Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»
Автор: Белова Ольга Вадимовна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 12.03.2024
Статья просмотрена: 48 раз
Библиографическое описание:
Белова, О. В. Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи» / О. В. Белова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9076/ (дата обращения: 24.11.2024).
Коммуникативные способности младшего школьника тесно связаны с развитием его речи. Речь играет значительную роль в формировании мыслительных процессов, эмоциональных реакций, и регуляции поведения и деятельности ребенка. Важность развития коммуникативных навыков особенно актуальна для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так каких способность к общению развивается значительно медленнее по сравнению с остальными детьми того же возраста.
В начальных классах формируются основные элементы учебной деятельности у детей, такие как мотивация, необходимые учебные навыки, самоконтроль и самооценка. Учащиеся начинают доверять учителю и начинают сотрудничать друг с другом в процессе обучения, используя различные способы коммуникации.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития коммуникативных навыков и личности ребенка, поскольку дети в этот период попадают в условия, в которых данные навыки активно развиваются. Факторы, оказывающие влияние на развитие коммуникативных навыков ребенка, включают воспитательную модель семьи, отношение учителя к ребенку и общение с одноклассниками.
При формировании коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи выделяют несколько основных задач: исправление недостатков речевого развития у детей и использование возможностей урока для формирования коммуникативных навыков.
При решении первой задачи используют такие направления как:
— расширение словарного запаса речи;
— развитие звуковой культуры речи;
— улучшение речевого общения;
— определение уровня формирования фразовой речи у первоклассника;
Воcпитание звуковой культуры речи включает:
— коррекцию и развитие звукопроизношения(этому способствует артикуляционная зарядка),
— регулировка темпa речи (этому способствуют скороговорки),
— ясное произношение учащимся слов и фраз (чему способствуют игры-инсценировки на уроках),
— развитие фонематического слуха, чему способствуют дидактические игры, например «Какой ты слышишь звук», «Подбери слово с определенным звуком», «Замени один звук на другой звук»,
— достижение выразительности речи через подражание(чему способствует заучивание стихотворений) [1, с. 102].
Уточнение словарного запаса связано с формированием грамматических навыков правильной речи младших школьников. Словами и их сочетаниями могут обозначаться предметы и отвлечённые понятия, словами также могут выражаться эмоции. Чем больше слов в словаре ребенка, тем более разнообразными и выразительными становятся его мысли, следовательно, и речь.
Работа с первоклассниками по развитию коммуникативных навыков включает следующие направления:
1) обогащение словаря — усвоение новых слов, которые школьники ранее не знали, новых значений знакомых ранее слов;
2) уточнение словаря — углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, понимание различий между синонимами, подбор антонимов.
3) активизация словаря, то есть включение как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости одних слов с другими.
4) устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений в словах.
Для достижения поставленных целей применяются такие приёмы как:
1) словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. В первом классе учитель задает вопрос: «От какого слова было образовано это слово?» или: «Почему так назвали гриб –подберёзовик?»
2) подбор антонимической пары слов: начало — конец, большой — маленький,
3) подбора синонимов: бежит-мчится, маленький — крошечный,
4) работа с многозначными словами: идут дети — идут часики — идёт работа.
Для выявления у первоклассников уровня сформированности фразовой речи учитель предлагает им пересказать небольшой текст.
Усовершенствование речевого взаимодействия достигается через развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, чередование индивидуальных ответов с хоровыми ответами),установление связей между понятиями (вилка — еда, капуста — коза),учебное общение в паре или в группе, выделение главных моментов в тексте, использование точных формулировок при ответах на вопросы учителя [2, с. 145].
Особую роль в развитии коммуникативных способностей играет работа с предложением и работа над связной речью. В работе с младшими школьниками можно использовать следующие приёмы работы над предложением:
1) чтение образцов, отработка интонации, выразительности речи. Это простой и в то же время необходимый приём работы над предложением в начальных классах. С помощью данного приема дети смогут почувствовать предложение как единицу речи.
2) вопрос учителя. Вопросы учителя могут стимулировать учащихся к составлению сложных предложений, например: «Что ты знаешь про синицу?».
3) конструктивные упражнения:
а) построение предложения из разрозненных слов,
б) работа с деформированным текстом.
в) работа по восстановлению текста, например: «Вдруг поплавок запрыгал в воде и исчез. Плавники у щуки зеленые, спина темная, а на боках есть полоски. Дёрнул рыбак удочку и вытащил щуку» [3, с. 133].
4) деление текста, в котором отсутствуют точки и заглавные буквы.
5) постепенное распространение предложения с помощью наводящих вопросов [4, с. 54].
6) соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое предложение с однородными членами.
7) построение сложных предложений из различных элементов.
8) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения.
9) построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например, с однородными членами.
10) составление предложений по определенной синтаксической схеме,
11) редактирование предложений или их групп, содержащих речевые неточности [5, с.37].
К речевым упражнениям предъявляют ряд требований: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разных упражнений, умение подчинять упражнения одной цели. Для каждого речевого упражнения нужно предусмотреть конкретную цель.
Анализ литературы позволил выделить следующие приемы развития коммуникативных навыков первоклассников с тяжелыми нарушениями речи:
— Приёмы работы над значением слова:
1) словообразовательный анализ,
2) подбор антонимической пары,
3) подбора синонимов,
4) работа с многозначными словами,
— Приёмы работы над предложением:
1) чтение образцов, отработка выразительности.
2) вопрос учителя,
3) конструктивные упражнения:
а) построение предложения из разрозненных слов,
б) работа с деформированным текстом,
в) работа по восстановлению текста.
4) деление текста, данного без точек и заглавных букв.
5) постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов.
6) соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
7) построение сложных предложений из нескольких различных элементов.
8) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения.
9) построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например, с однородными членами, с однородными сказуемыми.
Основным подходом к коррекции коммуникативных расстройств является самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, которая заключается в объединении всех образовательных областей и создает условия для формирования коммуникативных навыков.
Комплекс упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, включает в себя следующие группы упражнений:
1) упражнения, направленные на формирование умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;
2) упражнения, направленные на формирование умения выражать свою мысль с точки зрения норм литературного языка;
3) упражнения, направленные на построение фразы в определённой форме.
Приведу примеры упражнений из каждой группы:
1) Для формирования умения раскрывать тему и основную мысль высказывания можно использовать пословицы, а также небольшие тексты.
А) Прочитайте следующие пословицы. Расскажите о чем они? Придумайте историю по любой из прочитанных пословиц:
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться,
Дважды в год лето не бывает,
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Б) Прочитайте данный ниже текст. Определите тему и выделите те слова, которые ее заменяют. Как они называются?
Медведь живет в лесу. Он большой и опасный. Медведь охотится в лесу. Многие животные бояться медведя.
2) Для формирования умения выражать свои мысли правильно можно использовать задания? связанные с картинками и изображениями.
А) Посмотрите на данные картинки. Ответьте, какие из рисунков можно использовать для создания монолога, а какие — для создания диалога? Придумайте текст по любому из рисунков [7, с.11].
Б) Составление рассказа по одной картинке или по серии картинок.
Г) Работа над тестом для сочинения на основе изображений [8, с. 91].
3) Для формирования умения строить высказывание в определённой композиционной форме можно проводить упражнения на основе сравнения нескольких высказываний и определение типа каждого высказывания.
Пример 1. Кот пришла в гости к цапле. Цапля встретила его на берегу и пригласила в свой дом на воде. Кот подошел к воде и попил воды. Больше он к цапле в гости не ходил (тип высказывания — рассказ).
Пример 2. Однажды сестра спросила меня, почему я люблю лето. Я немного подумал и ответил ей, что летом тепло, можно купаться и гулять весь день до самого вечера. А еще я люблю лето, потому что летом каникулы (тип высказывания –рассуждение).
Предложенная последовательность упражнений на уроках по предмету «Развитие речи» способствует повышению уровня коммуникативных навыков первоклассников с тяжелыми нарушениями речи. Они научат определять тему и основную мысль текста, строить высказывание в определенной композиционной форме (распознавание типов текстов и создание определенного типа текста под руководством учителя, составление различных типов текстов по предложенному началу или концовке), а также правильно и более внятно выражать свои мысли (составлять предложения из деформированных слов, располагать эти слова и предложения в правильном порядке, уметь выражать содержание текста устно и письменно).
Литература:
- Филичева, Т. Б. Коррекция нарушений речи у детей/Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение. — 2008. — 275 с.
- Мастюкова, Е. М. Преодоление задержки речевого развития у детей./ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М:АСТ. — 2008. — 125 с.
- Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учебно-методическое пособие /Н. С. Жукова — М.:Соц.-полит.журнал. — 1994. — 96 с.
- Кочеткова, А. В. Комплексные методы работы развития связной речи младших школьников / А. В. Кочеткова // Начальная школа. –2009. — № 9. — С. 64–68.
- Виноградова, Е. А. Конспекты логопедических занятий. Обучение грамоте детей с недоразвитием речи/ Е. А. Виноградова. — М.:Феникс. — 2021. — 205 с.
- Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителей / М. Р. Львов. — М.: Просвещение, 2004. — 296 с.
- Максимова, А. А. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А. А. Максимова // Начальная школа. — 2005. — № 1. — С.30–34.
- Большакова А. Е. Игры и упражнения для детей с нарушениями речи/ А. Е. Большакова, О. Г. Паркина. — Мн.: Творческий Центр Сфера. — 2022. — 64 с.