Особенности ликвидации неграмотности среди женского населения на территории Бурятии в 1920-е годы
Автор: Демидова Ирина Валерьевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Дата публикации: 08.12.2017
Статья просмотрена: 1522 раза
Библиографическое описание:
Демидова, И. В. Особенности ликвидации неграмотности среди женского населения на территории Бурятии в 1920-е годы / И. В. Демидова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13469/ (дата обращения: 16.12.2024).
В начале 20 века грамотность населения Бурят-Монгольской АССР была крайне низкой даже по сравнению с соседними регионами. Грамотность среди бурят Иркутской губернии едва доходила до 5,2 %; среди забайкальских бурят — 8,4 %. Местные женщины были неграмотны. Самыми массовыми культурно-просветительными учреждениями в 1920 г в Бурятии для местных женщин были Дома бурятки и красные юрты. Руководил их работой Бурполитпросвет, созданный при Наркомпроссе, а на местах была введена должность политпросветработника [1].
До культурной революции в республике «работа среди женщин буряток в восточных аймаках проводилась путем случайного обслуживания их беспартийными собраниями, конференциями, беседами по отдельным улусам, хотонам» [2].
Обучение грамоте женщин проводилось через женделегаток, индивидуально на дому, при Домах бурятки и красных юртах. В 1927 г. Комиссией по улучшению труда и быта при Наркомпросе БМАССР были организованы передвижные красные юрты в Агинском, Хоринском, Верхнеудинском, Троицкосавском аймаках республики [3].
При создании первой красной юрты в Хоринском аймаке, сомонным советам было выделено два дома. В одном из них размещался клуб и учебная комната, в которой была «…построена русская печь, приобретена необходимая посуда, женщинам показывали приемы стирки одежды, убеждали их мыть полы в юртах, учили шить и кроить одежду, печь хлеб» [4], в другом — консультация и квартира организаторов юрты, обстановка, которой вызывала интерес местных жительниц. Женщины приходили на осмотр и лечение, с ними проводились беседы об уходе и кормлении грудного ребенка, о значении личной гигиены, … была создана школа кройки и шитья, разработана программа обучения [5].
Коллектив красной юрты состоял в основном из двух-трех человек: заведующей, работа которой заключалась в ликвидации неграмотности, врача-акушера или медсестры, оказывающей медицинскую помощь и культработника.
При красных юртах проводились лекции и беседы по общественно-политическим темам, в которых главное внимание уделялось освещению роли женщины в советской общественной работе.
К концу 1926 г. при аймачных исполкомах Советов были созданы Комиссии по улучшению быта женщин [6], которыми была проведена многосторонняя работа, начиная от организации детских площадок и яслей, столовых, пекарен, трудоустройства безработных женщин, оказания помощи одиноким матерями детям, медицинского обслуживания и ликвидации неграмотности.
Кроме этого, при Комиссии создавались секции по охране материнства и младенчества, в работе которой обращалось внимание на создание широкой сети женских и детских медицинских консультаций в республике и оказание акушерской помощи коренным жительницам, но недостаток медицинского персонала сдерживало развертывание специальных пунктов.
Одной из лучших красных юрт являлась красная юрта Агинского аймака, преобразованная в 1927 г. в Дом бурятки, под руководством А. Д. Далбаевой.
Во второй половине 20-х годов в сельской местности аймачными и сель (сом) кресткомами создавались кассы взаимопомощи для женщин-матерей. Впервые они были организованы в Аларском и Агинском аймаках [7].
Вопросом раскрепощения местных женщин занимались все культурно-просветительные учреждения. В 1925 г. среди шести демонстрирующих в республике, два их них «Евдокия Рожновская» и «Бабий Лог» были посвящены исключительно женскому быту [8].
В годы первых пятилеток усилилась работа по вовлечению женщин на руководящую работу. Для них в коммунах и артелях создавались курсы председателей правлений и ревизионных комиссий, привлекали коммунарок и на курсы счетоводов и трактористов. Также курсы организовывали различные комитеты республики, например, при Буркаркомземе существовали трехнедельные курсы. После обучения они получали удостоверение, подтверждающие прохождение курсов [10].
Также в рассматриваемый период периодическая печать занимала активное участие в проблеме ликвидации неграмотности женщин, их безработицы. На их страницах публиковались различные объявления, списки новой литературы по уходу за ребенком, о личной гигиене и т. д. В журналах они отражались в библиографии, в газетах на последней странице среди рекламных объявлений. Более интересной формой массовой работы в этом направлении являлась публикация беседы с женщинами-активистками.
Таким образом, ликвидация неграмотности среди женщин республики имело огромное социально-политическое значение, от скорейшего его решения зависел не только культурный уровень населения, но и экономические перспективы нашего государства.
Литература:
- История Бурятии // books.google.ru
- Женщины Советской Бурятии: Сб. воспоминаний. — Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во,1969.- С.32.
- НАРБ. Ф.р. — 251,оп.1,д.9,л.35.
- Очерки истории культуры Бурятии.Т.2. — Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во,1974.- С.254.
- НАРБ. Ф.р. — 251, оп.1,д.17,лл.114–116 об.
- Женщины Советской Бурятии: Сб. воспоминаний. — Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во,1969.- С.30.
- НАРБ. Ф.р. — 251,оп.1,д.21,л.26.
- НАРБ. Ф.р. — 251,оп.1,д.1,л.9.
- НАРБ. Ф.р. — 251,оп.1,д.11,лл.8,10,12, 15.