Рефлексия как этап современного урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 6291 раз

Библиографическое описание:

Тюкаева, С. П. Рефлексия как этап современного урока / С. П. Тюкаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14990/ (дата обращения: 16.12.2024).

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности, то есть современный урок — это развивающий урок. Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. толковый словарь русского языка). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в xxi в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. в случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. умеет делать что — то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т. п. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Приемы организации рефлексии на уроке:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1.      «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2.      Использование различных изображений:

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что — то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

3.      «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

2. Рефлексия деятельности

1.            Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:

«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»; «Я похвалил бы себя…»;

«Особенно мне понравилось…»; «После урока мне захотелось…»; «Я мечтаю о…»;

«Сегодня мне удалось…»; «Я сумел…»; «Было интересно…»; «Было трудно…»; «Я понял, что…»; «Теперь я могу…»; «Я почувствовал, что…»; «Я научился…»; «Меня удивило…» и т. п.

«Каким было общение на уроке?.

-        занимательным — познавательным — интересным — игровым — необычным — скучным

-        радостным — дружелюбным 

2.                 Рефлексия содержания учебного предмета

1. Карточка для рефлексии.

1.      Я знаю органоиды растительной клетки.

2.      Я могу определить органоиды у любой растительной клетки.

3.      Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.

4.      В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5.      Я понял причину своих ошибок (если они были).

6.      Я сегодня был активным на уроке.

7.      Я сегодня был внимательным на уроке.

8.      Я сам открыл новое знание.

9.      Я доволен своей работой на уроке

3. «Слепое письмо» вставить пропущенные слова

1.                 Оптической частью микроскопа являются _________

2.                 Такое свойство как__________относится не только к живой природе.

3.                 Самые крупные листья имеет _______

4.                 Ломоносов установил, что в состав воздуха входит _________

5.                 Такое явление как ________можно наблюдать в лесу.

4. САМОАНАЛИЗ

ЗНАЮ

НЕ ЗНАЮ

НАДО ПОВТОРИТЬ

 

 

 

 

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап — анализ своего настроения; анализ своих успехов

2 этап — анализ работы одноклассников

3 этап — анализ работы группы как своей, так и других.

Таким образом, эти этапы урока — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

 

Литература:

 

1.      Годник С. М. «Страницы современной педагогики» М. изд. Просвещение 1998г.

2.      Орехова Т. Ф. «Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования» Москва изд. Просвещение 2012г.

3.      Осипова А. В. «Использование теоретического наследия Ю. А. Конаржевского в практике современной школы». Волгоград изд. Учитель 2010г.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, растительная клетка, рефлексия, конец урока, современный урок, ученик, учитель, этап.


Задать вопрос