморегулирования. Я получила информацию к размышлению и оценку своей деятельности из уст учеников, что было очень полезно, а также я определила уровень комфортности детей при работе в группах. Пожелания и замечания ребят я учла при планировании следующего урока. Анкетирование имеет большую ценность, так как это один из способов получения информации быстро, анонимно, в разрезе всего класса. [1, с. 178]

Мои наблюдения приводили к уверенности в правильности выбранного задания. Тот факт, что дети принимают участие в предлагаемых видах деятельности, говорит о том, что «процесс пошел».

В ходе серии уроков по разделу «Алгоритмы и программирование», проведенной в форме групповой работы с применением модуля «Диалоговое обучение», к последнему уроку стали складываться навыки сотрудничества, «недружная» работа наблюдалась лишь эпизодически. У ребят повысился интерес к предмету. Дети шли на урок с интересом. Правильный выбор стратегий и подходов в обучении обеспечил успешность урока. Слабые, неуверенные в себе дети почувствовали уверенность: заговорили, работали активно. Более сильные ребята научились сдерживаться, хотя это удавалось ни всем. Дети отметили, что группа стала более дружной. При анализе полученных результатов суммативного (итогового) оценивания в I, II, III четвертях, получилась следующая картина, представленная на таблице 3.

Таблица 3

Мониторинг результатов суммативного (итогового) оценивания

Четверть

Количество "5"

Количество "4"

Количество "3"

Количество "2"

Качество знаний

Успеваемость

I

0

6

4

0

60 %

100 %

II

0

8

2

0

80 %

100 %

III

3

7

0

0

100 %

100 %

 

В результате анализа диаграммы, просматривается положительная динамика роста качества знаний, что доказывает положительное влияние выбранных методов решения выявленных проблем.

Рис. 1. Мониторинг результатов суммативного оценивания

 

Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно, так как лучше усваивается тот материал, который ученики нашли сами и выразили по-своему. Я, как учитель, лишь направляла эту деятельность и подводила итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Анализ показал, что при условии адекватного использования групповых форм для улучшения коммуникативных навыков на уроке между учащимися, повысилась эффективность формирования компонентов учебной деятельности, успешность решения учебных задач и, что немаловажно, развития межличностных взаимоотношений.

Я также столкнулась с трудностями при разработке групповых заданий, уходило много времени на планирование урока. В групповой работе невозможно было обеспечить исключительное внимание каждому ребенку, трудно соблюдать нейтральность. Учащиеся ни всегда могли самостоятельно разобраться в учебном материале, распределить роли. Хочется отметить, что проведение такого рода деятельности было для меня и моих учеников процессом интересным и насыщенным, а главное полезным. Ежедневный анализ уроков, наблюдения за учениками усовершенствовали мою деятельность и деятельность учеников.

 

Литература:

 

1.                               Руководство для учителя, Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня, г. Астана, АОО НИШ, 2012 г.

2.                               Генике Е. А. (2013) «Активные методы обучения: новый подход». Сентябрь. Москва 2013г.

3.                               Панфилова А. П. (2009) «Инновационные педагогические технологии. Активное обучение». Москва 2009г.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, группа, III, групповая работа, ребенок, урок, урок информатики, класс, учащийся, учебная деятельность.


Похожие статьи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Современные образовательные тренды: оценка новых возможностей формирования чувства цвета у детей, переходящих из дошкольного детства в младший школьный возраст, на занятиях по изобразительному искусству

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Похожие статьи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

План-конспект организованной образовательной деятельности по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений у младших дошкольников (3–4 лет) с использованием электронных образовательных ресурсов «Путешествие с паровозиком»

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Современные образовательные тренды: оценка новых возможностей формирования чувства цвета у детей, переходящих из дошкольного детства в младший школьный возраст, на занятиях по изобразительному искусству

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Задать вопрос