Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Песенный фольклор как явление культуры

3. Система образования
05.02.2015
5278
Поделиться
Библиографическое описание
Наставшева, Л. М. Песенный фольклор как явление культуры / Л. М. Наставшева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7268/.

Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Фольклор в науке рассматривается как особая сфера бытия народа, проявление его духовно-материальной культуры. Приметы суеверия, мифы об НЛО, анекдоты, детские игры во дворе, мода, обязательные поздравительные открытки родственникам и друзьям — продолжение древней традиции праздничных благопожеланий — все это фольклор.

Безбрежны просторы народной культуры, границы фольклора трудно очертить. В целом же он не поддается четкому определению. Музыкальный фольклор в контексте современной культуры — одна из острых и популярных тем сегодняшнего музыкознания. В ней много противоречивого, неясного, спорного; она может быть повернута в разных ракурсах, рассмотрена с разных точек зрения. Особенностью музыкального фольклора (народного музыкального творчества) является музыкальное интонирование. Исследователями подмечено множество признаков, свойств, характерных для фольклора и позволяющих приближаться к пониманию его сущности. Рассмотрим отдельный из них.

Бифункциональность. Каждое фольклорное произведение ограниченная часть жизнедеятельности человека и обусловлена практической предназначенностью. Это свойство уходит своими корнями в глубочайшую древность, когда освоение окружающего мира человеком было действием одновременно практическим и духовным, созидательным и выразительным.

Колыбельная песня. Она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок затихает, его одолевает сон — песня прекращается, в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая, утилитарная функция колыбельной. Желаемое достигнуто — малыш заснул. А желанное приходится с ласковостью интонаций, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева к удовольствию дитяти и пестуньи. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной. Все взаимосвязано в фольклорном произведении, ничто не живет друг без друга, красоту нельзя отделить от пользы, пользу — от красоты.

Выразительные средства колыбельной — тихое спокойное звучание, узкий диапазон, интонационно-ритмическое однообразие многократно повторяющегося короткого напева, обусловленные практическим действием, приобретают художественную образность, которая составляет эстетическую ценность песни. Эстетическая самоценность жанра колыбельной делает ее достоянием культуры общества в целом, в разнообразных формах ее творческого преломления. Она может быть напечатана в книгах и музыкальных изданиях для детей, звучать с концертной эстрады, может как цитата или оригинальное авторское воплощение жанра притворяться в профессиональном искусстве, даже в крупных и сложных формах поэмы, симфонии оперы.

Любое фольклорное произведение полиэлементно. Сосуществование и связи его различных элементов порой бывают столь явственны, однако утрата даже одного из них или невнимание к нему грозят разрушить представление об истинном содержании произведения. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяются как основные: словесный, музыкальный, танцевальный и мимический.

Художественно-образные элементы, изначально заложенные в самом человеке, — движение его тела (мимика, жест, танец), звук его голоса (интонация, слово, напев) — обеспечивают целостность творческого акта — исполнения фольклорного произведения. В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый еще синкретизмом.

Коллективность. Наше представление о фольклоре складывается из вполне конкретных его проявлений — песни, сказки, пословицы пляски. Мы слышим, видим, воспринимаем их как готовые вещи. Естественно встает вопрос: кто их автор? Действительно, мы не можем назвать автора ни одного фольклорного произведения, и не потому, что имя его утратилось, забылось в веках, а потому, что подлинный автор, владелец и хранитель этих произведений — весь народ. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения, и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей.

В значительной своей части фольклорные произведения просты по языку, общедоступны. Ведь некоторые компоненты их форм (припев) предполагают обязательное включение в исполнение всех участников фольклорного действа. Одним из наиболее распространенных построений песен является «пара периодичностей», в которой слово запрограммировано обязательное повторение кратких ячеек — «аабб». Это дает возможность участия в песне людей, даже впервые слышащих её. Фольклорные произведения как бы рассчитаны на участие всех независимо от одаренности, способностей каждого.

Устность. Фольклор — творчество устное. Он живет только в памяти людей и передается в живом исполнении «из уст в уста». Фольклор — это память каждого и память всех, всех поколений. Феномен «фольклорной памяти» — в подсознательном усвоении. Фольклорными жанрами была пронизана жизнь людей в прошлом. Они были органической частью разговорной речи: присловья, поговорки. Прибаутки, пословицы окружали человека с самого его рождения. С «устностью» связан целый ряд «художественно-нехудожественных» приемов. Например, мнемоническими, т. е. помогающими запоминанию, средствами являются многообразные приемы повтора в фольклорных текстах. Однако они же становятся и средствами особой выразительности.

С «устностью» связано и то, что фольклорное произведение осязаемо существует и может восприниматься только в момент живого исполнения. Ни одно фольклорное произведение не существует вне конкретного тембра голоса, мимики, жеста, а может быть и хлопков в ладоши, пританцовывания или вздохов и всхлипываний. Оно не существует и вне сиюминутной реакции слушателей, в чем проявляется одно из свойств коммуникативности фольклора.

Устное существование фольклорных произведений не предполагает их обязательной заученности, буквальной повторяемости, это и невозможно в том обильном репертуаре, который обычно хранит в своей памяти народный исполнитель. Это и не обязательно, поскольку нет в фольклоре индивидуально-авторской регламентации.

Фольклорный текст оказывается «незаконченным», «открытым» для каждого следующего исполнителя, и это неминуемо вызывает к жизни следующее свойство фольклора — вариантную множественность. Вариантность — это то непреложное свойство фольклорного мышления, жизни фольклорного произведения, в котором наиболее заметно сходится, переплетаются все другие его свойства. Варьирование есть постоянное движение, «дыхание» фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение есть как бы вариант самого себя. Запись фольклорного произведения сопоставима с фотографией — и то и другое запечатлевает только «остановившиеся мгновения» продолжающейся жизни. Вариантность пронизывает все элементы фольклорного произведения и проявляется на всех уровнях его существования.

Импровизационность — творческое изменение. Важно осознать, что в фольклоре в едином творческом акте сосуществуют создание — исполнение и исполнение — создание. Импровизационность — сочинение во время исполнения. Однако и в процессе варьирования, и в процессе импровизации, которая особенно полноценно осуществляется в таких жанрах, как плач, сольная пляска, в инструментальном исполнительстве, всегда присутствует подсознательность, но очень мощный фактор — традиция.

Традиционность. Что касается музыкального фольклора, то в каждой этнической традиции выработались ладо-интонационные и ритмоактонационные стереотипы. Образы, которые передают основные духовные ценности из поколения в поколение. В настоящее время духовное состояние общества требует применения новых практических решений в воспитании молодого поколения. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения родной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться с как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Фольклор — уникальная самобытная культура, осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, приемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. К сожалению, на современном этапе развития нашего общества вопросу применения музыкального фольклора в образовании школьников не уделяется должного внимания. В музыкальном образовании современной России сложилась ситуация, при которой оказывается утерян целый пласт естественного бытования музыкального искусства-аутентичный фольклор. Между тем музыкальное образование за рубежом (Венгрия, Германия) строится на фольклорной основе, через внедрение образцов фольклора в мировоззрение детей.

Выше указанные свойства ранее не использовались в сфере музыкального образования, то есть на фольклор обращали внимание как на вид искусства и в программу «Музыка в школе» фольклор включали в виде обработок народных песен профессиональных композиторов. Фольклор нужно изучать для того, чтобы показать, что фольклор является не просто искусством или не искусством. Он есть часть культуры. И в сфере музыкального образования должен быть представлен именно так.

 

Литература:

 

1.      Э.Абдуллин. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.-М.:Просвещение,1983.-110с.

2.      Э. Алексеев. Фольклор в контексте современной культуры.-М.,1988.-243с.

3.      В.Аникин. Русский фольклор.М.,1987.-31–39с.

4.      В.Гусев. Эстетика фольклора.-Л.,1967.-319с.

5.      Н.Зайнетдинова. Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками (в условиях Башкортостана): Авт.дис.канд.пед.наук.-М.,1999.-16с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный