В статье рассматривается роль иностранного языка в современном обществе. Отмечается, что иностранный язык является эффективным инструментом решения социальных и профессиональных задач и требует новых подходов. В связи с этим авторы предлагают коммуникативно-деятельностный подход и позиционируют его как эффективный при обучении иностранному языку.
Ключевые слова:иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативно-деятельностный подход, обучение иностранному языку, учебный процесс.
В современном обществе предъявляются новые требования к изучению иностранного языка. Главное требование к уровню владения иностранным языком, сводится к тому, чтобы человек при помощи иностранного языка мог решать свои жизненные и профессиональные задачи. Большинство людей сегодня воспринимают иностранный язык, как один из способов расширения кругозора, познания мира, развития и расширения бизнеса, налаживания новых контактов. Таким образом, для многих иностранный язык перестал быть самоцелью. Люди учат язык не только для того, чтобы только знать его, а для того, чтобы общаться и развиваться в различных сферах деятельности. Такой подход, когда иностранный язык становится инструментом, способствующим достижению новых рубежей, и является верным.
В таком случае основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование «иноязычной коммуникативной компетенции».
Иноязычная коммуникативная компетенция — это способность (знания, умения и навыки) понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения в иноязычном пространстве, адекватных целям, сферам и ситуациям общения. Как следствие стоит отметить, что формирование и развитие коммуникативной компетенции на иностранном языке подразумевает работу в двух основных направлениях:
1) развитие коммуникативных навыков-навыков общения на иностранном языке
2) развитие навыков правильного речевого поведения в различных жизненных, бытовых и профессиональных ситуациях.
Эффективным средством достижения данной цели является, на наш взгляд, «коммуникативно–деятельностный» подход. Ключевыми словами являются — «коммуникация» и «деятельность», а именно — коммуникация на иностранном языке спровоцированная какой — либо деятельностью и связанная с ней.
Коммуникативная составляющая данного подхода оправдана тем, что именно через коммуникацию человек познает мир, накапливает новые знания, приобретает умения и навыки. Коммуникация на иностранном языке помогает человеку делать все это за счет приобщения к ценностям и культуре другой страны.
Деятельностный аспект подхода предполагает не пассивное получение готовых знаний через преподавателя, а добывание их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, решения проблемных ситуаций. Концепция “обучения через деятельность” была предложена американским ученым Джоном Дьюи. Основными принципами его концепции являются: учет интересов учащихся, учение через обучение мысли и действию, свободная творческая работа и сотрудничество.
Из вышесказанного следует, что научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность и путем моделирования реальных жизненных ситуаций, которые будут интересны и полезны обучаемым.
Следовательно, коммуникативно — деятельностный подход на уроках иностранного языка может осуществляться посредством деятельности на иностранном языке: проектная деятельность, методика проблемного обучения, моделирование ситуаций. Остановимся на некоторых из них.
Проект — это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности учащихся. Данный метод сочетает индивидуальную, самостоятельную форму работы с групповыми занятиями. В результате творческой практической деятельности обучаемые получают новые знания и умения, которые они реализуют в создании конечного продукта.
Проект представляет собой ряд последовательных этапов:
1) формулирование цели (наличие значимой проблемы, прогнозирование результатов)
2) разработка/выбор пути выполнения проекта (определение проблематики и задач исследования, выдвижение гипотез их решения, обсуждение методов исследования)
3) работа над проектом (индивидуальная, парная, групповая)
4) оформление результатов (обсуждение способов оформления, сбор, систематизация и анализ полученных данных)
5) представление результатов работы (оформление результатов и их презентация)
6) обсуждение результатов работы (подведение итогов, выводы, выдвижение новых проблем исследования)
Значимость данного метода в рамках коммуникативно — деятельностного подхода заключается в том, что он направлен на развитие коммуникативных навыков. Каждый этап работы над проектом предполагает совершение коммуникации — обсуждения, отчеты, мозговой штурм, круглый стол, общие дискуссии. В рамках дисциплины иностранный язык такого рода деятельность происходит на иностранном языке, что и обуславливает ценность данного метода. Помимо этого метод проекта важен тем, что он интересен обучающимся, так как ориентирован на решение проблем значимых для них как в бытовом, социальном так и в профессиональном плане. Каждый проект ориентирован на достижение конкретного, осязаемого результата (презентация, доклад, эссе, статья), который в конечном итоге может быть использован в реальной жизни и в обучении.
С помощью метода проектов возможно обучить:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- находить пути их решения;
- работать с информацией из различных источников;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач [1].
Помимо этого метод проектов в рамках дисциплины иностранный язык позволяет формировать такие коммуникативные навыки на иностранном языке как:
- умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение правильно формулировать вопросы и запросы в информационных поисковиках;
- владение монологовой, диалоговой и дискуссионной формой речевой коммуникации;
- взаимодействие с партнерами в группе;
- разрешение конфликтов [2].
Метод кейсов (от английского «case» — случай, ситуация) — это метод активного обучения, который основывается на работе с конкретными учебными ситуациями, которые носят проблемный характер. Данный метод называют методом конкретных ситуаций и ситуативного анализа. В задачу обучающихся входит анализ предложенной ситуации, вычленение проблемы, выяснение сути проблемы, поиск возможных путей решении этой проблемы и выбор самого лучшего пути. Данная методика предлагает использовать не вымышленные, а реальные бытовые, социальные, экономические и профессиональные ситуации. Такого рода работа направлена на получение практического опыта, в условиях, приближенных к реальным.
Выделяют следующие этапы работы над кейсами:
1) ознакомление с ситуацией и выделение ключевых моментов
2) анализ полученной информации и вычленение проблематики
3) поиск необходимой информации, отсутствующей в кейсе
4) выработка возможных путей решения проблемы
5) отбор эффективных путей решения, путем выявления плюсов и минусов каждого
6) оформление результатов и их презентация
7) обсуждение и подведение итогов [3].
С точки зрения коммуникативно-деятельностного подхода кейс-метод может иметь успех при использовании его на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный: он задействует все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Таким образом, осуществляется коммуникативная составляющая подхода, которая обусловлена активной деятельностью учащихся с целью разрешения проблемных ситуаций.
Метод кейсов является эффективным средством в обучении иностранному языку, потому как:
- создает необходимую языковую среду и мотивирует студентов использовать иностранный язык для реального общения;
- способствует эффективному развитию навыков таких видов речевой деятельности как чтение, аудирование и говорение;
- помогает формировать навык коммуникации, а также ряд аналитических, творческих и социальных навыков [4].
В рамках выполнения проекта и работы с кейсами отмечается принцип взаимодействия двух составляющих коммуникативно-деятельностного подхода — коммуникация и деятельность. Коммуникация на иностранном языке инициирована деятельностью, которой заняты студенты для выполнения проекта и решения проблемных ситуаций. Получается, что иностранный язык в данном случае выполняет свое прямое предназначение — получение новых знаний и опыта посредством иностранного языка. Студенты используют иностранный язык для того, чтобы через общение познавать новое. Это новое очень актуально для них, а значит и интересно. Систематическое использование методов, соотносящихся с коммуникативно-деятельностным подходом позволяет студентам легко и быстро ориентироваться в иноязычном пространстве, формировать определенные модели поведения в различных речевых ситуациях на иностранном языке в соответствии с теми целями, которые они преследуют. В итоге, методы, используемые под эгидой коммуникативно-деятельностного подхода, можно расценивать как эффективные и ведущие к формированию иноязычной коммуникативной компетенции.
Литература:
1. Крившенко Л. И., Вайндорф-Сысоева М. Е., Юркина Л. В. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования: Учебное пособие // Москва: МГОУ — 2007
2. Турчен Д. Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6. URL: http://leda29.ru/uploads/com_files/11_2014_28_proektnaya_deyat-st_kak_metod_formir-ya_uud.pdf (дата обращения: 09.05.2015).
3. Горбатова Т. Н., Рыбушкина С. В. Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 741–743.
4. М. В. Золотова, О. А. Демина О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 4.