Проект взаимодействия воспитателя с семьёй | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Овсянко, Л. В. Проект взаимодействия воспитателя с семьёй / Л. В. Овсянко, Н. С. Голубева, Т. Л. Гагарина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6672/ (дата обращения: 17.12.2024).

Семья и специальное учреждение — два важных института социализации детей с умственной отсталостью. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения — его семья. Но проблема в том, что воспитанники дома-интерната лишены возможностей семейного воспитания. [1]

Нам кажется, что родители наших детей не благоприятно могут влиять на их развитие; часто они неблагополучны в материальном и финансовом плане; не уверены в себе, не могут определять свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с такими родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе. [3]

Цели

1.                 Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.

Задачи

1.                 Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный — к каждой конкретной семье.

2.                 Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

3.                 Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.

4.                 Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать ихв совместную с детьми деятельность, направленную на повышение ихавторитета.

Обоснование значимости

Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они — других нет, ребенок получил от них жизнь -драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово — как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду. [2]

Ожидаемый результат

1.      У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях дома-интерната

2.      Как в группе, складывается благоприятная предметно — развивающая среда для детей.

3.      Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

Пути реализации: Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта.

Состав участников: Дети, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта:1 год.

Вид проекта: Ролево-игровой.

Таблица 1

План совместной работы с семьёй

Формы работы

Задачи

Сроки

Ответственные

Выставка «Умелые руки».

Пополнить развивающую среду в группе.

Январь

Родители

Воспитатели

Семейный досуг, «Какой хороший папа».

Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений.

Февраль

Воспитатели

Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты.

Привлекать родителей к совместной деятельности в группе.

Февраль

Родители

Праздник «Мамин день».

Воспитывать любовь и доброе отношение к маме.

Март

Воспитатели

Родители

Муз. руководитель

Встреча со специалистами «Теплый дом».

Помогать родителям, поддерживать и развивать творческие способности у детей.

Апрель

Воспитатели

Муз. руководитель

Детско-родительская гостиная «Я, семья, род, народ».

Воспитывать патриотизм и толерантность

Апрель

Воспитатели

Выставка «У мамы руки золотые»

Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе.

Май

Воспитатели

Международный день семьи. Семейный час «Смотрясь в семью, как в зеркало».

Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя.

Май

Воспитатели

Экологический субботник «Огород» и благоустройство участка.

Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны «Огород» и группового участка.

Май — июнь

Воспитатели

День защиты детей. День добрых дел «В гостях у сказки».

Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение.

Июнь

Воспитатели

Выставка комнатных растений «Цветоград».

Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства.

Июль

Воспитатели

Книжка — ширма «Телевидение входит в жизнь малыша».

Помогать в правильном выборе телепередач, мультфильмов.

Август

Воспитатель

Психолог

Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала «Это нам подарило лето».

Привлечь родителей к участию в жизни дома-интерната.

Сентябрь

Родители

Выпуск газеты «Неразлучные друзья — взрослые и дети».

Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе.

Сентябрь

Воспитатели

Альбом — эстафета «Чем занять ребенка в выходной день».

Повысить педагогические знания родителей.

Сентябрь

Воспитатели

Консультация «Чем и как занять ребенка»

Заинтересовать родителей данной проблемой

Октябрь

Воспитатели

Беседа «Если хочешь быть здоров».

Содействовать здоровому образу жизни в группе.

Октябрь

Врач

Ст. медсестра

Физ. руководитель

День матери. Ток — шоу «Искусство — любить детей».

Показать приемы в воспитании детей.

Ноябрь

Воспитатели

Психолог

Всемирный День ребенка. Беседа «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его»,

Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам.

Ноябрь

Воспитатели

Родители

Ст. воспитат.

Конкурс «Семья года».

Выявить победителя конкурса «Семья года.

Декабрь

Воспитатели

Работники библиотеки

Новогодний праздник.

Доставить детям радостьб и удовольствие.

Декабрь

Воспитатели

Родители

Музыкальный руководитель

 

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта

-        мониторинг;

-        мероприятия (групповые и общеинтернатовские);

-        анализ родительских анкет;

-        детско-родительские гостиные;

-        праздники и развлечения;

-        протокола родительских собраний и консультаций.

-        Методы и технологии

-        анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;

-        детско-родительские гостиные;

-        методы ТРИЗ;

-        методы психофизического сопряжения;

-        интеграция;

-        театрализованная деятельность;

-        метод КТД.

Необходимые условия реализации проекта

1.                 Интерес детей и родителей.

2.                 Наличие необходимой литературы.

3.                 Интеграция со специалистами и другими работниками детского дома-интерната.

 

Литература:

 

1.      Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. — 2003. — № 2. — С. 62–70.

2.      Гильяшева И. Н. Межличностные отношения ребенка: метод, пособие / И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева / Под ред. Л. И. Вассермана. — М.: Фолиум, 1994. — 64 с.

3.      Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. — СПб.: Речь, 2002. — 150 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, воспитатель, Семья, День, развивающая среда, группа, проблема.