Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 22.06.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Иргалиев, С. С. Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления / С. С. Иргалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 306-311. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93323/ (дата обращения: 16.12.2024).



Задачи курса Всемирной истории включают в себя не только необходимость усвоения содержания курса, но и подготовку к осмыслению всего спектра общественных явлений во всем его многообразии, к активному творческому участию в политической жизни страны. Данные задачи предполагают комплекс навыков, умения самостоятельно осмысливать исторические явления, в том числе международные и внутриполитические события, события в социуме, давать им правильную объективную оценку и значение. В связи с этим развитие самостоятельного творческого и исторического метода мышления приобретает характер фундаментального условия и средства обучения истории.

Курс Всемирной истории в системе НИШ построен согласно хронологической последовательности исторических событий, начиная от Древнего мира, заканчивая Новейшей историей, однако не всегда изучаемые исторические события могут восприниматься учащимися с должным осмыслением и пониманием, ввиду их возрастных особенностей. Например, курсы 7 и 8 классов, освещающие события истории позднего средневековья и Нового времени, насыщены сложными для понимания, историческими процессами и событиями, если в 7 классе применяя концепт «значимость» учащемуся достаточно понимать, что события могут быть более или менее значимыми, то в 8 классе учащийся должен приводить несколько причин того, почему событие или личность считаются значимыми (важными) на основе определения степени влияния, которое они оказывали. Курсы истории 9 и 10 классов по своей логической структуре относительно сложны и насыщены операциями как выделение главного, определение сходного и отличного, общего и частного.

Без необходимого уровня развития навыков исторического мышления учащихся невозможно сознательное усвоение материала. Очевидно, что нет ни одной области в процессе обучения, которая не была бы связана с интенсивным напряжением мыслительной деятельности учащихся.

В основе исторического мышления лежит развитие логического мышления. Историческое мышление — это приложение мышления, его логических операции к историческому материалу в его специфике, отличной от объектов других наук. В процессе развития исторического мышления учащихся мы оказываем влияние на мышление в целом, и наоборот развивая логическое мышление в других дисциплинах мы облегчаем его применении в истории. Однако только практическое применение категории логического мышления в истории общества позволяет развивать историческое мышление.

Что же значит мыслить исторически? Во-первых, это восприятие человеком того времени, в котором он живет, в его способности осознавать, ощущать это время как частицу огромного исторического потока. Также это выражается в способности видеть, оценивать, анализировать всякое явление прошлого, в контексте того времени и во взаимосвязи с предшествующими и последующими событиями. Обретая такую способность, учащийся сможет вырабатывать по отношению к прошлому собственную, основанную на знании и понимании, аргументированную позицию и убеждение.

К особенностям исторического мышления относятся:

– умение объяснять условия, сопутствующие историческому явлению и их взаимосвязанность;

– умение описывать общественное явление или событие, правильно отобрав характерные для него черты и факты;

– умение объяснять преходящий характер всякого исторического явления, его историческое значение;

– умения выявлять тенденции развития, заложенных в каждом историческом явлении;

– умение выявлять и объяснение социальных мотивов, определяющих деятельность общественных групп или отдельных лиц;

– умение извлекать из фактов прошлого уроки истории.

Одним из важных навыков исторического мышления является навык исторического анализа и объяснения. Учащийся, применяя концепт «значимость», определяет значимость исторического события, явления, процесса для развития общества;

Навыки исторического анализа эта категория, которая обозначает умение разбить историческое событие на составные части, так чтобы ясно выступала его структура. К ним относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учащийся выделяет скрытые (неявные) события. Видит ошибки и упущения в логике рассуждений. Проводит разграничения между фактами и следствиями. Данный навык позволяет формировать элементы творческого мышления путем анализа, абстрагирования, конкретизации. Совокупность этих мыслительных операций в итоге, приводит к формированию творческого мышления и его образного, наглядного практического компонента. Например, устанавливать связь, анализировать, констатировать, сравнивать.

Концепт «Значимость» у учащихся формирует навык оценивания исторического события. Суждения обучающегося основываться на четких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Например, учащийся сам вырабатывает критерии оценивания, рассуждает, аргументирует, консолидирует, сравнивает, стандартизирует, оценивает.

Необходимо отметить, что умения и навыки в концепте «значимость» должны соответствовать возрастным особенностям например: в 6 классе учащийся должны понимать, что события могут быть более или менее значимыми; в 7 классе учащийся должен приводить несколько причин того, почему событие или личность считаются значимыми (важными) на основе определения степени влияния, которое они оказывали; в 8 классе учащийся должен применять критерии определения значимости события для различных групп общества; в 9 классе учащийся должен использовать критерии, для определения значимости, как в определенный момент, так и с течением времени; в 10 классе учащийся должен объяснять, почему разные группы людей могут по-разному интерпретировать значимость, в соответствии с их перспективами.

Что же представляет собой значимость исторического события?

– Исторические события являются предположительно значимыми, если они имеют несомненное историческое значение и отвечают общему критерию значимости, или же обладают длительным эффектом.

– Исторические события также являются значимыми с высокой долей вероятности, если они обладают значительным эффектом (в национальных и международных масштабах) и описаны в разнообразных источниках, в особенности, подвергнуты последующему анализу.

Важное значение в понимании значимости исторического события имеет:

1) Длительность эффекта, то есть историческое событие, являющееся прецедентным или повлёкшее за собой ряд других событий, длившихся долгое время. События часто считаются значимыми, если они являются прецедентом или влекут за собой что-то ещё, например, изменение взглядов и поведения общества, изменения законодательства.

2) Географический охват, где значимые события обычно существенно влияют на деятельность региона, области или обширной социальной группы.

3) Всесторонность освещения и ее продолжительность. Для того чтобы считаться значимым, историческое событие должно получить значительное и всестороннее освещение в различных исторических источниках.

4) Разнообразие источников. Большое количество источников обычно подтверждает важность события.

Концепт «значимость» имеет разнообразную теоретическую основу, которая является основой для многих гуманитарных наук, в том числе философии, философии истории, социологии, политологии, культурологии и т. д. Их знание необходимо учителю для более глубокого осмысления данного концепта, которая формирует его теоретическую базу «background».

При анализе и теоретическом обосновании концепта «значимость» исторического события, на ум логически первыми приходят труды ученых историков из Древнего Китая Сима Цзяна, описывавший значимые исторические события Китая при императоре У-ди, Труды древнегреческих историков Геродота, Страбона, Плутарха, где история представлялась как круговорот и последовательная череда событий, и именно поэтому история периода античности получила название «событийной» или «прагматической» истории, именно они стали предвестниками формирования философско-исторических взглядов на понятие «Историческое событие».

В философии к феномену «событие» был несколько другой взгляд, в античной философии понимание событие можно найти в работах Платона и Аристотеля, но для них она не имела особой значимости. Согласно Платону, существенная разница между миром идей и миром вещей утверждается абсолютная несущественность отличий между событиями и предметами. Аристотель относит событие к числу первичных сущностей, имеющих самостоятельное бытие, а потому оно и не заслужило его внимания.

Философы Нового времени в основном держали курс на акцентировании внимания на вопросах Гносеологии, Онтологии и Аксиологии. Однако, в анализе вопросов философской антропологии можно найти весьма интересные идеи, например: Иммануил Кант, рассуждая о начале человеческой истории, отметил, что просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия, осуществивший «истинное преобразование образа мышления» [1] Позже Георг Гегель в своей работе «Феноменология духа» поставил вопрос об истине «события». По мнению Гегеля, существует три вида историографии — это первоначальная история, рефлективная история и философская история. Где первоначальная история описывает события. Примеры ее можем найти в творениях Ксенофонта, Цезаря. В рефлективной истории изложение возвышается над историей. Историк уже различает себя и повествование, различается дух времени и дух автора, смысл истории (Тит Ливий). Философия истории рассматривает не сами события, а, прежде всего, изучает дух как движущую силу исторических событий. А в этом и состоит цель истории. Историк обязан не столько описывать события, сколько их анализировать и показывать движущую силу этих событий, связи между событиями, показать необходимость событий, т. е. их действительность.

В начале ХХ века британский философ физик и математик Альфред Уайтхед публикует нематематический трактат «Понятие природы», в котором впервые пишет об изменчивости бытия и вводит понятие «события», как вторжения в поток времени неких «над временных компонентов». Это идея возникла в процессе развития ревизионистских идей Альберта Эйнштейна теории относительности. По мнению Уайтхеда событие это конечная единица природного явления, это выражение природного процесса. «Я даю имя «событие» пространственно-временному происшествию». [2] Событию присущие структурность, имманентность и обособленность каждого последующего события от предыдущего. Согласно мыслителю, субстанция мира — это процесс, а следовательно, любое явление, любой объект по сути своей является событием, при этом субъект, воспринимающий его, необязательно должен присутствовать. Структура события выявляется в процессе его самоосуществления и «требует определенной длительности, которая определяется некоторым значением одновременности». [2]

Французский философ Жиль Делез выдвинул свою концепцию «события», Хронос и Эон «смысл как событие», где философия должна размышлять о событиях, а не о сущностях. Делез характеризовал событие как «поворотный пункт и точку сгиба», «складку», «точку времени, от которой линия времени одновременно расходится в двух направлениях: в прошлое и будущее». [3] Хронос — это вечное актуальное «живое настоящее» положений вещей и тел, которые действуют и подвергаются воздействию; Хронос всегда определён. Эон — это безграничное прошлое и будущее бестелесных эффектов. Образцовый пример бестелесного события — битва. Событие битвы является не вещью или платоновской идеей, а глагольным инфинитивом, реально существующим в Эоне; битва есть не «битва», а «биться» Согласно концепции Ж. Делеза, событие «подает нам знаки и ожидает нас». [4]

Людвиг Витгенштейн представитель логического позитивизма в своей работе Логико-философский трактат определял событие и факты как неотъемлемая динамическая логическая часть модель мира. Мир есть все, что происходит. Происходящее, факт — существование событий. Мысль — логическая картина факта. Мир есть все, что происходит. Мир — совокупность фактов, а не предметов. Мир определен фактами и тем, что это все факты. Мир — это факты в логическом пространстве. Мир подразделяется на факты. Нечто может происходить или не происходить, а все остальное окажется тем же самым. Происходящее, факт — существование событий. Событие — связь объектов (предметов, вещей). [5]

В контексте «деструкции метафизики» Мартина Хайдеггера «бытие» становится сопоставляемо с нововведением — «со-бытием», которое имеет значение равное Логосу Гераклита. Согласно концепции немецкого мыслителя, событие (нем. Ereignis) является несравненным истоком рождения Бытия и Времени, но, словно послеродовая пуповина, совершенно чуждая младенцу однодневному, они отбрасываются прочь, подавая событию дар воли и самостоятельности. Событие вновь представляется в обличии длительности вне времени и пространства, раскрывая при этих условиях саму суть Бытия.

Таким образом категория «событие» в философско-историческом знании имеет достаточно широкий диапазон интерпретаций. Её глубокое теоретическое осмысление связано, прежде всего, с именами А. Н. Уайтхеда, Ж. Делеза, М. Хайдеггера, А. Бадью, Ф. Броделя. Авторские концепции события, с одной стороны, существенно разняться, хотя в ряде случаев их отдельные положения и становятся основой для дальнейших изысканий, но с другой — способствуют выявлению универсальных характеристик этого феномена. Если говорить о большинстве философских подходов к категории «события», то мыслители чаще всего связывают это понятие с понятиями «вдруг», «внезапно», в результате чего появился некий новый результат.

В понимании концепта «значимость» необходимо особое внимание уделить категории, «исторического события», которое является, одним из центральных понятий в исторической науке, и в то же время, одним из самых сложных для понимания. Сложность обусловлена достаточно длительным периодом преобладания так называемой «событийной истории», где историческое событие было возведено в ранг основных категорий исторической науки, а сама история мыслилась как наука о событиях в их связи и последовательности. [6] Но даже в ХХ веке понятие «события» гораздо интенсивнее освещалась философами, нежели историками, и это несмотря на то, что статус научного понятия и даже более — категории — «событие» получило именно в исторической науке. [7]

Затем это сменилось довольно длительным периодом критики «событийной истории» и данной концепции в целом, процесс которого активно шел во Франции в 60–70-е годы ХХ века, что прежде всего связано с критикой классической парадигмы; переносом акцента с единичности на закономерности; актуализацией структурной истории в ущерб событийной. Это прежде всего связано со становлением исторической «школы Анналов». Данная историческая школа основана в 1929 году Люсьеном Февром и Марком Блоком, сформировалась вокруг журнала «Анналы», и оказала значительное влияние на мировую историографию XX века. Пострадала не только «событийная история», но стала вытесняться политическая история, базирующееся на парадигме различения несущественной обыденной жизни и существенных политических событиях Люсьен Февр отмечал, что «События — это “поверхностный слой истории”. Пена. Гребешки волн, рябь на поверхности мощных дыхательных движений океана… Мелкая пыль индивидуальных поступков, судеб, происшествий». [8]

Люсьен Февр и Марк Блок создали журнал «Анналы экономической и социальной истории» (фр. Annales d’histoire économique et sociale), который издаётся до сих пор. В этом журнале историки пытались публиковать статьи, характеризующие историю «в целом», статьи, которые не ограничивались политическими, военными и дипломатическими аспектами истории. В их подаче произошла замена классической «истории — повествования» «историей — проблемой», а также предпринимались попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи — экономические, социальные, культурные. Учёные стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков. Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук — социологии, этнографии, географии и других, а также расширения круга исторических источников.

Л. Н. Гумилев, утверждал, что история — это наука о событиях в их связи и последовательности. Мы понимаем историю, в общем смысле, как науку о происшедших событиях. А благодаря этим событиям формируется своего целостная картина истории во всем его многообразии. Но помимо нарратива, история подразумевает под собой и несет в себе действие, а в свою очередь, действие Всемирной истории распадается на различные мелкие действия, или, как принято их называть, исторические события.

Сложность в передаче информации исторического события заключается в том, что она не дана историку непосредственно, а объект исследования нельзя восстановить опытным путем. Изучая то или иное историческое событие, невозможно провести эксперимент, как, например, в химии, физике, так как объект исследования не материален, его нельзя «потрогать».

Прошедшее событие, попадая в поле изучения исследователя, учителя, ученика, конструируется им, додумывается на основе каких-то воспоминаний или документов, а порой и по аналогии с другими похожими событиями. В результате исследования появляется уже исторический факт, который является конструкцией соответствующего события.

Учащимся необходимо донести то, что сама фиксация какого-либо события дает нам возможность говорить о нем как о факте, в том смысле, что в том или ином источнике о нем упоминается. Но для исследователя мало только владеть информацией о событии, необходимо найти ему подтверждение в других источниках.

Исторический факт как продукт познавательной деятельности является необходимым условием возможности помыслить о событии прошлого. Историческому факту может не соответствовать в реальном прошлом никакого события, но он считается таковым, поскольку не может быть доказано обратное.

Историческая картина мира всегда фрагментарна с наличием «белых пятен», а потому требует восстановления пространственно-временного континуума в создании образа исторической индивидуальности; на этом уровне исторического познания установленный факт рассматривается не только как фрагмент знания, а в первую очередь как фрагмент самой прошлой действительности, как историческое событие, и именно в этом акте отождествления знания с действительностью историческое прошлое обретает свой онтологический статус.

Порой фиксация исторического события может определяться как факт, и наше знание об этом событии тоже может выступать фактом. Необходимо понимать, что факт и событие — это разные категории. Факт — это категория гносеологическая, так как в результате познания появляется факт как нечто действительно имевшее место, доказанное и входящее в общий поток истории, но истории как объекта познания. Исторический факт — это лишь часть некоторое знание о прошлом. Вся совокупность нашего знания о прошлом называется историей. Но, для создания целостной исторической картины отдельны факты не могут сами по себе выстроит представление о прошлом, исследователь сам домысливает, додумывает, интерпретирует, реконструирует возможное прошлое (например, вся история древнего мира строиться только на данных археологии, и лишь малая ее часть отражена в письменных источниках). Исследователь не застрахован от ошибочной интерпретации, ввиду недостоверности источника. Следовательно, мы можем сказать, что исторический факт как фрагмент нашего знания об истории не совпадает с событием как фрагментом реального прошлого.

В связи с этим важно и необходимо проводить подготовительную работу по использованию достоверных источников на уроке, чем больше различных источников по изучаемому событию, тем лучше.

Важным шагом в использовании концепта «значимости» на уроках является осмысление учеником роли личности в истории. Личность в истории — совокупность представлений о месте человека в течение исторического времени и пространства, в частности, о её коллективных, групповых и персональных ролях, общественных, профессиональных, семейных практиках, реальных и возможных жизненных сценариях, связанности конкретной личности с известными событиями, явлениями, процессами, фактами и тому подобное.

Осмысление исторического деятеля неизбежно вызывает вопросы о роли в ней той или иной личности: изменила ли отдельная личность ход истории; было ли неизбежным такое изменение или нет; что случилось бы без этого политического деятеля? Да история не терпит сослагательных наклонений, однако в процессе осмысления роли личности исследователи всегда задаются философским вопросом о соотношении закономерного и случайного. Каждый человек, его рождение, становление как личности — это сплетение каких-то случайностей. С одной точки зрения мы знаем множество фактов, когда смена деятелей не оказывала сильное воздействие на историю, с другой стороны, существуют множество фактов, когда какая-то мелочь кардинально меняет историю. Основополагающую трансформацию представлений о роли личности в истории связывают с волной первого позитивизма основателями социологии Огюстом Контом и Гербертом Спенсером, которые выдвинули тезис о чрезвычайной вере в силу знания и человеческого разума, способного постичь все тайны природы и общественного развития. Согласно позитивистским стратегиям действия, в конце концов общественные практики личности должны быть сведены к соответствующим тенденциям, факторам и предпосылкам. Михайловский Н. К. и Каутский К. выдвигали идею, где сила и роль личности возрастает в колоссальных размерах, когда за ней идет масса и тем более, когда эта масса организована и сплочена.

Л. Н. Гумилев выдвигал идею пассионарности в котором известные исторические личности это люди нового склада в популяции, пассионарии ломающие сложившийся уклад жизни, из-за чего они в некоторой степени вступали в конфликт с обществом. Это предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти.

С середины ХХ века западная историческая мысль рассматривать личность в новейших контекстах: конструирование соответствующих институтов и структур, среды бытования и даже сознания, ментальности, иерархии ценностей. Сейчас в западной социогуманитаристике интенсивно дискутируются вопросы, связанные с дискурсивными практиками, ролевыми моделями, стилями жизни личности в постиндустриальную и глобалистскую эпоху, в частности с постмодернистским поворотом. [9] Примером этого является одновременное сосуществование в едином глобальном пространстве личности, включенной в различные временные роли: создание искусственного квази государства ДАИШ и международных космических программы, кастового разделения и тотального космополитизма, связанных с первобытными ритуалами общественных практик различных изолированных народностей (индейцы Амазонки) и пользования сетью интернет и т. д., степень влияния социальных сетей Инстаграм, Фейсбук и т. д.

Таким образом осмысление и внедрение концепта значимости на уроках включает в себя несколько важных этапов, это не только подготовка и применение на уроке, но и глубокое научного осмысления преподавателем, учениками теорий социально-гуманитарных дисциплин включающие (историю, историографию, философию, социологию, политологию и т. д.).

В реализации концепта значимости на уроках необходимо сконцентрироваться на самом понятии исторической значимости, а именно важности, приписываемым конкретным аспектам прошлого (например, событиям, процессам, тенденциям, отдельным лицам, различным социальным группам, общественным движениям и историческим событиям, месту). При этом учащиеся в процессе изучения материала должны понимать, что значимости и важности исторического события в историографических школах разных стран может рассматриваться по-разному.

Значимость включает в себя изучение принципов, лежащих в основе выбора того, что следует исследовать и запомнить, согласно цели обучения.

– Понимание концепции значимость развивается следующими способами:

– Пересказ личных и семейных событий, имеющих значение

– осмотр исторического места культурного или духовного значения

– Признание значимости людей и событий в осуществлении изменений

– Исследование значимости людей, событий в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

– Значимость включает в себя изучение принципов, лежащих в основе выбора того, что должно быть задействовано.

Литература:

  1. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. — М., 1994. — Т. 1.
  2. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990., — А. Уайтхед. „Понятие природы“, 1920
  3. Gilles Deleuze. Stanford Encyclopedia of Philosophy (24 сентября 2012). — Стэнфордская энциклопедия философии
  4. 8. Делез Ж. Логика смысла. — М.: «Раритет», Екатеринбург «Деловая книга», 1998. — 480 с.
  5. Логико-философский трактат 1921 Людвиг Витгенштейн
  6. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., 2002
  7. Историческое событие как категория современного научно-философского анализа О. В. Воробьева
  8. Февр Л. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II // Бои за историю / пер. с фр. — М.: Наука, 1991
  9. Историческая мысль факт или феномен Н. А. Кисилева
  10. Лернер И. Я. Вопросы познавательной деятельности учащихся М. 1963
  11. Government of western Australia school curriculum and standards authority humanities and social science
  12. https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-sobytie-fakt-ili-fenomen
Основные термины (генерируются автоматически): событие, историческое событие, история, факт, исторический факт, историческое мышление, Всемирная история, историческая наука, историческое явление, логическое мышление.


Похожие статьи

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах

Роль социокультурных традиций в становлении парадигмы социальной работы

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Похожие статьи

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах

Роль социокультурных традиций в становлении парадигмы социальной работы

Терминологический анализ понятия «кадровый потенциал» и его адаптация к современным условиям функционирования промышленных предприятий

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Задать вопрос