В настоящее время можно наблюдать значительные изменения в школьном образовании. Школы стали более самостоятельными и независимыми социальными институтами. В частности, процесс дифференциации в типологии школ набирает новые обороты: кроме специализированных профильных школ, гимназий и лицеев, становится все больше школ — интернатов, коррекционных, школ различного религиозного направления и т. д. Также можно свидетельствовать об экспериментировании в школах множеством традиционных, авторских, новаторских образовательных программ, увеличение оснащенности информационными компьютерными и педагогическими технологиями, использование зарубежных форм организации и методов ведения урока. Таким образом, демократизм усугубил нестабильное положение в школах, что требует новых исследований в данной сфере.
Наша работа посвящена изучению образовательной среды православной гимназии, ее психологических особенностей. Однако перед этим необходимо обозначить специфику современной образовательной среды в целом.
Данной проблемой занимались такие представители педагогики и психологии, как В. А. Ясвин, И. М. Улановская, В. И. Слободчиков, В. В. Рубцов, Н. И. Поливанова, И. В. Ермакова, В. И. Панов и многие другие. Согласно взгляду В. А. Ясвина, образовательная среда определяется как «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для её развития, содержащихся в социальном и пространственно — предметном окружении» [8, С. 12–15]. В. В. Рубцов утверждает, что образовательная среда — это система прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характер, цели и методы, средства формы образовательного процесса в школе. [3, С. 62–65].
И, наконец, в понимании И. М. Улановской, образовательная среда — целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется её целями и задачами, средствами их достижения в деятельности, и показателями различных аспектов детского развития: личностного, социального и интеллектуального [5, С. 16–23].
Таким образом, ссылаясь на выше изложенные определения, можно обозначить следующее: образовательная среда — это система, в рамках которой обеспечивается взаимодействие педагогов и учащихся при помощи процессов обучения и воспитания для достижения поставленных педагогических целей.
Как и любая система, образовательная среда имеет свои компоненты. В. А. Ясвин, исходя из своей концепции проектирования образовательной среды, выделяет следующие:
1) Пространственно — предметный. «Внешняя оболочка» образовательного учреждения: материальная обеспеченность классов, информативных классов, лабораторий, школы в целом.
2) Социальный: пространственная и социальная сплоченность субъектов, их личностные, а также половозрастные характеристики.
3) Технологический. Методы, способы, программы обучения, которые обеспечивают развивающие возможности образовательной среды (к примеру, программы В. В. Давыдова, Б. Д. Эльконина, Л. В. Занкова, В. В. Рубцова). Одним словом, технологический компонент отвечает за «материальное» обеспечение педагогической деятельности [7, С. 221–273].
Единообразная структура, однако, присутствует во всех разнообразных типов школьных заведений. Типологий образовательной среды также имеется несколько вариантов. Мы опираемся на подход И. М. Улановской, которая в данном вопросе ставила за цель сделать упор на главных субъектах педагогического процесса — учащихся, их интересах и потребностях. Она выделяла две больше группы школ: ориентированные на детей и не ориентированные.
Школы, ориентированные на детей, бывают обучающими, развивающими, воспитывающими и гуманистическими. Обучающая школа направлена лишь на усвоение детьми ЗУНов при помощи транслятора — учителя при их формальных, дисциплинированных отношениях. Воспитывающая школа также ценит дисциплинированность, однако главным является обеспечение социальной адаптации ребенка при помощи разработки различных правил поведения, как для учеников, так и для учителей, проведения идеологических собраний, но не внеурочной деятельности. Менее скованной является развивающая школа, целью которой является достижение развивающего эффекта за счет нетрадиционных, диалогических форм обучения ребенка. Гуманистическая школа представляет собой демократическую организацию процесса обучения, где ведущим является создание условий, комфортных для развития личности.
К школам, не ориентированных на детей, относят престижную, новаторскую и «камеру хранения». Престижная школа, вопреки ожиданиям, опирается на внешний имидж и собственную репутацию, при этом порой используя детей в своих пропагандистских целях. «Камера хранения» представляет собой учебное заведение, в котором главной особенностью выступает безразличие педагогов, администрации, а, вследствие этого, и учеников к учебной деятельности и школе, как социальном институте в целом. Новаторские школы ориентированы на развитие, как профессиональное, так и личностное, учителей. Создаются условия для их дальнейшее продвижение, показ своих возможностей. Дети служат лишь инструментом, с которым учителя ловко справляются [5, С. 116–123].
Следует отметить, что данная типология присутствует не только в общеобразовательных, но и в школах, имеющие свою особую специфику. Таковой является православная гимназия.
Вопросом особенностей православных школ занимались преимущественно служители церкви, которые высказывали свои положения на семинарах, съездах, чтениях представителей православной культуры. Они же делились собственно полученным опытом, современными недостатками и достоинствами православного обучения в специализированных школах. Таким образом, мы не можем говорить о достаточной теоретической разработанности данного вопроса.
В схожем понимании рассматриваемых авторов, образовательная среда в православных учебных заведениях является особой, отличительной от традиционной школы, системы доверительных взаимоотношений для достижения цели воспитать духовно и нравственно наполненного человека образом Божьим с помощью выполнения ряда специфических задач. Это следующие задачи: введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни; воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения; подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли [4, С. 45–57].
Также как и любая образовательная среда, православная имеет ряд принципов, на которых основывается образовательный процесс. Это, прежде всего, принцип христоцентричности, определяющий отношение к Богу. Сущность его заключается в том, что Христос есть главный центр, основание, идеал и цель педагогики. Следующим является принцип экклезиологичености, определяющий отношение к Церкви: полнота жизни во Христе через необходимость руководствоваться со знанием, учением и опытом Православной Церкви. Также есть принцип педоцентричности, определяющий отношение к ребенку, как центру педагогического дела для обретения подлинной жизни в Боге под руководством Церкви и приложения сил, способностей и педагогического мастерства. Не менее важным является принцип нравственно-педагогического аскетизма, определяющий отношение педагога к себе и к своей профессиональной деятельности. Включается и принцип целенаправленного и иерархичного развития личности: развитие духа, социального аспекта, психического, физического развития, благоразумного воспитания телесных потребностей обучающихся. Существует принцип соборного педагогического влияния Церкви, семьи и школы, где все причастные к воспитанию личности действуют сообща, предъявляя обучающемуся согласованные требования. И, наконец, принцип послушания, как важнейшей добродетели христианина вместе со смирением и любовью [1].
Можно отметить, что перечень принципов включает в себя и общие для любого образовательного учреждения: целенаправленного и иерархичного развития личности, нравственно — педагогического аскетизма и педоцентричности. Необходимо подчеркнуть, исходя из концепции И. М. Улановской, что православные школы относятся лишь к группе, ориентированных на детей; при этом они могут быть как гуманистического, так и воспитывающего типа. Гуманистические школы основаны на снятии барьеров между учителями, администрацией и учениками, родителями. Уроки проходят в мало оценочной форме, организовываются облегчительные формы проведения занятий. Значительное внимание обращается на питание, прогулки учеников, различной внеучебной деятельности. Существенными недостатками данного типа является вседозволенность, которую позволяют себе родители и дети: свободная посещаемость занятий, несоблюдение этических правил, дисциплины на уроках. Также наблюдается бездейственность педагогов, которые не стремятся к развитию учебных навыков. Воспитывающий тип образовательной среды школы предполагает четкое соблюдение правил (молитва по расписанию, посещение Церкви по регламентированному воспитанию, т.п.). Такой тип школы вводит свою форму, следит за дисциплиной на уроках, не придает особого значению учебным предметам, делая упор на религиозные. Недостатком такого типа православных школ является его негативизм по отношению к атеистам и признаки насильственного духовного воспитания. Ученики, с одной стороны, будут придерживаться всех необходимых правил, однако, с другой стороны, выйдя за стены школы, действовать согласно своим собственным желаниям. То есть, идет речь о внешнем религиозном и духовном воспитании. Негативизм же проявляется в нежелании принимать в школу детей из обычных, не религиозных семей; критика, а иногда открытое высмеивание не верующих [2, С.138–156].
Еще одной особенностью православной образовательной среды является то, что ученикам православных учебных заведений нередко приходится сравнивать, оценивать для себя, отстаивать ценность данного образования в обществе. Причина этого кроется в направленности части школ исключительно на религиозные предметы, ориентировка на служение Богу, как основную деятельность, а также запрет, недоброжелательное отношение к современным интересам. Поэтому, православное образование просто обязано строиться на такой деятельности, которая позволяет воспитанникам ощущать нужность и важность своих занятий даже в среде людей неверующих. Это может быть обеспечено за счет внесения общественной культуры в школу (например, организация спортивных и танцевальных секций) [6, С.31–37].
Таким образом, изучение особенностей образовательной среды православных школ показало, что специфика безусловно имеет место быть, однако содержательного плана: ставятся разные задачи, принципы, другая типология. По структуре образовательная среда ничем не отличается от традиционной школы. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо эмпирическим путем обнаружить различия или сходства традиционной и православной школ.
Литература:
1. Гатчинский А. Православная школа России: укрепление позиций в современной системе образования. –М.: Программа XVII международных рождественских образовательных чтений, 2009. — 240 с.
2. Гусаковский М. А., Ященко Л. А., Костюкевич С. В. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе. — Мн.: БГУ, 2004. — 279 с.
3. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. — М.: Изд-во МГППУ. 2002. — 272 с.
4. Сурова Л. В. Методика православной педагогики. Часть 1. Педагогика, школа, человек.- Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. — 63 с.
5. Улановская И. М. Что О проблемах вхождения дошкольников в образовательную среду школы // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 3. — С. 116–123
6. Уминский А. А. Проблемы православной гимназии // Вестник пастырского семинара. — 2002. -№ 2. — С. 31–37
7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проэктированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.