В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, то есть современный урок — это развивающий урок. Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. толковый словарь русского языка). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в xxi в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. в случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. умеет делать что — то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Приемы организации рефлексии на уроке:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что — то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
2. Рефлексия деятельности
1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»; «Я похвалил бы себя…»;
«Особенно мне понравилось…»; «После урока мне захотелось…»; «Я мечтаю о…»;
«Сегодня мне удалось…»; «Я сумел…»; «Было интересно…»; «Было трудно…»; «Я понял, что…»; «Теперь я могу…»; «Я почувствовал, что…»; «Я научился…»; «Меня удивило…» и т. п.
«Каким было общение на уроке?.
- занимательным — познавательным — интересным — игровым — необычным — скучным
- радостным — дружелюбным
2. Рефлексия содержания учебного предмета
1. Карточка для рефлексии.
1. Я знаю органоиды растительной клетки.
2. Я могу определить органоиды у любой растительной клетки.
3. Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
4. В самостоятельной работе у меня были ошибки.
5. Я понял причину своих ошибок (если они были).
6. Я сегодня был активным на уроке.
7. Я сегодня был внимательным на уроке.
8. Я сам открыл новое знание.
9. Я доволен своей работой на уроке
3. «Слепое письмо» вставить пропущенные слова
1. Оптической частью микроскопа являются _________
2. Такое свойство как__________относится не только к живой природе.
3. Самые крупные листья имеет _______
4. Ломоносов установил, что в состав воздуха входит _________
5. Такое явление как ________можно наблюдать в лесу.
4. САМОАНАЛИЗ
ЗНАЮ |
НЕ ЗНАЮ |
НАДО ПОВТОРИТЬ |
|
|
|
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап — анализ своего настроения; анализ своих успехов
2 этап — анализ работы одноклассников
3 этап — анализ работы группы как своей, так и других.
Таким образом, эти этапы урока — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Литература:
1. Годник С. М. «Страницы современной педагогики» М. изд. Просвещение 1998г.
2. Орехова Т. Ф. «Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования» Москва изд. Просвещение 2012г.
3. Осипова А. В. «Использование теоретического наследия Ю. А. Конаржевского в практике современной школы». Волгоград изд. Учитель 2010г.