В данной статье рассматривается русская народная пляска, ее особенности, импровизация на основе простейших форм народной хореографии.
Ключевые слова: народная пляска, импровизация, простейшие формы народной хореографии.
В русской народной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское дарование исполнителя. В ней раскрывается душа русского человека. Пляска — это самовыражение, полная самоотдача. Мужчина или женщина в любом возрасте могут выйти в круг и отдать свое умение плясать на суд многочисленных зрителей. Исполнители не только сами получают огромное удовольствие от пляски, но и своей радостью и удалью всегда вызывают восторг зрителей, заставляя окружающих переживать, веселиться и подплясывать вместе с ними.
Пляска основана на импровизации исполнителя, поэтому она всегда очень индивидуальна, разнообразна и неповторима по своим движениям, манере исполнения, настроению.
Исполнители часто привносят движения, связанные с трудовыми процессами, а бывает и своими движениями создают образы различных птиц, зверей, рыб.
Каждый исполнитель, внося в народную пляску свой характер, мастерство, движения, обязательно передает в ней и своеобразную манеру исполнения, присущую той местности, в которой родился и вырос исполнитель.
При всем разнообразии движений, манеры и характера исполнения пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную традиционную форму построения, как мы привыкли наблюдать в книгах, где есть начало, развитие, кульминация, развязка и финал.
Народная пляска существует как способ самовыражения, где главным и ведущим звеном будет история отношений.
Заключается она в личных качествах исполнителя, а так же как он взаимодействует с окружающим миром и насколько исполнитель живет в рамках этики и морали.
Исполнителя народной пляски формируют и делают его особенным важные факторы, такие как: темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивация. А также отдельно следующие качества: самостоятельность; интеллектуальное самосовершенствование; коммуникативность; доброта; трудолюбие; честность; целеустремленность; ответственность; уважение; доверие; дисциплинированность; гуманность; милосердие; любознательность; объективность.
Из пластики движения и различных средств выразительности, пляска существует, как система взаимодействий. Эта система взаимодействия дала ход сольной пляске, парной, перепляс, а также групповой массовой.
Во время пляски исполнитель работает с пространством, заполняя его энергетически, и также он создает различные художественные образы.
Плясун использует различные средства выразительности и показывает свои особые движения, которые меняются и выглядят неповторимо, благодаря скорости, амплитуде движений и мощности. Исполнитель работает с ритмической структурой, выбивая разные акценты в музыке. Любой хороший плясун должен быть многогранен, и он должен понимать, что в народной пляске нет неправильных движений, и есть постоянное самосовершенствование.
Пляска — это зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье — целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям.
Народная пляска построена на импровизации. Разберемся с этим понятием поподробнее.
Импровизация — это творческий процесс искусства, где создание и воплощение различных идей, создаются в моменте исполнения.
Научиться импровизировать значит провести глубокую внутреннюю работу с собственной личностью, выявить понимание желаний и импульсов души. Её исполнение требует от человека познать свои недостатки и достоинства. Прийти к пониманию своего истинного я.
Импровизация отличается от других танцевальных жанров, где требуется лишь выучить и тренировать определённую технику, тем, что в ней нужно развивать и понимать свою личность.
Импровизация — это напряжённая работа с историей своей жизни, набором характеристик личности, внутренними желаниями и потребностями, которые творческий человек превращает в новое и грандиозное шоу.
Классификация импровизации:
- Строгая.
Соблюдение установленных ограничений и правил.
- Обычная.
Свободный вариант творчества
- Фантазирование.
Творчество без границ и ограничений.
Существует несколько стимулов импровизации
- Импровизация от слышимых стимулов: все, что слышит плясун в форме звука, является слышимым стимулом. Основная задача обучения данной импровизации — это развить умение быстрого нахождения ответа в движении на звук
- Импровизация от визуальных стимулов: все, что видит исполнитель, может вызвать или не вызвать импульс к движению.
- Импровизация от касательных стимулов: она основана на всем том, чего касается импровизирующий.
Основная задача — это развитие чувствительности и быстроты реакции на изменение напряжения от восприятия разных предметов.
Также существует и контактная импровизация — вид, форма движения, импровизационная по природе, вовлекающая два тела в соприкосновение.
Побуждающие импульсы, инерция и вес тел передаются через точку физического контакта, которая постоянно вращается вокруг тел исполнителя. В основе этой импровизации была идея, что для исполнения этого танца необходимы два человека. Работа этой импровизации заключается в том, что исследуется способность сознания слиться с телом настоящем моменте и оставаться в нем, оставаться в теле, когда условия изменились.
Импровизация — это разговор. Ты не говоришь заранее свою речь. Вопросы и ответы возникают во время разговора. У тебя есть общая идея — что ты хочешь сказать, и в точный момент и в нужное время ты выражаешь это. Поэтому существует множество путей выразить это и всегда есть возможность выбора.
Парная импровизация — тоже разговор, но здесь есть определенные принципы диалога. Это как дискуссия на определенную тему, когда мы задаем вопросы и получаем ответы в процессе разговора. Ты не знаешь, какое следующее движение сделаешь, оно рождается благодаря импульсам, которые возникают в вашем дуэте — диалоге. Ты не придумываешь движения, они рождаются в твоем теле. Благодаря импровизации, любой плясун может самовыражаться.
Человек способный импровизировать раскрывает свой потенциал возможностей. Способность создавать из уже изученного материала что-то новое показывает талант и труд исполнителя. Люди не способные проявить творческий талант, а также отказывающиеся развивать личность и познавать новое не смогут импровизировать.
Импровизация помогает человеку развиваться и лучше понимать свою личность. Она позволяет узнать, что таится в движениях тела, открывая талант в создание чего-то необычного. Развиваясь человек, постоянно держит в напряжение свой разум, не позволяя ему деградировать.
Совершенствуясь в творчестве, индивид укрепляет память, когда нужно запоминать импровизацию. В сценическом искусстве человек совершенствует свою речь, открывая таланты развития и возможности. Импровизация на публике важный момент в творческой жизни индивида.
Главное — это богатый опыт в определённом творческом искусстве. Он должен открыть в себе гениальность. Импровизировать в пляске допускается после полного понимания возможностей и ограничений тела.
Для создания и варьирования разных движений, мы берем за основу простейшие формы народной хореографии. Условно разделим эти формы на несколько уровней, такие как работа ног и рук, положение туловища и его пластика. В практике народной пляске занятия начинаются с простых упражнений. Важно быть сконцентрированным и настроенным.
Так как процесс пляски — это прежде всего обмен энергией, то в целях настроить обучающихся на хорошую волну, обучающиеся выполняют несколько упражнений на сплочение и выявление индивидуальных средств и качеств каждого участвующего. Это может быть ритмический обмен, который автоматически создает диалог между людьми. Или же создание общего ритма для выявлений более мелких и тонких особенностей ощущений в ритмическом содержании. Разминка включает в себя разогрев всех частей тела для предотвращения травм от головы до ног. И далее мы приступаем к изучению простых движений и импровизации на заданную тему.
Простые шаги или втаптывающий шаг — базовый шаг, в котором происходит поочередная смена ног, посредством выбивания акцентов через пружинку. Для упражнения — в голове просчитываем четыре счета, где каждый счет будет совпадать с ударом ноги. При этом расстояние перед каждым шагом минимальное и составляет четверть стопы. Головной метроном работает постоянно до четырех и заново, в это время исполнитель работает с динамикой и выбивает поочередно разный счет. Сложность этого упражнения в удержании пружинки ног, преодоления дистанции и в концентрации сопровождения счета или же головного метронома.
Шаркающий шаг или шаг с подбивками — это простой шаг, где после каждого удара ногой, добавляется удар пяткой через пружинку наверх. Для импровизации этого движения важно чувствовать ритм и его постоянство и пробовать соединить удар пяткой с простыми шагами, где можно выбивать подбивку на одну ногу на правую или на левую или же на две ноги.
Переменный шаг — это шаг вальсого происхождения. Он состоит в поочередной смене ног с акцентом на третий счет, где пружинка такая же активная и соответствует каждому удару ноги, но для удобства понятия добавим четвертый пустой счет в котором удара не будет, а пружинка останется. Для усложнения переменного шага добавим подбивочку — удар пяткой при подъёме на пружинке после акцента на третий счет. Для импровизации этого шага нужно чередовать переменный шаг с переменным шагом с подбивкой и стараться рассмотреть это движение самостоятельно на тему скорости, мощности движения, амплитуды. Работать в пространстве, перемещаясь с одной точки в другую.
Припадания на одну ногу или хромоножка — это шаг, где вес сконцентрирован на одной ноге. За основу выставляем опорную ногу назад, а свободная нога занимает удобное положения и происходит покачивание между опорной ноги и другой. Импровизация состоит в том, что пока опорная нога приняла свое положение, свободная может перемещаться влево и вправо, вперед и назад, по кругу. Для разнообразия этого движения можно использовать удар на носок на стопу или на пятку. Если будет осуществлен переход на другую ногу, посредством шага назад с переносом веса на другую ногу — получится новое движение, и если оно циклично, его можно назвать выхилястик или же падэбаск. Оно производится, как движение для передышки или же исполняется в характере движения, которое выдается с определенной мощностью.
Дроби — это сложная и более мелкая ритмическая структура уже зацикленная определенными акцентами. Импровизация этого движения состоит в многообразии и создании новых интереснейший рисунков.
Все эти основные простые шаги создают и составляют уже более сложные ритмические рисунки, так называемые дробные дорожки. Для создания оригинальной и неповторимой дорожки часто можно взять концепцию создания книги, со своим простым началом, развитием, кульминацией, развязкой и финалом — в нашем случае точкой, основной идеей которое является завершение мысли. Элементы могут сочетаться абсолютно в разном порядке, здесь у исполнителя есть возможность проявить себя неповторимо и оригинально. Предлагаю некий вариант в соединении несколько шагов поочередно, два простых шага, два переменных шага с подбивкой, четыре быстрых коротких шага с подбивкой и точка — простой удар ногой, подчеркивающий завершение мысли.
Изучая разные методики работы с руками, положение рук формируется от разных условий: характера, темперамента человека, его норм и правил. Руки в пляске прежде всего должны быть свободны и они должны подчеркивать образ пляшущего. Для импровизации рук и тела нужно создавать условия, в которых можно работать только руками и туловищем и даже головой, не используя ног, именно здесь и происходят новые попытки художества. Сложность в отключении обособления механики и моторики рук и ног, как единое целое.
Изучив простой перечень основных движений, исполнитель всегда находится в подпитке новых знаний, и в поиске истинных смыслов. Важно признать, что людей всегда интересуют другие люди, и это не удивительно, ведь люди способны на такие безумства, благодаря которым история помнит выдающихся плясунов, которые вносили свои идеи, краски, кураж, задор. Их знали чтили уважали и ставили в пример, как лучших или неповторимых личностей.
Народная пляска — это мы с вами, обладающие своим характером, темпераментом, воспитанием и этикой. Мы можем менять мощность, скорость и амплитуду движения, и только в нас формируется вопрос, какие коленца мы можем позволить себе выполнить, в каком обществе и в каком формате. Важный аспект — это свобода и полет мысли, умение делиться своей энергией, ладить, слушать и чувствовать.
Русская пляска — она не может быть названа иначе, потому что органически связана с русским человеком, с его натурой, с его манерой и способностью воспринимать окружающее, с его чувствами, с характером времени и обстоятельствами жизни. Когда русскую девушку или юношу тянет поплясать, оба они опираются именно на этот фундамент внутренних ощущений и вкладывают в своё творчество весь внутренний мир. Сколько таких неповторимых плясок, объединённых одним названием «Русская» создано в различных уголках нашего великого государства.
Литература:
- Климов А. Основы русского народного танца - М.: Искусство, 1981
- Ткаченко Т. Народный танец. — М.: Искусство, 1967
- Народный танец. Проблемы изучения: сб. науч. тр. / М-во культуры России, ВНИИ искусствознания; Сост. и отв. ред. А. А. Соколов-Каминский. — СПб., 1991. — 235 с. — (Серия «Фольклор и фольклористика»)
- Луцкая Е. «Жизнь в танце» Искусство, М: 1968, с.-80
- Образы русской народной хореографии. Голейзовский К. Я., 1964. Издательство: М.; Искусство
- Гришон А. «Танцевальная импровизация», М., 2014
- Баскаков В. Свободное тело. — М. — 2010