Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности
Автор: Самошкина Татьяна Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 11.01.2014
Статья просмотрена: 14493 раза
Библиографическое описание:
Самошкина, Т. Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности / Т. Г. Самошкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4842/ (дата обращения: 16.12.2024).
Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п. Мероприятия Предметной Недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
- является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
- позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка.
- рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учения.
- связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор.
- даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры.
- показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма.
Специфика Предметной Недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую ссоответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
Главной особенностью Предметной Недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
Цели и задачи проекта
Цель
Поиск путей и способов выполнения социального заказа: создание оптимальных условий
- для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
- для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
Задачи проекта
1) Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
2) Формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной;
3) Совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предметам точного и естественнонаучного цикла;
4) Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;
5) Формирование команды педагогов, решающих проектные задачи;
6) Поддержание социального имиджа школы.
Основная часть
Механизм проекта и этапы его реализации
Механизм реализации проекта включает
- концептуальную составляющую: принципы реализации проекта;
- организацию и порядок проведения Предметной Недели (план-график подготовки, этапы и сроки реализации абстрактного проекта);
- методические рекомендации по разработке, организации и проведению мероприятий Предметной Недели;
- определение роли учителя при организации и проведении Предметной Недели;
- формы поощрения участников Предметной Недели;
- анализ рисков;
- план реализации проекта Предметной Недели по определенной тематике (план-график с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).
Принципы организации проекта
1. Принцип развития:
1) личности учащегося и учителя через взаимодействие;
2) индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
3) стимулирование творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении
2. Принцип личной причастности: Каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
3. Принцип массовости: Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся.
4. Принцип доступности: Подбираются разноуровневые задания.
5. Принцип заинтересованности: Задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.
6. Принцип междисциплинарного подхода: Формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира.
7. Принцип выбора и ответственности: Учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, секцию в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор.
8. Принцип соревновательности: Ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов
9. Принцип открытости: Участвовать в мероприятиях Недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору.
10. Принцип сотрудничества: Предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах Учащийся — Учитель, Старшие — Младшие, Учащийся — Родитель.
11. Принцип неповторимости, особости: Каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.
Организация и порядок проведения Предметной Недели
- Организатором предметной недели является методическое объединение.
- Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы методического объединения. Тематика предметной недели определяется на заседании методического объединения и является единой.
- Мероприятия Предметной Недели соответствуют целям и тематике недели.
- Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
- Проект предполагает разработку положения, регулирующего все тонкости оценивания мероприятий. В течение всего срока ведется экран, демонстрирующий коллективные результаты участников Предметной Недели.
Анализ рисков
Участники |
Риски |
Пути преодоления |
Руководитель проекта |
Трудности во взаимодействии с участниками проекта |
Консультирование участников проекта, мотивация |
Учащиеся |
Перегрузка |
● Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка. ● Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов детей |
Родители |
Низкая компетентность родителей в данном вопросе |
Педагогическое консультирование |
Педагоги |
Высокая загруженность. Нежелание сотрудничать |
Нематериальное стимулирование |
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсы, необходимые для реализации Проекта:
1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием)
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта)
3. Обеспечение кадровых условий (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта)
4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
6. Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:
- различных методических памяток и рекомендаций;
- сценариев мероприятий по тематике Предметной Недели;
- дидактических ресурсов с готовыми мероприятиями по тематике Предметной Недели, выполненные в PowerPoint и Flash;
7. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным рабочим местом учителя).
9. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).
Ожидаемые результаты
На уровне социума:
повышение имиджа учреждения в социуме; расширение сетевого взаимодействия
На уровне учреждения
Школа: сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов; получит эффективную образовательную среду; пополнит методическую базу по предметам; сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся
На уровне администрации:
мониторинг уровня профессионализма учителя; представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы; подготовка материалов к публикации.
На уровне обучающегося
Ученики продемонстрируют сформированность:
- информационной, социальной, коммуникативной компетенции:
· умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
· умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
· умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
· умение оценивать результаты;
· умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
· умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
- предметной, познавательной компетенции:
· подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Предметной Недели;
· расширение историко-научного кругозора учащихся в предметной области.
На уровне педагога
- создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников;
- помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
- овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;
- усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий Предметной Недели.
На уровне родителей
1. Сформированность мотивации к сотрудничеству со школой;
2. Высокая степень включенности родителей в деятельность школы;
3. Повышение коммуникативной культуры.
Критерии, показатели и методы оценки эффективности
Разработанные критерии эффективности проекта «Предметная неделя как средство развития интеллектуальности личности», позволяют выявить
- успешность проекта и его значимость для ОУ
· Массовость проекта.
· Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
- развитие индивидуальности личности ученика
- Владение предметными компетентностями:
· Индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
· Достижения классных коллективов в образовательных областях.
- Владение школьниками социальной и коммуникативной компетентностями.
· формирование имиджа образовательного учреждения
· развитие индивидуальности личности учителя
- Рейтинговая оценка проведения ПД методическими объединениями на конкурсной основе в рамках творческого отчета предметно-методической кафедры.
Система информирования о проекте
● сайт школы,● стенд,● школьная радиотрансляционная сеть,● ученический совет школы, ● родительские собрания,● классные часы.
Дальнейшее развитие проекта
Особенностью проекта может быть его масштабируемость, дополняемость. На основе этого проекта предполагается: участие в различных методических конкурсах; публикации, распространение опыта; развитие виртуальной составляющей проекта с целью привлечения большего числа участников.
Значимость проекта для других образовательных учреждений
Практическая значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться при организации и проведении предметной недели по любому предмету и в любом образовательном учреждении.
Заключение
Аналоговый анализ
Критерий |
МОУ гимназия № 1 |
Другие ОУ |
Обоснование необходимости проекта |
||
Новизна проектной идеи |
||
Системность проекта |
||
Эффективность проекта |
||
Масштабность проекта |
||
Целеполагание |
||
Инструментальность (управляемость проекта) |
||
Полнота проектной идеи |
||
Согласованность структурных частей проекта |
||
Адекватность показателей оценки эффективности проекта |
||
Реалистичность проекта |
||
Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег |
Литература:
1. Закон об образовании 2013 — федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения
3. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
4. Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/;
5. Макарова Т. Н., Макаров В. А. Организация деятельности методического объединения в школе. Учебно-методическое пособие