Социальная практика как педагогическое понятие | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитина, Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие / Г. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1334/ (дата обращения: 16.12.2024).

В настоящее время в России имеет место процесс формирования новой системы образования, ориентированной на социализацию личности на основе участия в общественно значимой деятельности. Так, в Стратегии государственной молодежной политики приоритетным является направление вовлечения молодежи в социальную практику, с целью развития ее потенциала в интересах государства.

Одним из эффективных методов включения молодого поколения в общественную жизнь является социальное проектирование.

Под социальным проектированием в сфере образования и молодежной политики обычно понимают специфическую технологию, представляющую собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, в выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, и разработке путей и средств достижения поставленных целей [6]. Таким образом, социальное проектирование является технологией социального воспитания в образовательных учреждениях. Применение данной технологии рассматривалось С.М. Азаркиной, Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой, Т.И. Кобелевой, А.А. Кочьян, А.В. Кочьян, В.А. Лукова, О.Н. Маловой, Я.В. Миневич и др.

Г.М. Беспалова и Н.М. Виноградова определяют социальное проектирование как вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и усваивает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознает опыт своего социального взаимодействия [14].

Социальное проектирование выступает сложным системным образованием и состоит из элементов: социальной пробы, социальной практики и социального проекта. Все элементы социального проектирования могут существовать как взаимодополняющие, так и как самостоятельные конечные виды деятельности в зависимости от поставленных целей. Таким образом, в педагогической науке понятие «социальная практика» коррелирует с понятием социального проектирования. Эта связь обоснована тем, что социальная практика является компонентом социального проектирования.

Отметим, что в рассмотренных нами педагогических словарях [1; 3; 8; 10; 11 и др.], изданных в последнее десятилетие, образовательного термина «социальная практика» не было зафиксировано. Если придерживаться той точки зрения, что социальное проектирование как область научного исследования появилось во второй половине XX в. [12], то этот факт является вполне логичным. Вышеизложенное позволяет полагать, что «социальная практика» – относительно новое педагогическое понятие.

Понятие «социальная практика» в педагогику проникло из социологической науки. В социологии в контексте различных подходов исследовании понятие, цели, задачи и структуру социальной практики Н.Л. Антонова, П. Бурдье, Э. Гидденс, В.И. Добреньков, Т.И. Заславская, А.И. Кравченко, Ю.М. Резник, М.А. Шабанова и др.

В социально-философском значении социальная практика, прежде всего, рассматривается, как деятельность субъекта, направленная на преобразование его социальной среды для полноценного развития самого субъекта в этой среде.

В свободных источниках встречаются различные значения понятия «социальной практики». Например, социальные практики понимаются как: 1) совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами; 2) мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер; 3) частные социальные институты [7]. Более конкретное определение социальной практики приведено в свободной энциклопедии Википедия. В данной энциклопедии социальная практика определяется как «вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействует на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам» [12].

Некоторые авторы замечают, что социальная практика может пониматься в широком и узком смыслах. Под социальной практикой в широком смысле обычно понимают ситуацию, в которой человек получает социальный опыт. Для более четкого понимания содержания понятия «социальная практика» целесообразно обратиться к рассмотрению определений с позиций разных авторов.

Описывая технологию социального проектирования, С.М. Азаркина, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова определяют социальную практику как процесс освоения, отработки социальных навыков, а также познание не внешней, внутренней, скрытой сущности социальной действительности [14, с. 29]. Если социальная проба, по мнению авторов, является наиболее простым компонентом социального проектирования, в котором воспитанник получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия, то социальный проект – самый сложный тип социального проектирования, предполагающий осуществление нового, ранее не существовавшего, как минимум, в ближайшем окружении, социально значимого продукта. Социальная практика занимает центральное место в социальном проектировании.

Н.Ф. Логинова и С.Х. Самсонова понимают под социальной практикой вид деятельности старшеклассника, направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе [4]. М.П.Гурьянова же, напротив, рассматривает социальную практику как общественно полезную деятельность, направленную на решение какой-либо социальной проблемы [5].

Н.Ю. Перевозникова, описывая социальную практику как технологию реализации компетентностного образования в школе, понимает под ней активные гражданские действия детей и подростков, одновременно являющиеся и образовательными формами, и гражданскими акциями [9].

Итак, анализ научной и учебно-методической литературы позволил выявить следующие значения понятия «социальная практика» в педагогической науке:

  1. ситуация – совокупность обстоятельств, условий, создающих социальные отношения;

  2. деятельность – форма социальной активности;

  3. процесс – определенная последовательность действий, носящих преобразующий социальный характер;

  4. функция – вид деятельности, направленный на приобретение позитивного социального опыта, для получения навыков социальной компетентности и реального действия в обществе и др.

Принципиальное отличие рассмотренных определений состоит в ключевом слове – «ситуация», «деятельность», «процесс», «функция» и т.д. Общим же является явный преобразующий, социально значимый характер социальной практики, который отражает социальное взаимодействие человека.

Социальные практики могут быть разных типов. Это заметил еще Э. Гидденс, полагая, что «в ходе социализации происходит повторение индивидами социальных практик, что делает возможным их типизацию и научный анализ» [2]. М.П. Гурьянова различает социально-педагогические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-культурные, социально-трудовые социальные практики.

В нашем исследовании предлагается рассматривать социальную практику в качестве средства подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности. Основываясь на позиции С.М. Азаркиной, Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой о том, что все элементы социального проектирования могут существовать как завершенные виды деятельности, дает нам основание рассматривать социальную практику как самостоятельную конечную деятельность. Разделяя точку зрения М.П. Гурьяновой к определению социальной практики как деятельности, а также идеи Э. Гидденса о социальной системе как воспроизводящейся социальной практике, которой присуще организованное социальное взаимодействие, мы пришли к следующему определению. Социальная практика, в контексте нашего исследования, означает социально значимую деятельность, направленную на решение социальных проблем с целью получения опыта социального взаимодействия.

Использование социальной практики как компонента социального проектирования введено в ряде образовательных учреждений. Так, А.Н. Жаровой и Г.Д. Чамовских приведены примеры использования социальной практики на уроках в начальной школе. Авторами Н.А. Кривопаловой, Н.Ф. Логиновой, Н.Ю. Перевозниковой, С.Х. Самсоновой, Н.Н. Ушаковой и др. разработан ряд методик организации социальных практик как для подросткового, так и для старшего школьного возраста. Рассматривая социальную практику в подготовке студентов педагогических вузов, мы выделяем особо значимые работы, описывающие применение социальной практики в высшей школе. Так, например, О.Н. Маловой исследовался вопрос формирования гражданской компетентности студентов вуза средствами социального проектирования. Г.Н. Кудашов и О.В. Огороднова приводят пример организации социальной практики студенческой молодежи. В. А. Луковым и Я.В. Миневичем описано применение технологии социального проектирования для развития социальных умений студентов.

Как отмечают исследователи, вовлечение учащихся и студентов в социальную практику позволяет решить значимые в современных условиях задачи, такие, как формирование и развитие компетенции социального взаимодействия, социальной компетентности в целом.

Вместе с тем многие авторы полагают, что социальная практика может быть полезна при решении ряда других задач. В качестве примера отметим, что социальное проектирование помогает решать подростку основные задачи подросткового возраста – формирование своей Я-концепции и мировоззрения; установление новых способов социального взаимодействия с миром взрослых (С.М. Азаркина, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова).

Опыт проведения социальной практики в средних классах Н.Ю. Перевозниковой подтверждает, что социальная практика создает условия для осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий учеников, формирование уникальных актов действия, таких, как «ответственность», «решение», «выбор», «понимание». Также социальная практика способствует профессиональному самоопределению старшеклассников. Многие авторы делают акцент на формировании представлений о будущей работе, выборе места обучения после школы, знакомстве с уровнем требований и спецификой обучения при организации социальной практики в старших классах. Для решения задач данного типа актуальной, по мнению М.П. Гурьяновой, является социально-профессиональная практика. Данный автор разводит понятия «социальная практика» и «социально-профессиональная практика». Под «социально-профессиональной практикой» понимается общественно полезная, трудовая деятельность, направленная на обеспечение профессиональной ориентации обучающихся и адаптации их в трудовом коллективе. Однако большинство ученых не проводят чёткой грани между упомянутыми видами практик и, как правило, называют их социальными. Н.Ф. Логинова и С.Х. Самсонова отмечают, что социальная практика способствует становлению гражданской позиции и личностному росту старшеклассников. Ученые подчеркивают, что введение и развитие такой формы работы студентов педагогических вузов, как социальная практика, объективно создаёт благоприятные условия для того, чтобы достигались разнообразные, актуальные в современных условиях цели: стимулирование социальной, творческой, учебной и научно-исследовательской активности; создание условий для повышения престижности педагогической профессии и ее специализаций в студенческой среде; создание благоприятных стартовых условий для личностного, профессионального и социального продвижения студентов и др.

Таким образом, в последнее десятилетие понятие «социальная практика» имеет также и педагогический смысл.


Литература:
  1. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.

  2. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005. – 525.

  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

  4. Логинова Н.Ф., С. Х. Самсонова. Педагогическое сопровождение социальной практики http://www.cs-network.ru/library/?content=doc&id=208.

  5. Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / Под ред. Кривопаловой Н. А.., Ушаковой Н. Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2009. – 76 с.

  6. Методический сборник «Социальное проектирование в сфере молодежной политики» http://www.edu53.ru/politics/recomendation.

  7. «Мир словарей» — коллекция словарей и энциклопедий http://mirslovarei.com/content_soc/SOCIALNYE-PRAKTIKI-7545.html.

  8. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  9. Перевозникова Н. Ю. Социальная практика как технология реализации компетентностного образования в школе http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_1219_1.pptx.

  10. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

  11. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л. В. Марджахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

  12. Социальная практика // Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/

  13. Чащина А.А. Социальное проектирование и социальная практика // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. - Красноярск, 2006. - № 3/2. с. – С. 43 – 46.

  14. Школа взросления. – Библиотека культурно-образовательных инициатив. М.: Эврика, 2004. – 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная практика, социальное проектирование, социальное взаимодействие, Виноградов, социальная компетентность, социально-профессиональная практика, педагогическая наука, позитивный социальный опыт, последнее десятилетие, реальное действие.