Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 16.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, Е. А. Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры / Е. А. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — URL: https://moluch.ru/archive/532/117141/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



В статье обоснована актуальность приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музыкального фольклора, охарактеризованы особенности музыкального фольклора, названы его жанры. Основное внимание уделено педагогическим условиям использования музыкального фольклора как средства приобщения дошкольников к истокам народной культуры. Описаны работа музыкального работника, педагогов детского сада по организации разных видов музыкальной фольклорной деятельности детей, мероприятия по усовершенствованию развивающей предметно-пространственной среды детского сада и по взаимодействию с родителями в рамках приобщения дошкольников к народной культуре средствами музыкального фольклора.

Ключевые слова : народная культура, народная музыка, дети дошкольного возраста, приобщение к народной культуре, народные традиции, календарно-обрядовые праздники, виды музыкальной фольклорной деятельности детей, развивающая среда, взаимодействие с родителями.

The article substantiates the relevance of introducing preschool children to Russian folk culture through musical folklore, characterizes the features of musical folklore, and names its genres. The main attention is paid to the pedagogical conditions for using musical folklore as a means of introducing preschool children to the origins of folk culture. The work of a music worker and kindergarten teachers in organizing various types of musical folklore activities for children, measures to improve the educational subject-spatial environment of the kindergarten and interaction with parents in the framework of introducing preschool children to folk culture through musical folklore are described.

Keywords : folk culture, folk music, preschool children, introduction to folk culture, folk traditions, calendar and ritual holidays, types of musical folklore activities for children, developmental environment, interaction with parents.

Народная культура — сокровищница духовного богатства народа, в которой выражены мысли, чувства, переживания, надежды многих поколений людей. Народная культура всегда была источником вдохновения и средством самовыражения и самореализации для творческих личностей. Такой она остается и по сей день.

Приобщение к истокам народной культуры предполагает знакомство с ее видами, формами, жанровым своеобразием, что способствует осознанию человеком своей принадлежности к определенному народу (национальной самоидентификации), возникновению чувства общности с ним, понимания тесной связи прошлого, настоящего и будущего своего народа.

Приобщение к истокам народной культуры особенно важно в наше непростое время, когда постоянно происходят миграционные процессы и люди переезжают из родной страны в другую, чужую для них страну на постоянное место жительства, с каждым годом расширяются границы для культурного обмена между жителями не только соседних стран, но и тех, которые находятся на разных континентах за много тысяч километров друг от друга. В ходе всех этих событий человек остается представителем своего народа, и народная культура является для него опорой, которая помогает сохранить и приумножить духовное наследие предков для будущих поколений.

По определению Н. Г. Михайловой, народная культура — это культура, создаваемая народом на протяжении многих веков, бытующая в устной форме и «опирающаяся на народные традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение» [4]. В этой культуре, как добавляет В. Е. Чернова, «отражены представления народа о мироустройстве, о духовных ценностях, о взаимоотношениях человека с природой и другими людьми» [7]. По мнению Д. А. Ткаченко, народная культура представляет собой «разновидность культуры, произведения которой содержат уникальный народный опыт, отражают основные черты национального характера и морально-нравственные ценности, в соответствии с которыми человек должен жить в обществе» [5].

В составе народной культуры выделяют устное народное творчество (фольклор), музыкальный фольклор, декоративно-прикладное творчество, народные танцы, народный театр, народные игры, народные календарно-обрядовые праздники.

Музыкальный фольклор — «песенно-танцевальное творчество народа, в произведениях которого переданы чувства, переживания, верования и чаяния народа» [1, с. 49]. Музыкальный фольклор еще называют народной музыкой, или вокальным, инструментальным, вокально-инструментальным или музыкально-танцевальным творчеством народа. Во всех этих названиях отражена инструментальная, певческая и танцевальная основа музыкального фольклора, который «передается от поколения к поколению через исполнительские традиции» [6].

Основные жанры музыкального фольклора — песня, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, частушка, потешка, закличка), наигрыши (танцы), фольклорные игры [6].

Знакомство с русской народной культурой надо начинать в период дошкольного детства, когда ребенок особенно восприимчив к природе родного края, к родному слову, к народной музыке. Задача приобщения детей дошкольного возраста к народному искусству является одной из приоритетных в нормативно-законодательных документах системы дошкольного образования Российской Федерации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие» выделена задача — формировать у каждого ребенка представления о самом себе (в том числе и о своей принадлежности к определенному народу), о культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества. Эти события, традиции и ценности отражены в народной культуре российского народа, поэтому решать поставленную в ФГОС ДО задачу необходимо посредством приобщения дошкольников к истокам народной культуры.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования отмечено, что ее реализация обеспечивает функционирование дошкольной образовательной организации по двум направлениям:

— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его культурной идентичности;

— приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям и традициям российского народа.

В Федеральной программе воспитания дошкольников указано, что приобщение детей к народной культуре — обязательное условие их гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

В русской народной культуре музыкальный фольклор издавна использовался в качестве средства приобщения детей к истокам народной культуры. Об этом свидетельствуют народные колыбельные песни, которые матери пели новорожденным, детские песенки, заклички, которые с удовольствием пели дети дошкольного возраста, хороводные игры для развлечения детей во время народных праздников и т. д. Эти традиции продолжаются и в наше время в дошкольных образовательных организациях и в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Реализации функций, целей и задач, обозначенных в ФГОС ДО и в ФОП ДО, способствует музыкальный фольклор. Анализ и обобщение опыта работы музыкальных руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций показал, для того чтобы музыкальный фольклор стал эффективным средством приобщения детей к истокам народной культуры, необходимо создать следующие педагогические условия:

— использовать в комплексе все виды музыкальной фольклорной деятельности детей дошкольного возраста;

— усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду дошкольной образовательной организации;

— организовать постоянное и плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников.

Реализуя первое из названных педагогических условий, педагог организует следующие виды музыкальной фольклорной деятельности детей:

— слушание народной музыки, передающей разные настроения и мысли;

— пение (сольное, групповое, хоровое) народных песен разных жанров (лирических, колыбельных, обрядовых и др.);

— музыкально-фольклорные игры, предназначенные для дошкольников («Ходит Ваня», «Сорока-сорока» (народная прибаутка), «Ворон», «Заинька», «Как на тоненький ледок…» и др.);

— танцевально-ритмическая деятельность — исполнение народных танцев, хороводов;

— игра (подыгрывание) на детских музыкальных инструментах в формате русского народного оркестра.

Все эти виды музыкальной фольклорной деятельности приобщают дошкольников к истокам русской народной культуры. Народная музыка, народные песни и танцы, народные игры — разные по темам, жанрам, настроению, звучанию — раскрывают перед детьми богатства внутреннего мира человека, которое для народной культуры является «важнейшим объектом изображения средствами музыкального фольклора» [3]. Народные песни — колыбельные, лирическое, обрядовые, заздравные и др. — обогащают эмоциональную сферу ребенка, демонстрируя своими мелодиями, текстами, движениями всю палитру чувств и переживаний, свойственных человеку в разных жизненных ситуациях.

Важно то, что педагогу не нужно самому подбирать произведения музыкального фольклора для работы с дошкольниками. Федеральная образовательная программа дошкольного образования в пункте 33.2. содержит списки этих произведений для каждой возрастной группы детей. Например, для детей второй младшей группы (3–4 лет) педагог:

— организует слушание русской народной песни «Со вьюном я хожу»;

— обучает детей пению русской народной колыбельной «Лю-лю, бай», народной потешки «Солнышко-ведрышко, народных песен «Петушок», «Ладушки», «Зайчик»;

— развивает песенное творчество детей — придумывание колыбельной мелодии и плясовой мелодии по мотивам русских народных колыбельных «Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», «Как тебя зовут?», «Спой колыбельную», «Ах ты, котенька-коток»;

— организует разыгрывание этюдов-драматизаций по мотивам венгерской народной мелодии «Жуки» в обработке Л. Вишкарева;

— проводит музыкальные народные игры по русской народной песне «Ходит Ваня» в обработке Н. Метлова;

— обучает детей хороводным и танцевальным движениям под русские плясовые мелодии «Пляска с листочками» (музыка Н. Китаевой, слова А. Ануфриевой); характерному танцу под русскую народную мелодию «Вышли куклы танцевать» (на музыку В. Витлиной);

— развивает танцевально-игровое творчество детей под русские народные мелодии «Веселые ножки» (в обработке В. Агафонникова) и «Волшебные платочки» (в обработке Р. Рустамова);

— организует подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах самым простым народным мелодиям.

Музыкальный фольклор позволяет знакомить дошкольников с традициями русского народа. С. Т. Махлина под народными традициями понимает «обычаи и ритуалы, отражающие нормы культурного поведения наших предков в повседневной жизни и передаваемые от поколения к поколению» [2, с. 112]. Музыкальный фольклор знакомит дошкольников, например, с традициями проведения календарно-обрядовых русских праздников — Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы. В этих традициях отражены «самобытность русского народа, его жизнестойкость и оптимизм, которые дети перенимают, участвуя в этих народных праздниках» [2, с. 120].

Второе педагогическое условие, обеспечивающее эффективное использование музыкального фольклора как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, — усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Эту работу рекомендуется проводить в совместной деятельности педагога и родителей по:

— оформлению Уголка музыкального фольклора в музыкальном зале детского сада или в групповых комнатах;

— организации постоянной сменной выставки иллюстраций, фотографий музыкальных народных инструментов разных народов;

— пополнению аудиотеки народных мелодий, песен, наигрышей и т. д.;

— созданию картотеки музыкальных фольклорных игр для детей дошкольного возраста.

Эти материалы и оборудование по музыкальному фольклору используются музыкальным руководителем, педагогами детского сада в работе с детьми во всех возрастных группах детского сада, а также родителями воспитанников в условиях семьи.

Третье педагогическое условие — взаимодействие с родителями — обеспечивает приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами музыкального фольклора. Оно включает информирование родителей о возможностях музыкального фольклора в знакомстве детей с традициями, обычаями народной культуры; проведение для родителей консультаций, мастер-классов, открытых показов музыкальной фольклорной деятельности детей по данной проблеме; походы на концерты народной музыки (например, в детскую филармонию) или прослушивание таких концертов видео (аудио) записи; проведение народных календарно-обрядовых праздников в детском саду, для которых взрослые и дети готовят музыкальные выступления: исполняют народные песни, танцы, мелодии, участвуют в хороводах и народных играх.

Таким образом, музыкальный фольклор является эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, потому что он передает детям духовное богатство внутреннего мира человека, многообразие его мыслей и чувств, народные традиции в поведения в быту и в проведении народных праздников, предоставляет возможность для самовыражения и самореализации при исполнении народных песен, танцев, в ходе участия в хороводах и фольклорных играх. Этому способствуют следующие педагогические условия: использование в комплексе разных видов музыкальной фольклорной деятельности детей дошкольного возраста; обогащение развивающей предметно-пространственной среду дошкольной образовательной организации; постоянное и плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников.

Литература:

  1. Григорьева Е. И., Мартынова С. Ю. Народная художественная культура: основные понятия и концептуальные аспекты: в 2 ч. Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2010. Ч. 1. 2010. 165 с.
  2. Махлина С. Т. Теория и история народной художественной культуры: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. 349 с.
  3. Музыкальный фольклор в детском саду https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/17/muzykalnyy-folklor-v-detskom-sadu (дата обращения: 02.06.2024).
  4. Народная культура в современных условиях / Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М.: Российский институт культурологии (РИК), 2000. 219 с.
  5. Ткаченко Д. А. Народная культура. URL: https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/narodnaya-kultura.html (дата обращения: 02.06.2024).
  6. Фольклор музыкальный https://kpfu.ru/staff_files/F606055446/Z.M..Yavgildina..Folklor.muzykalnyj.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
  7. Чернова В. Е. Народная художественная культура. URL: https://studfile.net/preview/7447019/ (дата обращения: 02.06.2024).


Задать вопрос