Разнонаправленность восприятия феномена ювенальной юстиции в России как форма отражения мировоззрения различных социальных групп | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (51) апрель 2013 г.

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Котяш, А. А. Разнонаправленность восприятия феномена ювенальной юстиции в России как форма отражения мировоззрения различных социальных групп / А. А. Котяш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/51/5822/ (дата обращения: 16.01.2025).

Ювенальная юстиция, по определению, это «основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав» [1].

Основной целью ювенальной юстиции было провозглашено воспитание несовершеннолетних, достигаемое через уменьшение вредного влияния на них фактора вовлечения в уголовное судопроизводство. Проще говоря, изначально ювенальная юстиция мыслилась как особая форма судебного разбирательства для несовершеннолетних, учитывающая специфику детской психологии.

В таком виде ювенальная юстиция ни у кого не вызывала протеста. Юридическую основу для нее составили правовые акты, регламентирующие деятельность ювенальных судов, и направленные на защиту прав несовершеннолетних. Эта идея, сводящаяся к созданию специализированных детских судов, была реализована в США еще в 1899 г.

Однако, позднее появилась социальная составляющая, в основе которой заложены идеи, направленные на воспитание и социальную защиту несовершеннолетнего.

Надлежащее функционирование ювенальной юстиции невозможно вне специальной системы, обеспечивающей ее деятельность. Поэтому развитие ювенальной юстиции в России охватывает охватывать более широкую, чем правосудие, сферу деятельности, и именно на этой почве начинают возникать противоречия.

Одна часть общества уверяет, что ювенальная система защиты прав несовершеннолетних представляет собой «теоретико-правовую конструкцию, включающую комплекс механизмов юридического, социально-корректирующего, медицинского, психолого-реабилитационного, воспитательно-превентивного характера, направленных на обеспечение благополучия несовершеннолетнего в обществе и реализующихся в рамках деятельности специализированных служб и учреждений ювенального профиля» [1]. Т.е. именно эта сложная система призвана и способна обеспечить благополучие подростка в обществе.

В настоящее время сторонниками «ювенальной юстиции» отстаивается не просто введение «ювенальных судов», а именно создание «ювенальной системы». Т.е целью становится решение более широкой задачи — создание особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав; предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Ювенальная юстиция предполагает охват медицинских вопросов, в частности сексуально просвещение и планирование семьи. Вот здесь и начинается настоящая социальная война.

Работа по продвижению ювенальной юстиции в России заключается в создании двух федеральных законов "Основы законодательства о ювенальной юстиции", и "Об основах ювенальной юстиции". Ряд экспертов при этом отмечает, что отсутствие четко установленных пределов и критериев ведет к тому «...что мы будем иметь дело не с юстицией, а с какой-то более общей формой социальной деятельности, выходящей за пределы правовой сферы» [3]. Не учитывается и тот факт, что уже существующая система российского законодательства содержит в себе правоотношения, регулируемые традиционными нормами права: гражданского, семейного, административного, уголовного, уголовно-процессуального и др.

Таким образом, противники введения системы ювенальной юстиции в России говорят о том, новые законы направлены на необоснованную правовую реформу российского законодательства и не создают принципиальных улучшений положения детей в России, а ведут к разрушению отношений между родителями и детьми. Проекты ювенальной юстиции в целом направлены против института семьи, что противоречит конституционному принципу защиты семьи. Под угрозу ставится независимость семьи, ее право на самостоятельное определение порядка существования, системы воспитания детей. Эту точку зрения активно поддерживает Русская Православная Церковь (РПЦ), ряд правозащитников и общественных деятелей, например, Людмила Рябиченко, руководитель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», член Президиума ЦС движения «Народный Собор», считающая, что «Социальный патронат – нейтронная бомба для института семьи в России: бесследно уничтожив родительство, он оставит в целости и предоставит в безраздельное пользование новых хозяев века сего наше главное и последнее богатство – наших детей» [2]. Противниками введения ювенальной юстиции активно используется и такой аргумент, как разрушение основ семейного воспитания и родительского авторитета, т.к. сама система будет поощрять детей к жалобам против родительского воспитания. «Западная «мода» подавать иски против собственных родителей пришла и к нам. Лишь за этот год около 20 несовершеннолетних в Киеве обратились в суд с исками о лишении своих мам и пап родительских прав ради квартир и денег», - пишет газета «Сегодня».

Таким образом, определенная и довольно значительная часть Российского общества, активно выступает против ведения системы ювенальной юстиции, аргументируя это тем, что ювенальная юстиция – это не защита детей, а мощный рычаг управления людьми. Государство при этом усваивает себе монополию на воспитание и становится единственным авторитетом, а родители – бесправные представители государства, которых оно контролирует, карает и милует по собственному произволу. Страх за судьбу семьи и боязнь её возможного разрушения заставляет родителей идти по пути социального конформизма. Люди начинают делать то, что требует от них система, невзирая на личностные установки. Семьи, не желающие жить по навязанным стандартам, эффективно разрушаются. Хотя, на самом деле, разрушению подвергаются весь институт семьи, поскольку семья, лишенная культурной, социальной и педагогической автономии, т.е естественных прав, перестает быть семьёй. Противники внедрения ювенальной юстиции не только активно участвуют в обсуждении законопроектов, они выходят на митинги, организуют сбор подписей против ювенальных изменений и являются, таким образом, очень активной социальной средой.

Их противники, как правило, из числа чиновников и «людей Государства» тоже не молчат. Правда, приводятся другие аргументы. Вот, в качестве примера, фрагмент интервью, данного газете «Рабочий путь» прокурором Промышленного района г. Смоленска Владимиром Акинчиковым.

- В первую очередь, ювенальная юстиция наносит удар по многодетным семьям – как наиболее малообеспеченным. Чем больше в семье детей, тем она беднее. По крайней мере, в России. Кому захочется рожать, если женщина будет бояться, что у нее могут в любой момент отнять здорового, заметьте, именно здорового ребенка?! Уж не потому ли, что бездетная богатая пара не хочет усыновить малыша из семьи алкоголиков?

- Мне известны случаи необоснованного осуждения за совершение преступления, но со случаями необоснованного лишения родительских прав лично мне сталкиваться не приходилось. Само устройство системы ювенальной юстиции, не являющейся для России нововведением, сложное, в процессе участвуют органы опеки и полиция, суды и прокуратура. Трудно представить себе, что эти органы вступят в сговор для того, чтобы лишить несчастного ребенка семьи. К сожалению, на каком-то этапе становления социума в России у части населения ослабли родительские чувства. Сегодня в России беспризорников столько, сколько их было после войны. Что касается рассмотрения вопросов лишения родительских прав, это – прерогатива отработанного годами юридического механизма. Подобные дела предельно внимательно рассматривают опытные судьи, как правило, женщины. Решения принимаются взвешенные, судьи, поверьте, очень переживают за судьбу детей в этот момент.

И если ребенка забирают из семьи, значит, дело нечисто…

- У меня сомнений на этот счет нет. В обществе искусственно нагнетается негативное отношение к этому вопросу. Да, ошибки могут быть. Ни разу не ошибался, возможно, только Господь Бог. Вся судебно-процессуальная система построена таким образом, чтобы избежать возможных ошибок»

Два полюса, два мнения, отражающие порой не истинное состояние проблемы, а мировоззренческую платформу определенной части социума. Для кого-то это форма протеста против Государства в целом и его институтов в частности, для кого-то метод самоутверждения через бунт, кто-то отстаивает право на воспитание «по дедовским традициям», кто-то озабочен нарушением Евангельской заповеди «чти отца и мать свою», результатом чего может стать нарушение христианского мировоззрения в целом. Определенная часть общества выражает опасения в том, что поощрение детей к жалобам вернет времена тотального «стукачества», очень удобного при тоталитарном режиме. Да и сам факт государственного вмешательства в жизнь семьи уже воспринимается как «назад в 37 –й год». Все это свидетельствует об актуальности не только самой проблемы введения системы ювенальной юстиции в России, но и о разнородности мировоззренческих платформ современного социума, становящихся ареной для возникновения социальной напряженности и следующих за этим конфликтов.


Литература:

  1. В.А. Малышев «Ювенальная юстиция как средство защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации» / Портал «Всероссийское родительское собрание» http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=54&id_article=2087
  2. Интернет проект «Ювенальная юстиция – против» http://www.juvenaljustice.ru/

  3. Медведева И., детский психолог, директор Института демографической безопасности, член правления Российского детского фонда http://expert.ru/2012/08/28/ugol-zreniya/

  4. Нужна ли России ювенальная юстиция? http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177861/
  5. Источник: ИА «Росбалт»,13.03.2010 http://www.rosbalt.ru/

  6. Н.Хананашвили Защита прав ребенка в России: пространства взрослой жестокости Источник: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), http://www.nan.ru/
  7. Источник: http://news.babr.ru/ 05.06.2009

  8. Смоленск: Ювенальная юстиция. Так ли страшен черт, как его малюют? Газета «Рабочий путь» от 11 августа 2011

Основные термины (генерируются автоматически): ювенальная юстиция, Россия, институт семьи, ребенок, родитель, российское законодательство, семья, том, часть общества.


Похожие статьи

Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму)

Специфика принятия иностранными студентами этнокультурных ценностей в зависимости от различных моделей социокультурной адаптации

Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение Советской и Российской идеи патриотического воспитания

Возрастание роли применения теории и практики маркетинга в хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей

Проблема развития поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в условиях современного языкового образования

Роль Русской группы Международного союза криминалистов в истории становления института условного осуждения в дореволюционной России

Риски социально-экономических отношений супругов в современном обществе, вызовы и пути их решения в аспекте психологии

Психологическая специфика образовательной среды православной гимназии как качественно нового образовательного учреждения

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога

Похожие статьи

Специфика полоролевой социализации подрастающего поколения в условиях современной поликультурной среды (на примере этносов, проживающих в Крыму)

Специфика принятия иностранными студентами этнокультурных ценностей в зависимости от различных моделей социокультурной адаптации

Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение Советской и Российской идеи патриотического воспитания

Возрастание роли применения теории и практики маркетинга в хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей

Проблема развития поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в условиях современного языкового образования

Роль Русской группы Международного союза криминалистов в истории становления института условного осуждения в дореволюционной России

Риски социально-экономических отношений супругов в современном обществе, вызовы и пути их решения в аспекте психологии

Психологическая специфика образовательной среды православной гимназии как качественно нового образовательного учреждения

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитания» как условие формирования культуры самостоятельной работы педагога

Задать вопрос