В основе как остеоартроза, так и остеопороза лежат однонаправленные изменения, так называемое преобладание процессов разрушения над процессами синтеза. Результаты многих проведенных эпидемиологических исследований подтверждают достаточно частую встречаемость данного сочетания, ухудшающего не только качество, но и продолжительность жизни человека. Так как сочетание остеоартроза и остеопороза у одного пациента долгое время вызывало сомнение, это побудило нас к изучению данной особенности. В настоящее время не изучено влияние соматотипа на минеральную плотность кости (МПК) скелета и активно обсуждается вопрос о том, какие факторы в наибольшей мере определяют минеральную плотность кости скелета.
Цель работы: изучение влияния соматотипа и антропометрических различий женщин, страдающих остеоартрозом в сочетании с остеопорозом, на минеральную плотность кости.
Аргументами для этого были существенные антропометрические различия, а именно увеличение индекса массы тела, подкожно-жировой клетчатки и мышечной силы у пациентов с остеоартрозом (ОА), что противоречит патогенетическим особенностям остеопороза (ОП). Кроме того, у женщин с рентгенологическими признаками ОА коленных, тазобедренных суставов и мелких суставов кистей отмечается увеличение минеральной плотности кости позвоночника и проксимального отдела бедренной кости по данным костной денситометрии.
Эти два заболевания имеют целый ряд предрасполагающих факторов. Среди них женский пол, пожилой возраст, генетическая предрасположенность, дефицит эстрогенов и витамина Д. Пусковым механизмом развития как одного, так и другого заболевания является дефицит эстрогенов. Это связано с тем, что рецепторы к эстрогенам имеются не только на поверхности остеобластов, но и хондроцитов. Поэтому уменьшение эстрогенов приводит и к нарушению функций хондроцитов, проявляющийся деструкцией хрящевой ткани.
Деструкция хрящевой ткани сопровождается нарушением сопоставимости суставов, с компенсаторной целью по бокам сустава появляются костные разрастания (остеофиты), при этом сама подхрящевая кость подвергается остеопоретическим изменениям: снижается костная масса, отмечается перестройка костной структуры с формированием кист и микропереломов.
Хрящ имеет жизненно важное значение для функционирования мышечно-скелетной системы. Рост скелета происходит главным образом за счет ростовой пластинки и центров вторичной оссификации с последующей эндохондральной оссификацией. В результате образуется промежуточный хрящ, который способствует остеогенезу, образуя необходимое пространство и выделяя паракринные вещества. Другим типом хряща, который также существенно влияет на работу мышечно-скелетной системы, является суставной хрящ. Он обеспечивает эластичность суставов и ослабляет вибрацию при движениях и мышечных сокращениях.
Данная научная работа была проведена на базе неврологического и терапевтического отделений Научно-клинического центра физиологии и кардиологии Туркменистана. Исследовано 100 женщин в возрасте 45–80 и больше лет, страдающих остеоартрозом. Им проведено: рентгеновская денситометрия, антропометрическое, рентгенологическое и клиническое исследование. Полученные результаты обработаны статистическим методом STATISTIKA 7.0. Средний возраст исследуемых женщин составил 63,1±5,1 лет.
Соматотип определяли по индексу Пинье (соматического развития), который рассчитывался по формуле: ИП = L — (Р+Т), где L –длина тела (см), Р- масса тела (кг), Т- окружность грудной клетки (см). Значение индекса соматического развития у астеников больше 30, у нормостеников 10–30, у гиперстеников — меньше 10, включая отрицательные значения.
Суммарная масса минералов (ММ) до 45 лет оставалась неизменной. Снижение ММ раньше начиналось у астеников- в 46 лет, затем у нормастеников- в 51 год и позже всех у гиперстеников- 56 лет. В 80 лет ММ снизилась у гиперстеников- на 30 % (Р<0,001), у нормостеников- на 36 % (Р<0,001), у астеников –на 41 % (Р<0,001).
Одновременно мы определяли массу мышечной, соединительной и жировой ткани. Сравнение ткани осуществляли с учетом методических рекомендаций Международного общества клинической денситометрии. В резльтате обследования нами было выявлено, что среди 100 женщин с остеартрозом, у 45 женщин (48 %) встретилось сочетание остеартроза с остеопорозом. Женщины с остеартрозом и остеопорозом имели достоверно низкий рост (155,9±0,3 см) по сравнению с женщинами с остеартрозом (160,3 ±0,5 см) и женщинами популяции (165,1 ±0,1 см). Кроме того, они обладали самой низкой массой тела (72,1 ±1,2 кг), чем женщины с остеартрозом (78,3 ±1,5 кг), но их масса тела была выше, чем у женщин популяции (65,1 ±0,1 кг), (p<0,05). Индекс массы тела у женщин с сочетанием остеартроза с остеопорозом свидетельствовал об избыточной массе тела (28,3 ±0,5 кг/м2), но не отличался от индекса массы тела у женщин с остеартрозом и был выше по сравнению с женщинами популяции (25,1 ±0,2 кг/м2). При сравнении компонентного состава тела выявлено, что пациентки с сочетанием остеартроза с остеопорозом имели более высокий процент содержания жировой массы (34,6 ±1,1 %), по сравнению с женщинами популяции (30,1 ±0,2 %), но достоверно меньшее значение мышечной массы (31,1 ±1,2 %), которая у женщин популяции в среднем составляет (41,2 ±0,3 %).
Таким образом: установлено, что женщин с остеоартрозом не редко встречается остеопороз. Женщины с сочетанием остеоартроза и остеопороза могут отличаться от женщин с остеоартрозом и женщин популяции ростом, весом, жировой и мышечной массой. Масса мышечной и жировой тканей в возрасте 60–80 лет у гиперстеников была уменьшина на 10 %, у нормостеников — на 15 % и в наибольшей мере у астеников –на 20 %. Совершенно очевидно, что у людей с различным соматотипом масса минералов отличается. В разные сроки достигается пиковая масса, по-разному происходят возрастные изменения. Жировая и мышечная масса не отличалась от таковой у женщин с остеоартрозом. Костная масса не имела достоверных различий при групповом сравнении.
С возрастом в скелете и мягких тканях происходят закономерные изменения, по-разному выраженные в зависимости от соматотипа. Предполагающими факторами к увеличивающейся с возрастом потере костной массы как у нормостеников, так у астеников и гиперстеников обоих полов является уменьшение массы мышечной и соединительной тканей. У женщин нежировая масса тела определяет минеральную плотность кости в предклимактерическом периоде, в то время как жировая масса — в постклимактерическом периоде. Ведущей причиной снижения минеральной плотности кости у женщин является менопауза и уменьшение двигательной активности. У больных остеоартрозом обнаружено развитие периартикулярного остеопороза костей, прилегающих к пораженному суставу. Предполагается, что склонность к остеопоретическим переломам у больных остеоартритом, несмотря на отсутствие выраженного снижение минеральной плотности кости, связана с нарушением “качества” костной ткани и нарушением мышечной массы, создающих предпосылки для случайных потерь равновесий.
Среди женщин с остеоартрозом чаще встречались представительницы мегалосомной конституции (83 %), а среди женщин с сочетанием остеоартроза и остеопороза с мезосомной конституцией (53 %). Соматотип влияет на минеральную плотность костей скелета. и это следует учитывать ортопедам и травматологам, т. к. среди женщин с сочетанием остеоартроза и остеопороза преобладают женщины с мезосомной конституцией.
Приведенные в работе материалы позволяют более точно поставить диагноз и контролировать в динамике лечебный процесс. Организация профилактики и лечения остеопороза у конкретного человека — трудная задача и ее решение зависит как от правильной постановки диагноза, так и готовности больного к проведению длительной терапии. Важно прогнозировать риск дальнейшего течения остеопороза с помощью исследования минеральной плотности кости, а также косвенных признаков-факторов риска. Для выявления сочетание остеоартроза и остеопороза необходимо обследовать весь скелет, а также массу мышечной, соединительной и жировой тканей (как во всем скелете, так и в отдельных частях тела).
Эти данные свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий по профилактике остеопоретических переломов костей скелета не только у больных остеоартрозом со сниженной, но и нормальной и даже повышенной минеральной плотностью костей.
Литература:
1. Шедевры художественных галерей для докторов- А. Л. Верткин, А. В. Наумов, Москва, 2011г.
2. Остеопороз- Райнер Бартл, Москва, 2012г.
3. Остеопорз-Лесняк О., Москва, 2009г.