Ликбез в ЯАССР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Иванов, У. Н. Ликбез в ЯАССР / У. Н. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20.2 (79.2). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13999/ (дата обращения: 16.11.2024).

В данной статье рассматривается общий обзор работы ликбеза в ЯАССР с 1920 по 1930.

К началу 20 века уровень грамотности на территории Якутии был чрезвычайно низок, в общем, как и везде. Грамоте население учили немногочисленные школы, также следует отметить деятельность политссыльных. Ликбез — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России. После прихода к власти большевиков возник вопрос обучения грамоте широкого слоя населения, и самое главное политическое просвещение населения. Ведь коммунизм не построишь, когда население не умеет читать и писать, тем более не знает никакую технологию.

В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имели обязательный характер. По декрету Совета народных комиссаров “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР” все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать и писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском. Если подумать, то этот шаг был ключевым в дальнейшем развитии ЯАССР и Советского союза. Например, после 1945 года Генеральный штаб Красной Армии проанализировал информацию о безвозвратных потерях. И оказалось, что чем больше было классов образования у человека, тем больше у него было шансов выжить в кровавой мясорубке войны. И не только из-за того, что грамотных могли использовать в штабах и в технических родах войск. Грамотные солдаты отличались склонностью к анализу обстановки, лучше знали инструкции по применению тяжёлого оружия, оставались в живых, потому, что могли прочитать донесение, выйти из окружения, ориентируясь по дорожным знакам и надписям.

Кстати, среди выпускников учебных заведений Якутии наибольший процент выживших был среди людей, закончивших Якутскую Национальную военную школу и Педагогический техникум (ныне Педагогический колледж № 1).

В первой половине 20-ых годов активное участие к работе комиссий ликбеза принимали участие различные общественные объединения. Например “Саха аймах”, “Саха омук”, “Манчары”. Их деятельность была полностью или отчасти направлена на ликвидацию безграмотности. С их поддержки издавались газеты, сборники якутских песен, учебники на якутском языке, проводили лекции, субботники и многое другое, что могло распространить интерес к изучению грамоты. Также собирались денежные средства в пользу, например голодающим Поволжья (1 750 000 рублей).

Основной проблемой проведения работ был дефицит специализированных работников, учителей, воспитателей. Воспитателям приходилось проходить ускоренные 2-ух месячные курсы. К работе привлекались и простые люди, которые знали грамоту. Курсы ликбеза проходили преимущественно в осенне-зимний период, так как в другое время население работало на полях. Вначале курсы проводились в крупных населенных пунктах, так как на окраинах могли вести деятельность бандиты, и это ставило в опасность жизнь и здоровье учителей. Вскоре все же учителям приходилось ехать в населенные пункты и проводить курсы. Обычно курсы длились 7 месяцев 7–8 часов в неделю. Обучение проходило на якутском языке. Обучали грамматике якутского языка и счету. Позже с возрастанием потребности специалистов в промышленности стали проводить курсы с профессионально техническим уклоном. Обеспечение учебниками было скудное, но, все же учебники были. Даже на якутском языке. Специально выделяли средства с местных государственных структур на обеспечение деятельности ликбеза.

Создавались избы-читальни. Такие здания также способствовали к развитию просвещения. Основной проблемой было то, что после прохождения курсов ученик забывал пройденное. Отмечалось, что она бывает «частичной» и «психологической». Чаще всего «частичная неграмотность» наблюдалась среди бойких и одарённых от природы людей. Они сохраняли умение читать, но разучивались писать, ведь для закрепления письменных навыков нужно было постоянно упражняться, часто что-то писать. «Психологическая» же неграмотность появлялась от того, что люди просто забывали, как правильно писать буквы и складывать их в слова на бумаге. Иногда «психологически» вторично неграмотный человек бывал весьма уважаемым в коллективе работником, многое умеющим делать руками. И он просто стеснялся рецидива неграмотности, избегая заполнения самых простых документов, вроде нарядов и элементарных отчётов. Типа, «очки забыл, плохо вижу».

Итак, проведение ликбеза в ЯАССР позволило создать почву для будущего развития.

 

Основные термины (генерируются автоматически): якутский язык, курс, ликвидация безграмотности, население.


Задать вопрос