Воспитание у младших школьников интереса к национальной культуре средствами татарского музыкального фольклора
Автор: Аминова Зульфира Фаритовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.07.2015
Статья просмотрена: 1764 раза
Библиографическое описание:
Аминова, З. Ф. Воспитание у младших школьников интереса к национальной культуре средствами татарского музыкального фольклора / З. Ф. Аминова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 152-156. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8489/ (дата обращения: 16.11.2024).
Активное развитие личностных отношений, коммерциализация многих областей художественной жизни 90-х годов XX века для нашей страны отрицательно сказались на общем состоянии культуры.
Важным компонентом происходящей сегодня демократизации общества является повышение уровня образования и воспитания молодежи с учетом объективных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на процесс формирования личности. К таким факторам относятся и материальные, и психологические условия, в которых развиваются и растут учащиеся; та этническая среда, где происходит становление личности. Влияние на этот процесс оказывают и межнациональные отношения, они же участвуют и в формировании личностных качеств. К этим качествам относятся национальное самосознание, достоинство, гордость, которые формируются и развиваются в течение всей жизни человека. События последних лет, всплеск национализма в стране доказывают, что национальные качества личности надо воспитывать, иначе развиваться они могут в полярно противоположных направлениях. В этом случае происходит деформация личности, которая выражается в проявлениях национального эгоизма, неуважительного отношения к людям другой национальности. В условиях многонациональности в России это может привести к разъединению, противопоставлению народов, ее заселяющих.
Это значит, что сегодня учебно-воспитательный процесс в школе, должен включать в себя эффективные формы и методы развития и воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.
Серьезными факторами воспитания являются следующие элементы национальной культуры: язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство, театр, народные обряды, народные песни и танцы.
Народная музыка развивается на основе преемственности, традиций и является результатом творчества многих поколений. Оно имеет большое значение для развития культуры, формирования творческих способностей и эстетического вкуса, так как накапливает в себе огромный исторический, духовный, эстетический опыт.
Главным требованием современного образования является развитие самобытности каждого воспитуемого, стимулирование его творческой самореализации и саморазвития. Проблемы совершенствования гуманитарно-эстетического образования в средних общеобразовательных школах обуславливает необходимость нового методолого-теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности школьника. Значительный вклад в формирование общечеловеческих ценностей через музыкальную культуру внесли татарские представители: Г. Тукай, Г. Ибрагимов, К. Насыйри, М. Гафури, Н. Жиганов, С. Сайдашев, С. Габяши, Ф. Амирхан. Деятели татарской культуры проявляли глубокий интерес к вопросам обучения музыкальному искусству. Выбранная тема: «Воспитание интереса к национальной культуре младших школьников средствами татарского музыкального фольклора является актуальной».
Приобщение ребенка с самых малых лет к народной культуре подчеркивали известные педагоги Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, С. Ф. Русова, А. С. Макаренко и др. Как отмечал В. А. Сухомлинский, детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к музыкальной мелодии. Только благодаря музыке ребенок может подняться на такой уровень культуры, которого нельзя достичь другими способами.
Воспитание интереса к народной музыке, внедрение разнообразных её жанров в музыкальную практику начальной школы являются сегодня все более значимыми. Известно, что младший школьный возраст — это период впитывания и накопления знаний. Успешному выполнению этой функции способствуют: доверие авторитету учителя, игровое отношение к заданиям, повышенная эмоциональность, яркое восприятие окружающего мира. Детей интересуют сами факты, нежели причины.
Народная музыка — богатая и самостоятельная многообразная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству, устной традиции.
Воздействие народной музыки, по мнению Е. Ю. Баландиной, делает молодого человека духовно обогащенным и патриотически-воспитанным [9, C.28–30]. Песенное богатство народа — это его духовное богатство. Народные песни рождались устно, передавались от одного к другому, от старшего поколения к младшему. В песнях отражена широта характера и непобедимость народа. Достаточно вспомнить песни Великой Отечественной войны: лиричные, призывные, шуточные, героические — песни пелись при любых обстоятельствах.
Особое место в жизни любого человека отводится музыке и непосредственно музыкальной деятельности. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно музыка наиболее ярко воздействует на развитие творческих способностей, как указывает исследователь. В этом возрасте ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Ребенок первые народные песни слышит от взрослых [8, C.488].Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, он расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности. С помощью музыки ребенок устанавливает контакт с окружающим миром, но в то же время у него складывается свой, собственный мир переживаний и образов.
К. Насыйри отмечал, что музыка — это искусство эмоциональное, оказывающее большое влияние на психологическое состояние индивида. Своим содержанием музыкальные произведения могут воодушевить человека, вызвать чувство радости, воспитать великодушие, вызвать стремление к творчеству и способность передавать чувства страдания и сострадания. Воспитание на народной основе дает возможность формировать в людях такие человеческие качества, как человеколюбие, чуткость, уважительное, бережное и добросовестное отношение к созданию рук человеческих, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца [21, C.19].
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, проведя сопоставительный анализ, европейских и северо-американской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов, и используемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает “душу народа”, его менталитет. Любовь к Отечеству, к культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а наоборот, объединяет людей [30, C 52].
И. М. Хамитов рассматривает народную педагогику как средство приобщения детей к национальной культуре, т. к. народная педагогика позволяет учесть местные особенности, регионально-национальные традиции, возраст детей, особенности восприятия ими окружающего мира. По его мнению, народная педагогика — это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т. д. [30, C 52]
Подлинный фольклор составляет неотъемлемую часть жизни детей. В некоторых регионах Земли детская среда чуть ли не единственная, где сохраняется устное творчество. В школе фольклор переходит для ребенка в сферу специального организованного обучения. Дети встречаются с фольклором в новом качестве, вне его традиции. И от того, как будет составлена программа, какими методами обеспечена, будет зависеть формирование человека, не обделенного той частью культурного наследия, которая называется «народной мудростью» — фольклором.
Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно — эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте, культуре. Свои первые музыкальные переживания ребенок должен получать на родном языке. В народных произведениях главенствует идея добра и любви. Под словом «любовь» народные детские песни позволяют понимать не столько сентиментальные чувства, сколько привязанность к родным, а также чувства благодарности, восхищения, сострадания и уважения [21, C.19].
В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей того или иного акта творчества, а все присутствующие являются его участниками и создателями. Этот процесс является весьма существенным, поскольку снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается, и сам процесс его участия в песне, танце, игре наделяется смыслом.
Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Татарская борьба», «Скачки на конях»). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства — симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей. Немаловажное значение имеют игры с пением. Они легко входят в детский быт и предоставляют простор для коллективного творчества. Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей к самым различным видам творческой деятельности. Например, можно обучить детей сознательному подбору и отбору движений, наиболее подходящих к данной песне [30, C 52].
Одним из основных компонентов, составляющих культуру народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник, по определению большой советской энциклопедии, — «праздник, уходящий своими корнями к народным традициям».
Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. По утверждению фольклориста И. М. Снигирева, народные праздники — это сильнейший и обильнейший источники к познанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания и с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы.
Организация народных праздников подчиняется культурно-историческим традициям их проведения. Например, праздник урожая «Сөмбелә», зимы «Нардуган», встреча весны «Науруз», встреча перелетных птиц «Карга боткасы», «Сабантуй» и т. д.
Подготовка к празднику включает разучивание соответствующих стихотворений, пословиц-поговорок, частушек, песен, игр, загадок, хороводов, драматизацию сказок, игру на музыкальных инструментах. Дети принимают активное участие в украшении помещения накануне праздника, готовят свои рисунки, поделки и т. д. При этом важно создать радостную атмосферу. Дети празднично одеты (используются татарские народные костюмы), находятся в хорошем настроении. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные и содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника. Каждый праздник можно превратить в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Целью проведения таких праздников является приобщение детей к татарской национальной культуре, к традициям и обычаям татарского народа.
Теоретический анализ проблемы показал, что имеются определённое достижения в области изучения путей формирования эстетического интереса школьников, а также педагогического потенциала фольклора. Подводя итог можно сказать, что татарский детский фольклор обладает большими воспитательными возможностями в развитии музыкально-эстетического интереса младших школьников, жанровым многообразием, отвечающим разным эстетическим вкусам учащихся.
Воспитание развитой личности немыслимо без ощущения себя частью своего народа. В этом смысле фольклор — всегда школа, школа общения, красота поведения, быта и труда. Фольклор — это доступная для всех, без исключения, учащихся форма выражения себя, своего мироощущения.
Фольклор в школе должен изучаться не академически, как совокупность отдельных его взглядов и жанров, а как сама жизнь, как огромный цельный, духовный и материально-практический мир человека прошлого.
Введение национально-регионального компонента в содержание музыкально-эстетического развития школьников способствует формированию духовной культуры на национальном материале.
Механически внести в урок три песни, обряды и народные промыслы — значит не сделать ничего, если не внести в урок сам дух фольклора. Только через практическое освоение фольклорного материала в его целостности, через общение с народными материалами, посещение, проведение фольклорных праздников, постепенно раскрывается уникальное единство красоты и пользы, характерное для мира ощущения и быта многих народов. Принципиально важно, чтобы освоение материала происходило «как жизнь», то есть естественно, на добровольных началах, без принудительного включения всех детей независимо от их склонности и особенности характера, будь то разучивание песни, игра или подготовка фольклорного праздника. В таком понимании фольклор вырастает за пределы собственного музыкального материала, он становится методом приобщения детей к богатому пласту культуры, чрезвычайно близким по своей принципиальной направленности к идеям педагогического сотрудничества.
Народная культура является не застывшей формой отображения происходивших когда-то в окружающем мире процессов. Это не традиция, которая диктует определенные нормы поведения и развития личности, а живое, подвижное, но не изменяющее своим этнокультурным и традиционным корням явление.
Современная народная культура предстает «оптимально сбалансированной моделью мира», целостной системой духовно-нравственных, эстетических и бытийно-практических ориентиров, воплощенной не суммой отдельных произведений, а целостно, как способ миропонимания, мироощущения, отношения к жизни.
Литература:
1. Аминова, З. Ф. Татарские народные песни: Учебное пособие для студентов / З. Ф. Аминова. — Набережные Челны: Набережночелнинский педагогический колледж, 2001. — 56 с.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 336 с.: ноты. — (Б-ка учителя музыки).
3. Алмазов, И. Милли музыка белеменә бер караш / И. Алмазов. — Мирас,1994. — 101–104 с.
4. Асылгараева, Т. Как воспитать у школьника интерес к татарской музыке / Т. Асылгараева // Наука и школа, — 2002. — № 6 — С. 17.
5. Ахматова, С. Играем и поем: Методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей / С. Ахматова. — Набережные Челны: Газетно-книжное издательство АО «КамАЗ», 1991. — 60 с.
6. Афанасьева, А. Б. Модель этнокультуры в музыкальном образовании современного школьника / А. Б. Афанасьева // Музыка в школе, — 2006 — № 4. — С. 9–18.
7. Балалар фольклоры һәм җырлы-сүзле йоз торле уен. Җыеп төзүче һәм аңлатма мәкаләләр бирүче Нәкый Исәнбәт. — Казан: Тат.кит.нәшр., 1984. — 488 б.
8. Баландина, Е. Ю. Народная музыка и патриотическое воспитание / Е. Ю. Баландина // Музыка в школе, 2003 — № 2. — С. 28–30.
9. Гарафиева, Г. З. Сөмбеләне кем белә?: Методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Г. З. Гарафиева. — Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2003. — 191 с.
10. Гилязова, Р. Г. Гөрләп үсәбез: Балалар өчен җырлар, җырлы биюләр, түгәрәк уеннар һәм бәйрәм сценарийлары / Р. Г. Гилязова. — Набережные Челны: Набережночелнинская КП Типография, 1995. — 86 с.
11. Голова, В. Ю. Музыкальный фольклор в формировании национального самосознания / В. Ю. Голова // Музыка в школе. — 2006. — № 6. — С. 50–52.
12. Голова, В. Ю. Национальная культура в воспитании современного учителя музыки / В. Ю. Голова // Музыка в школе, — 2002. — № 1. — С. 44–46.
13. Гумерова, В. Г. Веселые праздники: Пособие для воспитателей детских садов, классных руководителей / В. Г. Гумерова, В. Г. Зарипова. — Казань: Издательство «Магариф», 2005. — 207 с.
14. Давлетшин, К. Д. Из мудрости веков / К. Д. Давлетшин. — Казань: Татарское книжное издательство, 1990. — 123 с.
15. Дмитриева, В. Формирование национального самосознания средствами музыки / В. Дмитриева // Наука и школа, 2004. — № 9–55 с.
16. Закирова, К. В. Встаньте, дети, встаньте в круг!: Учебное пособие для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / К. В. Закирова. — Казань: Издательство «Магариф», 2003. — 303 с.
17. Зиганшина, М. Ф. Бадретдинова, Г.Р Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы: Третий классчетырехлетней начальной школы / М. Ф. Зиганшина, Г. Р. Бадретдинова. — Казань: Магариф, 1994. — 151 с.
18. Исхакова-Вамба, Р. А. Хэр халыкнын уз моны / Р. А. Исхакова-Вамба. — Идель, 1995 — № 12. С. 44–45.
19. Камаев, А. Ф. Народное музыкальное творчество: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева. — М.: Издательский центр “Академия”, 2005. — 304 с.
20. Козлова, И. Путь к фольклору / И. Козлова // Музыка в школе, — 1990. — № 1. — С. 19–23.
21. Лызлова, Н. А. Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся начальных классов / Н. А. Лызлова. — Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань: 2005.
22. Мирзиянова, Ф. Н. Татар халык музыкасы / Ф. Н. Мирзиянова. — Лениногорск, 1998. — 251 с.: ноты.
23. Апраксина, О. Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей / О. Апраксина. — М.: Музыка, 1985. — 92 с., ноты.
24. Нигмедзянов, М. Н. Татарская народная музыка / М. Н. Нигмедзянов. — Казань: Магариф, 2003. — 225 с.
25. Рытова, Д. А. Музыкальное воспитание ребенка в контексте изучения и сохранения народных традиций / Д. А. Рытова // Начальная школа, 2000 — № 7. С — 6.
26. Сайдашева, З. Н. В мире татарской музыки: Сборник статей/ З. Н. Сайдашева. — Казань:Казанская консерватория, 1995. — 220с.
27. Соколова, В. Н. Приобщение младших школьников к народной музыкльной культуре / В.Н, Соколова // Начальная школа. 2002 — № 9 — С. 87.
28. Шарифуллина, Э. М. Праздник в школе: Пособие для проведения литературно-музыкальных вечеров в школе / Э. М. Шарифуллина. — Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2011. — 160 с.
29. Ширяева, Н. С. Праздники народного творчества в школе / Н. С. Ширяева. — М.: Просвещение, 1991. — 205 с.
30. Закизанова, Л. З. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через культуру, традиции и обычаи татарского народа. Творческая работа: [Электронный ресурс] / Л. З. Закизанова. — Режим доступа: http://pandia.org/text/78/346/1210.php. — 24.04.2015.