Современные образовательные тренды: оценка новых возможностей формирования чувства цвета у детей, переходящих из дошкольного детства в младший школьный возраст, на занятиях по изобразительному искусству | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 15.05.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Н. Н. Современные образовательные тренды: оценка новых возможностей формирования чувства цвета у детей, переходящих из дошкольного детства в младший школьный возраст, на занятиях по изобразительному искусству / Н. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 501-504. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102554/ (дата обращения: 19.10.2024).



Обучение детей изобразительному искусству не может существовать вне современного образовательного контекста, образовательной среды и её участников. Анализ открытых информационных источников позволил выделить топ-10 современных российских и международных образовательных трендов — технологий. Назовём их и проанализируем возможность их применения к формированию чувства цвета у детей на современном этапе:

1. Непрерывное обучение, или Lifelong Learning — подразумевает обучение, пронесённое через всю жизнь, с учётом возрастных и профессиональных особенностей. По нашим представлениям, данный тренд отражает необходимость поддержания высокого уровня компетенций, но касается уже взрослых людей, занимающихся профессиональной деятельностью или возможен, если относится к хобби конкретного человека, которое может продолжаться всю сознательную жизнь. Считаем важным отметить, что нужно разделять обучение и досуговую деятельность, правильно организовывать и стимулировать именно обучение. Для выстраивания эффективного учебного процесса через всю жизнь требуется кропотливая и вдумчивой работа широкого круга психологов и педагогов с целью решения трех главных проблем:

— чёткого выделения возрастных границ (это сложно, особенно, если учитывать возрастные кризисы, нормальные и паталогические линии развития),

— полноценного описания «психолого-педагогического портрета» не только детей, но и взрослых (особенности восприятия, вовлеченности в процесс в процесс обучения, самоорганизации, восприятия, памяти, мышления и др.);

— преемственность обучения от детских садов до университетов третьего возраста;

— разработка и привязка пройденных учебных курсов к конкретному человеку (условно назовём именная электронная карта обучения через всю жизнь).

2. Тотальная цифровизация заключается в общем увеличении роли электронных технологий и мобильных устройств. Тренд может реализовываться в двух основных формах: как дистанционное обучение по традиционным программам и методикам, но с заменой инструмента взаимодействия в системе «ученик-учитель» или как полноценная цифровая образовательная среда с элементами виртуальной (дополненной) реальности (совместно с трендами 5 и 6). Пандемия коронавирусной инфекции COVID–19 привела к необходимости спешно организовывать дистанционный процесс обучения, в том числе и занятий по изобразительному искусству и в системе дополнительного художественного образования и кружковой деятельности. Всесторонней оценки этого вынужденного опыта массового использования дистанционных технологий не случилось. Из опыта личного участия можно констатировать, что большинство участников образовательного процесса к смене формата были не готовы как технически, так и организационно и методически.

  1. Отдельной тенденцией выделим мобильное обучение — «это использование удобных портативных мобильных устройств и беспроводных, доступных всегда технологий, для облегчения, поддержки, оптимизации и расширения процессов обучения и изучения» (С. В. Титова Мобильное обучение сегодня, 2012. С.9–10). Самый крупный исследовательский проект в этой области — «Система мобильного обучения» (MoLeNet) (http://www.moleshare.org.uk/main_resources.asp). Проект реализуется в Великобритании с 2007 года и объединяет около 10 тыс. обучающихся и 7 тыс. преподавателей. Исследуются дидактические возможности различных мобильных устройств — смартфонов, МР3/4 плееров, планшетных компьютеров, систем GPS, голосовых устройств для голосования. Проект курирует одновременно 104 исследования в данной области. Необходимо отметить, что в РФ такие исследования носят фрагментарный характер и полноценной концепции по этому тренду не сформировалось.
  2. Массовые онлайн-курсы на базе открытых образовательных платформ (типа Moodle, Степик и пр.), каналов на Ютубе или короткие видеоролики в ТикТоке. Доступ к сети Интернет позволяет оперативно и часто бесплатно получать доступ к современному образовательному контенту, а разработчикам курсов оперативно реагировать на новые потребности слушателей. Назовём некоторые популярные онлайн-школы рисования — Художка.Онлайн;Школа рисования Kalacheva School (в программу 4–10 лет: входит «От Уорхола слышу!»; «Сейчас будет книжка», «Зоопарк в твоём альбоме» и др.); Онлайн школа рисования Lil School (позиционирует себя как школа креативного мышления) (по данным образовательного портала https://howtolearn.ru/online-kursy/deti-risovan.html).

Выбор площадок и курсов чрезвычайно широк — от единичных уроков, до реализации ресурсом академических программ по рисованию, с возможностью обучения на английском или китайском языках. Однако вопрос с качеством наполнения самих программ, конкретных занятий, методов преподавания и профессиональной подготовки педагога остаётся открытым и требует, по-нашему представлению, своего законодательного регулирования. Обучение в такой онлайн-школе чаще всего заканчивается выдачей документа об образовании, установленного самими организаторами образца.

  1. Под геймификацией понимают повсеместное внедрение в образовательный процесс Игры — как обучения (education) для повышения мотивации и вовлеченности участников в процесс. Термин получился модным, широко распространённым и хорошо понимаемым не только молодым поколением, но и широким кругом лиц. Для российских учителей использование игровых технологий в учебном процессе не является чем-то секретным и неизведанным. Они уже очень давно и эффективно применяются в детских садах и школах.
  2. Технологии VR и AR (технологии полного вовлечения) — применение технологий виртуальной и дополненной реальности. Эффективность подтверждается различными экспериментами (удачными считаются — Complete Anatomy для обучения студентов — медиков анатомии и Star Chart — дополненная реальность для любителей астрономии). В настоящее время, Московский государственный университет разрабатывает школьный учебник с дополненной реальностью. Вероятнее всего это учебник биологии. «На видео пользователь наводит смартфон на картинку, в телефоне появляется 3Д-модель мозга, которую можно покрутить и «разобрать» на компоненты» (цит. по https://portal-vr.ru/vr-i-ar-tehnologii-v-obrazovanii/). Другим примером использования таких технологий могут служить экскурсии в музеи, в которые сложно организовать детские поездки, например, французский Лувр. Набирают популярность экскурсии на час к нескольким шедеврам.
  3. Проектная деятельность — в смысле отработки практических навыков через самостоятельную работу по поиску информации и решению проблем. По-нашему мнению, дети изучаемого нами возраста в силу особенностей протекания психических процессов не смогут полноценно самостоятельно организовать свою работу над проектом. Элементы проблемного обучения использовать просто необходимо, но выполнить целый проект — нет. Всему нужно учить. И не нужно уповать на коллективные методы работы как на некую панацею для решения любых учебных проблем. Работу каждого участника такой группы очень сложно полностью проследить и оценить.
  4. Адаптивное обучение — подразумевает использование возможностей искусственного интеллекта для создания супериндивидуального пути обучения с учётом когнитивных особенностей, способов восприятии и опорой на начальный уровень подготовки конкретного ученика. В настоящее время такие технологии ещё не очень не подходят для гуманитарного знания и областей с постоянно меняющимся потоком информации. Однако, если судить по обилию публикаций о наступающей эре искусственного интеллекте в образе главного врага и спасителя человечества, созданием и адаптаций таких технологий занимаются очень активно в Китае и США (https://habr.com/ru/companies/otus/articles/498898/). Адаптивное обучение, по-нашему представлению, в настоящее время является основной зоной роста технологий и глубоких междисциплинарных исследований. С большой долей вероятности, обучение детей изобразительному искусству не будет первоочередной задачей создателей адаптивного обучения, но креативное мышление — единственное, что по-настоящему будет отличать человека от машины и возможно приоритеты человечества в этом вопросе изменятся.
  5. Изменение роли преподавателя и чат-боты. В ближайшие десятилетия роль учителя претерпит, видимо, самые большие изменения. Из Учителя, Наставника — единственного источника знаний, педагог всё больше будет становиться режиссёром, создающим и курирующим образовательный процесс, а руинный процесс проверки знаний отдадут сервисам чат-ботов, которые смогут автоматизировать этот процесс.
  6. Формирование единого образовательного пространства «детский сад-школа». Появление этого российского тренда связано с именем выдающегося детского психолога Д. Б. Эльконина, который обосновал «внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства — дошкольного и младшего школьного возрастов при всех, порой радикальных, различиях и даже противоречиях между ними. Это давало ученому основание считать, что дети 3–10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь, воспитываясь и обучаясь в едином культурно-образовательным пространстве» (цит. по Кудрявцев В. Дошкольное и начальное, 2001. С.58; Лапцевич И. М., Сачава О. С., Единое образовательное, 2014 С.46). Для целей нашего исследования организация подобных центров — огромный шаг вперёд в создании преемственности знаний дошкольников и младших школьников и возможность долгие годы приглашать их на дополнительные занятия, проводить диагностику и корректирующие действия.

На сегодняшний день исторически сложилось, и имеют практическое значение семь традиционных концепций и реализующих их программ обучения изобразительному искусству. Назовём их:

1. всеобщей графической грамоты В. С. Кузина (Программы общеобразовательных… под науч.ред В. С. Кузина, 1994);

2. целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ» Б. П. Юсова (Комплект интегрированных полихудожественных, 2000);

3. приобщения к мировой художественной культуре Б. М. Неменского (Программы общеобразовательных учреждений…, 2009);

4. приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа Т. Я. Шпикаловой (Изобразительное искусство и художественный…, 2008 и Программа.., 1992);

5. развития и совершенствование содержания общего среднего образования, направленная на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами А. А. Леонтьева (Образовательная система «Школа 2100»., 2008);

6. формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности О. А. Куревиной, Е. Д. Ковалёвой (Концепция художественного…, 1992);

7. программа введения в изобразительную деятельность способов художественного изображения детей Ю. А. Полуянова (Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство…, 2003)

Сравнительный анализ традиционных программ и современных тенденций показал, что, несмотря на перевод в цифру образовательно процесса, по-настоящему прорывных технологий для обучения детей изобразительному искусству ещё не создано. Но, как говорят психологи, нужно быть готовым, готовым к тому, что современный мир будет предъявлять новые требования и диктовать свои условия, в том числе финансового характера, при реализации программ дополнительного образования, прежде всего.

Литература:

  1. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1 С.9–23
  2. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование — единый развивающий мир // Дошкольное образование, 2001. — № 6. — С. 58–64.
  3. Лапцевич И. М., Сачава О. С., Единое образовательное пространство «детский сад-школа: от теории к практике // Управление образованием: теория и практика 2014 № 3 СТР.46–66
  4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В. С. Кузин. — М.: Просвещение, 1994. — 160 с.
  5. Комплект интегрированных полихудожественных программ / Науч. рук. Б. П. Юсов.— М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. — 148 с.
  6. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 2009. — 141 с.
  7. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа и тематическое планирование / Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. — М.: Просвещение, 2008. — 92 с.
  8. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I — IV кл. / Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 1992. — 78 с.
  9. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Баласс, 2008. — 336 с.
  10. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе / отв. ред. Б. М. Неменский. — М., 1992. — 123 с.
  11. Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2003. — 224 с.
  12. Электронный цифровой ресурс, режим доступа http://www.moleshare.org.uk/main_resources.asp Дата обращения 02.05.2023
  13. Электронный цифровой ресурс, режим доступа https://howtolearn.ru/online-kursy/deti-risovan.html Дата обращения 02.05.2023
  14. Электронный цифровой ресурс, режим доступа https://portal-vr.ru/vr-i-ar-tehnologii-v-obrazovanii/ Дата обращения 02.05.2023
  15. Электронный цифровой ресурс, режим доступа https://habr.com/ru/companies/otus/articles/498898/ Дата обращения 02.05.2023.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, адаптивное обучение, дополненная реальность, обучение детей, программа, COVID, GPS, креативное мышление, мобильное обучение, образовательный процесс.


Похожие статьи

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся

В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению форм наказаний в семье, по определению уровня осведомленности родителями и педагогами прав ребенка и форм защиты прав и экспертное наблюдение симптомов насилия различных форм над дошкольниками

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Похожие статьи

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся

В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению форм наказаний в семье, по определению уровня осведомленности родителями и педагогами прав ребенка и форм защиты прав и экспертное наблюдение симптомов насилия различных форм над дошкольниками

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Задать вопрос