В статье рассматривается коммуникативная мобильность как важная составляющая современного специалиста. Определено понятие «коммуникативная мобильность». Представлена актуальность формирования коммуникативной мобильности, в том числе на иностранном языке. Метод проектов, реализуемый на занятиях по иностранному языку, предлагается как эффективное средство формирования коммуникативной мобильности.
Ключевые слова:коммуникативная мобильность, метод проектов, коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку, учебный процесс, роли преподавателя
Изменения, затрагивающие различные сферы деятельности, накладывают свой отпечаток и на систему образования. Современная высшая школа сегодня должна обеспечить молодого специалиста не только определенным перечнем профессиональных знаний и умений, но и наделить его качествами необходимыми для конкурентоспособного и востребованного профессионала. Это связано с тем, что существует потребность в контингенте, который помимо основных профессиональных качеств, способен проявлять себя как легко адаптивный, коммуникативный, способный к самообучению и саморазвитию, принятию нестандартных решений и творчески активный специалист.
Следовательно, на наш взгляд, особое место среди профессиональных качеств современного специалиста, занимает «коммуникативная компетенция», которая представляет собой способности, позволяющие человеку общаться на должном уровне в различных ситуациях, в том числе проблемных и незнакомых. Определение коммуникативной компетенции подводит нас к понятию «коммуникативная мобильность».
Понятие «мобильность» очень часто встречается в различных областях нашей деятельности, основное значение, которого «способный быстро действовать и принимать решения». Таким образом, «коммуникативная мобильность» — это набор качеств личности, которые характеризуют ее как способную быстро и адекватно реагировать в любой речевой ситуации.
Современная профессиональная деятельность предусматривает большое количество разнообразных речевых ситуаций, а, следовательно, требует коммуникативной мобильности. Многое достигается за счёт самообучения и саморазвития, но так или иначе, основы коммуникативной мобильности личности закладываются в процессе обучения. Таким образом, формирование коммуникативной мобильности должно стать неотъемлемой частью учебного процесса, в том числе и в высшей школе. Более того, это продиктовано участием нашей страны в едином европейском пространстве высшего образования.
С вступлением России в Болонский процесс требуется создание возможностей для интеграции студентов в общеевропейское образовательное пространство. Это предполагает особую подготовку, а так же качественное иноязычное образование, которое подразумевает создание для студентов образовательного пространства, результатом деятельности которого станет коммуникативная мобильность студентов на иностранном языке [1].
Исходя из вышесказанного, следует, что иностранный язык занимает важное место в концепции современного образования. Лучшие специалисты, должны быть коммуникативно-мобильными не только в своей профессиональной сфере, но и стать коммуникативно-мобильными в иноязычном пространстве, что может быть достигнуто только в результате формирования навыков иностранного языка. Следовательно, есть смысл говорить о коммуникативной мобильности на иностранном языке.
В таком случае возникает необходимость особой методики преподавания иностранного языка, которая могла бы поставить на одну ступень решение двух задач: формирование коммуникативной мобильности и овладение навыками иностранного языка.
Для того чтобы сформировать навыки и развить умения речевой деятельности, а также коммуникативную компетенцию, которая ведет к коммуникативной мобильности необходима активная устная практика. Однако возникает вопрос о том, как это возможно сделать на качественном уровне вне языкового окружения.
Наиболее приемлемым считается создание условно-коммуникативных или коммуникативных ситуаций, которые позволяют решать коммуникативные задачи. Тем не менее, опыт показывает, что этого недостаточно, потому как зачастую во главу коммуникации мы ставим не ситуацию и проблему, которую нам приходится решать с помощью языка, а сам язык. Однако при этом, мы забываем, что язык это не цель, а средство коммуникации. Его прямая функция — это формулирование мыслей.
Следовательно, важным, на наш взгляд, является предоставление студентам возможности самостоятельно мыслить, принимать решения, обсуждать возникающие проблемы и искать пути их решения, концентрируясь на содержательной стороне высказывания, тогда как использовать язык только как инструмент в достижении своей цели. Таким образом, основная идея данного подхода заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами.
Метод проектов может позволить решить эту задачу и соответственно превратить занятия по иностранному языку в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные проблемы [2].
Именно такой подход при обучении иностранному языку, по нашему мнению, будет способствовать формированию коммуникативной мобильности, которая, в свою очередь, позволит студентам быстро и адекватно реагировать на происходящее в любой речевой ситуации, сопряженной с решением проблемы и принятием решения.
Итак, в рамках данной статьи, мы предлагаем метод проектов, как одно из эффективных средств обеспечения студентов стратегиями и умениями, способствующими коммуникативно-мобильному поведению на основе использования иностранного языка.
Метод проектов был представлен американским ученым Джоном Дьюи в 20-е годы XX-го века и до настоящего времени остается актуальным методом обучения. Метод проектов относится к проблемным методам, что и определяет его основную идею — решение проблемных ситуаций с целью получения знаний, и подразумевает при этом интеграцию знаний из различных областей наук.
Выделяется несколько этапов работы над проектом:
- определение темы проекта (общее обсуждение, обмен мнениями);
- постановка проблемы в рамках выбранной темы (анализ проблемной области, общее обсуждение);
- составление плана работы и определение формы реализации проекта (общее обсуждение, обмен мнениями);
- сбор и обработка информации: оценка, систематизация и классификация (коммуникативная деятельность в парах либо группах);
- переработка и использование информации с целью достижения поставленной цели проекта (коммуникативная деятельность в парах либо группах);
- презентация проекта.
Каждый этап проекта предполагает промежуточные результаты, которые активно обсуждаются, комментируются и выносятся на всеобщее обсуждение. Обсуждение работы в группе и с преподавателем позволяет формировать такие коммуникативные навыки как:
- умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- правильно формулировать вопросы и запросы в информационных поисковиках;
- владение монологовой, диалоговой и дискуссионной формой речевой коммуникации;
- взаимодействие с партнерами в группе;
- разрешение конфликтов [3].
Очевидно, что каждый из этапов проекта представляет собой коммуникацию, т. е. взаимодействие с целью решения основных задач, при помощи использования иностранного языка. В таком случае мы можем наблюдать ситуацию, в которой студенты вовлечены в решение какой-то проблемы и используют иностранный язык по своему прямому назначению — совершение коммуникации с целью решения возникшей проблемы.
Следовательно, итогами проектной деятельности следует считать не только вышеперечисленные навыки и умения, но и формирование коммуникативной мобильности. Поясним:
1. Различные по тематике и форме организации проекты, дают возможность студентам привлекать и осваивать знания различных областей наук, «пропуская информацию через себя» посредством ее обработки. Происходит накопление знаниевой базы.
2. При этом каждый раз студенты оказываются в ситуациях, когда они вынуждены решать разные, незнакомые задачи, соответственно им каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям, подстраиваться под возникшую ситуацию, искать новые пути решения, проявлять творческий подход. Это способствует выработке механизма быстрого реагирования и адекватной реакции на происходящее.
3. И все это осуществляется в постоянном взаимодействии с другими студентами (партнерами, оппонентами) и преподавателем. Это «вынуждает» студентов взаимодействовать и участвовать в коммуникации, приобретая тем самым бесценный опыт общения в различных ситуациях.
Следует также упомянуть о месте преподавателя, как инициатора и активного участника формировании коммуникативной мобильности. В рамках заданной траектории его деятельность кардинально отличается от привычной роли транслятора знаний и может быть подчинена следующим ролям, что в конечном итоге очень важно для формирования коммуникативной мобильности:
- Преподаватель-фасилитатор оказывает педагогическую помощь и неимперативную поддержку, что побуждает студентов реализовать свои замыслы.
- Преподаватель-консультант осуществляет обучающую функцию через консультирование и преследует следующую цель — научить студента учиться.
- Преподаватель-модератор реализует деятельность, направленную на раскрытие потенциальных возможностей и способностей студента. Главная задача преподавателя — организовать процесс свободной коммуникации, результатом которой будет являться принятие решения.
- Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов, а именно, разрабатывает задания для выполнения в группе и организует групповые обсуждения какой-либо проблемы.
- Преподаватель-тренер помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в подготовке к публичным выступлениям [4].
На основе вышесказанного, следует сделать вывод, что важным результатом проектной деятельности является высокий уровень адаптивности к динамичным условиям жизни и способность быстро и адекватно реагировать на любые типичные и нетипичные ситуации. А проектная деятельность на занятиях по иностранному языку дает возможность овладения не только предметными знаниями, но и способствует активной интеграции студентов в международное образовательное пространство.
Литература:
1. С. В. Метод проектов и кейс-метод как средство формирования коммуникативной мобильности студентов неязыковых факультетов и инструмент интеграции в международное образовательное пространство // Вестник Псковского государственного университета. — 2014. — № 5. — С. 411–415.
2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, № 3.
3. Турчен Д. Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий //Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6. URL: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_28_proektnaya_deyat-st_kak_metod_formir-ya_uud.pdf (дата обращения: 10.03.2015).
4. Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 581–584.