Импровизация как компонент творчества современного педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 07.02.2014

Статья просмотрена: 10603 раза

Библиографическое описание:

Щербакова, Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога / Т. Н. Щербакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5010/ (дата обращения: 17.12.2024).

В настоящее время активно обсуждаются вопросы, связанные с качеством высшего педагогического образования. В отличие от некоторых западных стран, система подготовки учителей в России предполагает не сокращенную теоретическую и практическую подготовку, которая позволяет вести уроки, опираясь только на четкие методические рекомендации, а ориентируется на подготовку педагога к преподаванию как творческой деятельности.

Одним из компонентов творческой деятельности является педагогическая импровизация. Опытные педагоги имеют в своем арсенале большое количество приемов, которые можно использовать при решении разных педагогических задач. Но встречаются ситуации, в которых педагогу просто необходимо быстро принимать решения, проявлять гибкость в условиях нестандартных ситуаций на уроке и во внеклассной деятельности.

В.А. Кан – Калик отмечает, что «Как только педагог входит в аудиторию, его ожидает масса неожиданностей, как в области учебной деятельности, так и в сфере собственно воспитательных воздействий, которые трудно предвидеть. Вот почему важно быстро ориентироваться и органично импровизировать» [3,с. 62].

Импровизация как важнейший компонент творческой деятельности в определенной степени сходна по своей структуре с творчеством актера (Ю.П. Азаров, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова). В сфере театрального искусства это доказал К. Станиславский, который использовал импровизацию как один из методов в учебно-воспитательной работе с актерами.

На значимость и важность умения педагога быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах деятельности указывали еще К. Ушинский, П. Блонский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, а также более современные дидакты и психологи (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, И.В. Кузьмина, М.М. Махмутов). Например, в деятельности А.С. Макаренко прослеживается принцип «немедленный анализ и немедленное действие», что является прямым призывом к импровизации. Психологи (В.А. Кан-Калик, Б.М. Рунин и др.) считают, что импровизация – это первотворчество, так как в ней в свернутом виде присутствуют все этапы творческого процесса. Педагогу часто приходится работать в условиях неполной информации (например, если приходится заменять заболевшего учителя в конкретном классе), многозначности и вариативности определяющих педагогическую ситуацию факторов, дефицита времени для принятия решений. Все это определяет необходимость изучения и использования импровизационного и интуитивного начала в работе педагога. Правильно организованная импровизация позволяет снять напряжение, актуализировать знания, вовлечь учеников в сотворчество, сделать процесс обучения и воспитания ненавязчивым, привлекательным.

Импровизация – вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается новый продукт.

Импровизационность – компонент деятельности, придающий ей творческий характер, выступающий условием ее развития и мерой творческой насыщенности.

Педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции. (В.И. Загвязинский)

Импровизация педагогическая — деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью импровизации является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания, а ее сущность составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи [1, с.103].

В.А. Кан – Калик рассматривает педагогическую импровизацию в творчестве учителя как компонент его субъективно-эмоциональной сферы.

Л.Ю. Берикханова считает, что педагогическая импровизации не случайное явление, а закономерный, неотъемлемый и очень важный компонент творческой обучающей деятельности учителя, выступающей как эффективный способ оптимального воплощения задуманного и средства оперативной корректировки педагогического замысла в соответствии с изменившимися обстоятельствами деятельности; в соответствии с основными компонентами процесса обучения педагогическая импровизация может быть направлена на целесообразное уточнение целей конкретного урока, содержания учебного материала, методического приема и коммуникации.

Педагогической импровизации, по мнению В.Н. Харькина, свойственны следующие признаки:

-                           совпадение процессов создания и исполнения или их минимальный разрыв;

-                           их сиюминутность;

-                           публичный характер;

-                           единство интуитивного и логического с изначальной опорой на инсайт.

Можно выделить критерии педагогической импровизации.

1.      Объективные критерии

-        внезапность (неожиданность препятствия, скорость ответного действия на неожиданную ситуацию или внезапно изменившуюся ситуацию, новизна этого действия, его необычность и несовпадение с ожидаемыми действиями);

-        сиюминутность (незамедлительность действия);

-        новизна (степень оригинальности);

-        публичность (наличие зрителей, соучастников импровизации);

-        педагогическая значимость (способствование воспитанию, развитию личности).

2.      Критерии осуществления импровизации субъектом

-        демонстрация работы мысли;

-        духовный и эмоциональный подъем;

-        чувство удовлетворенности.

3.      Критерии импровизации в ее восприятии зрителями

-        удивление (реакция на неожиданное);

-        включенность;

-        активность;

-        эмоциональная отзывчивость;

-        концентрация внимания;

-        скачок интереса;

-        повышение тонуса и настроения;

-        глубина сопереживания.

Показателями могут быть вскинутые брови, сияние глаз, невольные жесты, реплики, смех и т.д.

Составными частями творческой доминанты в педагогической импровизации являются внимание, воображение и вдохновение.

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, чувства, мировоззрение, необходимость предвидеть. Воображение характеризуется степенью новизны создаваемых образов, оно может быть воссоздающим и творческим. В процессе творческого воображения создаются образы, отличающиеся новизной и оригинальностью, зачастую это образы предметов, которые не существуют в настоящее время. В творческом воображении участвуют знания человека, его переживания, опыт, волевые и интеллектуальные усилия, неосознанные установки, интуиция.

Специфика педагогического внимания состоит в том, что оно должно одновременно распределяться на разные объекты (учеников, содержание урока и т.д.) и концентрироваться на решении конкретных педагогических задач. Благодаря распределенности внимания учитель может «поймать» момент изменения учебно-воспитательной ситуации и принять решение об изменении плана действий, то есть импровизировать.

Большое значение для реализации импровизации имеет наличие вдохновения. Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Вдохновение тесно связано с внезапным пониманием того, каким именно способом можно решить задачу или проблему.

Внутренним механизмом, приводящим в действие педагогическую импровизацию является интуиция, а основной движущей силой выступает рассогласование между первоначальным педагогическим замыслом и новым, возникшим непосредственно в процессе обучения или воспитания, более эффективным вариантом его реализации, а также между проектом урока (дела, мероприятии и т.д.) и объектно-субъектными условиями его реализации. В процессе обучения педагогическая импровизация может быть направлена на организацию и уточнение учебной коммуникации, методического приема, содержания учебного материала, целей обучения или воспитания.

 Как отмечает Загвязинский В.И, импровизация не возникает из ничего. Удачная импровизация возможна только на хорошо подготовленной почве. Ведь недаром полушутя говорят, что лучшая импровизация — это заранее подготовленная импровизация. Опыт анализа типичных ситуаций, предвидения, основанного на знании законов и тенденций, на обоснованной гипотезе, — основа удачной импровизации [3]. «Творчество, — подчеркивал В. А. Сухомлинский. — ни в коем случае не означает, что педагогический процесс — что-то непостижимое, подвластное только наитию и не поддающееся предвидению. Как раз наоборот. Именно тонкое предвидение, изучение зависимостей многих факторов и закономерностей педагогического процесса позволяют подлинному мастеру мгновенно изменить план» [5, с.196].

Существуют разные подходы к классификации импровизации.

По источнику возникновения педагогическая импровизация может быть «естественной», «неспровоцированной» (выступать как средство воплощения педагогического замысла и его оперативных корректировок), и «вынужденной», «спровоцированной» (которая является средством конкретизации педагогического проекта урока в соответствии с творческими возможностями учителя и конкретными обстоятельствами деятельности).

По качеству содержания, степени новизны принятого решения импровизация может быть «стандартной», при осуществлении которой используются типовые, стандартные методы разрешения конкретных педагогических ситуаций, и «творческой», в процессе осуществления которой учителем выявляются нешаблонные способы воздействия на учащихся или новые сочетания уже известных способов.

По структуре процесса

-        Классическая

-        Импровизация с домашней заготовкой

-        Смешанная или переходящая импровизация (может быть изначально классическая или изначально с домашней заготовкой).

В.А. Кан-Калик выделил пять вариантов педагогической импровизации на уроке в зависимости от ее источника:

1.      импровизация, вызванная косвенно (важную роль играет практическое мышление и эмоциональная устойчивость);

2.      импровизация «изнутри» (зависит от индивидуально-творческих особенностей педагога);

3.      импровизация, вызванная логикой изложения материала (осуществляется за счет активного участия педагогического мышления);

4.      импровизация, основанная на самоанализе и восприятии класса;

5.      импровизация, граничащая с педагогическим открытием (результат «педагогического озарения»).

Харькин В.А. отмечает, что педагогическая импровизация – сложный процесс, который осуществляется в четыре этапа.

1 этап – озарение (инсайт). На этом этапе происходит неожиданное интуитивное обнаружение идеи, оригинального хода, парадоксальной мысли и т.д. Часто озарение возникает в нестандартной ситуации или на фоне эмоционального подъема.

2 этап – интуитивно-логическое осмысление идеи и выбор пути ее реализации.

3 этап – публичная реализация идеи с интуитивно-логической коррекцией.

4 этап – мгновенный интуитивно-логический анализ результата импровизации. Принимается решение о продолжении импровизации или перестройка деятельности.

Педагогическая импровизация может осуществляться в разных формах. Это может быть словесное действие (монолог или диалог учителя, остроумная реплика, анекдот, аналогия и т.д.), физическое действие (в «чистом виде» в педагогическом процессе встречается весьма редко, но это может быть жест, особый взгляд, поза и т.д.), словесно-физическое действие (разные розыгрыши, игры, мини спектакли и т.д.)

Импровизации необходимо учить будущих учителей и молодых педагогов с помощью системы специально разработанных упражнений, специфика которых состоит в целенаправленном сокращении и постепенном снижении до минимума времени, отведенного на решение нетиповой педагогической задачи. Здесь следует говорить об импровизационной готовности педагога.

В.А. Кан-Калик, определяет импровизационную готовность по наличию следующих компонентов:

-        профессионально педагогический компонент: общее содержание определяется профессиональной компетентностью учителя, системностью, динамизмом, мобильностью его специальных знаний и умений на фоне общей высокой культуры и эрудированности;

-        индивидуально-личностный компонент: опосредованная специфика действий учителя в тех или иных нетиповых ситуациях педагогического общения с обучаемыми, требующая быстрой ориентации и оперативного принятия педагогически грамотных решений;

-        мотивационно-творческий компонент: определяется творческими мотивами деятельности учителя, его увлеченностью содержанием и ходом процесса обучения, состоянием «рабочего» творческого вдохновения.

В.И. Загвязинский определяет этапы формирования импровизационной готовности учителя:

1 этап– предполагает преимущественное развитие умений осуществлять педагогическую импровизацию, нацеленную на организацию учебной коммуникации, т.е. умений оперативно выявлять адекватные конкретному акту педагогического общения речевые средства изложения содержания учебного материала, эмоционально, интонационно-выразительно довести содержание до аудитории, оперативно выявлять приемы организации спонтанной коммуникации.

2 этап совершенствование и развитие умений осуществлять педагогическую импровизацию, направленную на конкретизацию методического приема, в том числе умений анализировать методическую структуру урока, соотносить прием с воплощаемым с его помощью содержанием учебного материала, анализировать правомерность применения оперативно выявленного методического приема.

3 этап– формирование умений осуществлять импровизацию, нацеленную на корректировку содержания учебного материала. Акцент делается на развитие умений соотносить содержание учебного материала со сложившейся на уроке учебно-воспитательной ситуацией.

Итак, мы кратко остановились на характеристике педагогической импровизации как компоненте педагогического творчества. Творческая педагогическая деятельность не может осуществляться полноценно без умения педагога воплощать и своевременно корректировать педагогический замысел в зависимости от обстоятельств деятельности, своего творческого потенциала и самочувствия, настроения коллектива учащихся, т.е. без умения целесообразно и педагогически оправданно импровизировать.

Литература:

1.      Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

2.      Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

3.      Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Убечное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.,2005.

4.      Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1987.

5.      Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: в 3 т. М.,1981. Т.3.

6.      Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.,1992.

7.      Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая импровизация, учебный материал, импровизация, методический прием, педагогический замысел, педагогический процесс, педагогическое общение, процесс обучения, решение, творческая деятельность.