Метод проектов как средство формирования коммуникативной мобильности студентов при обучении иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбатова, Т. Н. Метод проектов как средство формирования коммуникативной мобильности студентов при обучении иностранному языку / Т. Н. Горбатова, А. В. Кудряшова, С. В. Рыбушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 582-584. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16422/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье рассматривается коммуникативная мобильность как важная составляющая современного специалиста. Определено понятие «коммуникативная мобильность». Представлена актуальность формирования коммуникативной мобильности, в том числе на иностранном языке. Метод проектов, реализуемый на занятиях по иностранному языку, предлагается как эффективное средство формирования коммуникативной мобильности.

Ключевые слова:коммуникативная мобильность, метод проектов, коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку, учебный процесс, роли преподавателя

 

Изменения, затрагивающие различные сферы деятельности, накладывают свой отпечаток и на систему образования. Современная высшая школа сегодня должна обеспечить молодого специалиста не только определенным перечнем профессиональных знаний и умений, но и наделить его качествами необходимыми для конкурентоспособного и востребованного профессионала. Это связано с тем, что существует потребность в контингенте, который помимо основных профессиональных качеств, способен проявлять себя как легко адаптивный, коммуникативный, способный к самообучению и саморазвитию, принятию нестандартных решений и творчески активный специалист.

Следовательно, на наш взгляд, особое место среди профессиональных качеств современного специалиста, занимает «коммуникативная компетенция», которая представляет собой способности, позволяющие человеку общаться на должном уровне в различных ситуациях, в том числе проблемных и незнакомых. Определение коммуникативной компетенции подводит нас к понятию «коммуникативная мобильность».

Понятие «мобильность» очень часто встречается в различных областях нашей деятельности, основное значение, которого «способный быстро действовать и принимать решения». Таким образом, «коммуникативная мобильность» — это набор качеств личности, которые характеризуют ее как способную быстро и адекватно реагировать в любой речевой ситуации.

Современная профессиональная деятельность предусматривает большое количество разнообразных речевых ситуаций, а, следовательно, требует коммуникативной мобильности. Многое достигается за счёт самообучения и саморазвития, но так или иначе, основы коммуникативной мобильности личности закладываются в процессе обучения. Таким образом, формирование коммуникативной мобильности должно стать неотъемлемой частью учебного процесса, в том числе и в высшей школе. Более того, это продиктовано участием нашей страны в едином европейском пространстве высшего образования.

С вступлением России в Болонский процесс требуется создание возможностей для интеграции студентов в общеевропейское образовательное пространство. Это предполагает особую подготовку, а так же качественное иноязычное образование, которое подразумевает создание для студентов образовательного пространства, результатом деятельности которого станет коммуникативная мобильность студентов на иностранном языке [1].

Исходя из вышесказанного, следует, что иностранный язык занимает важное место в концепции современного образования. Лучшие специалисты, должны быть коммуникативно-мобильными не только в своей профессиональной сфере, но и стать коммуникативно-мобильными в иноязычном пространстве, что может быть достигнуто только в результате формирования навыков иностранного языка. Следовательно, есть смысл говорить о коммуникативной мобильности на иностранном языке.

В таком случае возникает необходимость особой методики преподавания иностранного языка, которая могла бы поставить на одну ступень решение двух задач: формирование коммуникативной мобильности и овладение навыками иностранного языка.

Для того чтобы сформировать навыки и развить умения речевой деятельности, а также коммуникативную компетенцию, которая ведет к коммуникативной мобильности необходима активная устная практика. Однако возникает вопрос о том, как это возможно сделать на качественном уровне вне языкового окружения.

Наиболее приемлемым считается создание условно-коммуникативных или коммуникативных ситуаций, которые позволяют решать коммуникативные задачи. Тем не менее, опыт показывает, что этого недостаточно, потому как зачастую во главу коммуникации мы ставим не ситуацию и проблему, которую нам приходится решать с помощью языка, а сам язык. Однако при этом, мы забываем, что язык это не цель, а средство коммуникации. Его прямая функция — это формулирование мыслей.

Следовательно, важным, на наш взгляд, является предоставление студентам возможности самостоятельно мыслить, принимать решения, обсуждать возникающие проблемы и искать пути их решения, концентрируясь на содержательной стороне высказывания, тогда как использовать язык только как инструмент в достижении своей цели. Таким образом, основная идея данного подхода заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами.

Метод проектов может позволить решить эту задачу и соответственно превратить занятия по иностранному языку в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные проблемы [2].

Именно такой подход при обучении иностранному языку, по нашему мнению, будет способствовать формированию коммуникативной мобильности, которая, в свою очередь, позволит студентам быстро и адекватно реагировать на происходящее в любой речевой ситуации, сопряженной с решением проблемы и принятием решения.

Итак, в рамках данной статьи, мы предлагаем метод проектов, как одно из эффективных средств обеспечения студентов стратегиями и умениями, способствующими коммуникативно-мобильному поведению на основе использования иностранного языка.

Метод проектов был представлен американским ученым Джоном Дьюи в 20-е годы XX-го века и до настоящего времени остается актуальным методом обучения. Метод проектов относится к проблемным методам, что и определяет его основную идею — решение проблемных ситуаций с целью получения знаний, и подразумевает при этом интеграцию знаний из различных областей наук.

Выделяется несколько этапов работы над проектом:

-        определение темы проекта (общее обсуждение, обмен мнениями);

-        постановка проблемы в рамках выбранной темы (анализ проблемной области, общее обсуждение);

-        составление плана работы и определение формы реализации проекта (общее обсуждение, обмен мнениями);

-        сбор и обработка информации: оценка, систематизация и классификация (коммуникативная деятельность в парах либо группах);

-        переработка и использование информации с целью достижения поставленной цели проекта (коммуникативная деятельность в парах либо группах);

-        презентация проекта.

Каждый этап проекта предполагает промежуточные результаты, которые активно обсуждаются, комментируются и выносятся на всеобщее обсуждение. Обсуждение работы в группе и с преподавателем позволяет формировать такие коммуникативные навыки как:

-        умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;

-        правильно формулировать вопросы и запросы в информационных поисковиках;

-        владение монологовой, диалоговой и дискуссионной формой речевой коммуникации;

-        взаимодействие с партнерами в группе;

-        разрешение конфликтов [3].

Очевидно, что каждый из этапов проекта представляет собой коммуникацию, т. е. взаимодействие с целью решения основных задач, при помощи использования иностранного языка. В таком случае мы можем наблюдать ситуацию, в которой студенты вовлечены в решение какой-то проблемы и используют иностранный язык по своему прямому назначению — совершение коммуникации с целью решения возникшей проблемы.

Следовательно, итогами проектной деятельности следует считать не только вышеперечисленные навыки и умения, но и формирование коммуникативной мобильности. Поясним:

1.         Различные по тематике и форме организации проекты, дают возможность студентам привлекать и осваивать знания различных областей наук, «пропуская информацию через себя» посредством ее обработки. Происходит накопление знаниевой базы.

2.         При этом каждый раз студенты оказываются в ситуациях, когда они вынуждены решать разные, незнакомые задачи, соответственно им каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям, подстраиваться под возникшую ситуацию, искать новые пути решения, проявлять творческий подход. Это способствует выработке механизма быстрого реагирования и адекватной реакции на происходящее.

3.         И все это осуществляется в постоянном взаимодействии с другими студентами (партнерами, оппонентами) и преподавателем. Это «вынуждает» студентов взаимодействовать и участвовать в коммуникации, приобретая тем самым бесценный опыт общения в различных ситуациях.

Следует также упомянуть о месте преподавателя, как инициатора и активного участника формировании коммуникативной мобильности. В рамках заданной траектории его деятельность кардинально отличается от привычной роли транслятора знаний и может быть подчинена следующим ролям, что в конечном итоге очень важно для формирования коммуникативной мобильности:

-        Преподаватель-фасилитатор оказывает педагогическую помощь и неимперативную поддержку, что побуждает студентов реализовать свои замыслы.

-        Преподаватель-консультант осуществляет обучающую функцию через консультирование и преследует следующую цель — научить студента учиться.

-        Преподаватель-модератор реализует деятельность, направленную на раскрытие потенциальных возможностей и способностей студента. Главная задача преподавателя — организовать процесс свободной коммуникации, результатом которой будет являться принятие решения.

-        Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов, а именно, разрабатывает задания для выполнения в группе и организует групповые обсуждения какой-либо проблемы.

-        Преподаватель-тренер помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в подготовке к публичным выступлениям [4].

На основе вышесказанного, следует сделать вывод, что важным результатом проектной деятельности является высокий уровень адаптивности к динамичным условиям жизни и способность быстро и адекватно реагировать на любые типичные и нетипичные ситуации. А проектная деятельность на занятиях по иностранному языку дает возможность овладения не только предметными знаниями, но и способствует активной интеграции студентов в международное образовательное пространство.

 

Литература:

 

1.      С. В. Метод проектов и кейс-метод как средство формирования коммуникативной мобильности студентов неязыковых факультетов и инструмент интеграции в международное образовательное пространство // Вестник Псковского государственного университета. — 2014. — № 5. — С. 411–415.

2.      Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, № 3.

3.      Турчен Д. Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий //Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6. URL: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_28_proektnaya_deyat-st_kak_metod_formir-ya_uud.pdf (дата обращения: 10.03.2015).

4.      Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 581–584.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, коммуникативная мобильность, метод проектов, коммуникативная компетенция, общее обсуждение, проектная деятельность, ситуация, студент, коммуникативная деятельность, основная идея.


Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...

Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка

Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Развитие коммуникативной компетенции посредством межкультурного диалога на уроках английского языка

В данной статье автор рассматривает проблематику развития коммуникативной компетенции посредством межкультурного диалога на уроках английского языка. Первоначально обоснована актуальность выбранной темы, а затем представлено четыре разработки урока д...

Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка с использованием искусственного интеллекта

В статье рассматривается использование искусственного интеллекта (ИИ) в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка. Анализируются возможности ИИ-инструментов для развития навыков аудирования, говорения, чтен...

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Особенности формирования коммуникативного пространства в процессе обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории

В статье описана специфика востребованности в специалистах, владеющих русским языком, в Китае, представлены современные требования, систематизирована и представлена совокупность позиций, обеспечивающих формирование коммуникативного пространства в про...

Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ

В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...

Похожие статьи

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуника...

Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...

Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза

В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуни...

Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка

Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Развитие коммуникативной компетенции посредством межкультурного диалога на уроках английского языка

В данной статье автор рассматривает проблематику развития коммуникативной компетенции посредством межкультурного диалога на уроках английского языка. Первоначально обоснована актуальность выбранной темы, а затем представлено четыре разработки урока д...

Формирование коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка с использованием искусственного интеллекта

В статье рассматривается использование искусственного интеллекта (ИИ) в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка. Анализируются возможности ИИ-инструментов для развития навыков аудирования, говорения, чтен...

Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей

В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...

Особенности формирования коммуникативного пространства в процессе обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории

В статье описана специфика востребованности в специалистах, владеющих русским языком, в Китае, представлены современные требования, систематизирована и представлена совокупность позиций, обеспечивающих формирование коммуникативного пространства в про...

Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ

В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...

Задать вопрос