Освещение деятельности женского общественного движения в советских женских журналах 30-х гг. XX в. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, апрель 2011)

Статья просмотрена: 763 раза

Библиографическое описание:

Смеюха, В. В. Освещение деятельности женского общественного движения в советских женских журналах 30-х гг. XX в. / В. В. Смеюха. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/499/ (дата обращения: 16.01.2025).

Движение жен-общественниц, организованное в 30-е гг. по инициативе партийных структур, было направлено на активизацию трудовой помощи в общественной и производственной сферах. В период, когда основные усилия рабочих масс были сосредоточены на процессах коллективизации и индустриализации, ряд отраслей нуждался в обновлении, наведении порядка, повышении культурных норм. В условиях экономии финансовых ресурсов привлечение бесплатных трудовых резервов к решению обозначенных проблем являлось альтернативным выходом из сложившейся ситуации. Таким образом, движение общественниц имело в своем основании экономическую, политическую и культурную мотивацию. На практике участие женщин в общественном производстве с одной стороны являлось демонстрацией женской эмансипации, с другой - способствовало увеличению профессиональных кадров, в чем была заинтересована молодая республика. Пропаганда производственной деятельности и общественных интересов среди жен-общественниц велась с привлечением прессы. Организация женского движения, его развитие и отражение данных процессов на страницах периодических изданий, в частности женских, привели к расширению проблемно-тематического спектра прессы, типологической трансформации системы советских женских журналов – появился журнал для жен-общественниц, вследствие чего в периодике утвердился новый женский образ – домашней хозяйки-общественницы.

Примечательно, что в данный период домашние хозяйки вместе с вниманием общественности получают и социальное одобрение собственного статуса. Система политических идей, активно развиваемых в 20-е гг., способствовала изменению положения женского населения в социуме и формированию негативного отношения к неработающим женщинам – домашним хозяйкам. Причины неприятия незанятости женщин в трудовом процессе объяснялись теорией советской эмансипации. В Советском Союзе равноправие женщины приобрело, в первую очередь, экономическую значимость, в 1919 г. В.И. Ленин отметил, что «для полного освобождения женщины и для действительного равенства ее с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство и чтобы женщина участвовала в общем производственном труде» [1, с. 201]. На начальном этапе становления советской республики разрабатывались проекты ликвидации семьи как формы социальной общности. Так, А. Коллонтай был написан ряд работ («Новая мораль и рабочий класс» (1919), «Семья и коммунизм» (1920) и др.), в которых доказывалось, что в условиях нового государства будут формироваться новые условия жизни и новая мораль, необходимость в существовании семьи отпадет, а женщина сможет сосредоточиться на интересах коллектива: «Трудовая энергия их идет не целиком на создание новых благ…, а растрачивается непроизводительно на единоличное хозяйство, на обслуживание семьи» [2, с. 7]. Активизация кампании по привлечению женщин в производство, планирование «революции быта» (строительство сети бытового обслуживания) вели к тому, что в среде женского населения стала превалировать четкая классовая градация (работницы, крестьянки (затем колхозницы), политические активистки), наличие домохозяек как социальной группы не признавалось, а само слово «домохозяйка» приобретает негативный оттенок. В 1926 г. был принят Кодекс законов о браке и семье РСФСР, таким образом, юридически признавалось наличие семьи. Однако по-прежнему разрабатывались идеи о ее невостребованности в будущем, предполагалось, что экономический рост государства позволит освободить женщину, как от ведения домашнего хозяйства, так и от воспитания детей: «Мы знаем, что сейчас у государства нет еще достаточно средств и возможностей, чтобы целиком взять на себя выполнение функций общественного воспитания детей… Потому вытекает несколько иное отношение к такой ячейке, которая в наше переходное время все еще сохраняет хозяйственное значение», - писал журнал «Коммуниста» [3, с. 46].

По данным официальной статистики, в 1929 г. женщины составили в числе безработных 43,6% [4]. По сообщению журнала «Работница», в 1930 г. в промышленном производстве было задействовано 29% женщин [5]. Сокращение численности женщин-домохозяек шло медленными темпами. В 1933 г. в стране было организовано движение жен-общественниц за культуру на производстве и в быту. В 1936г. начал издаваться журнал «Общественница» (1936-1941), ежемесячное иллюстрированное издание наркоматов СССР (нефтяной промышленности, угольной, электростанций, цветной металлургии и других отраслей). Основной целью издания стало привлечение неработающих женщин к производственной и общественной деятельности, журнал адресовался женам хозяйственников, инженеров и техников тяжелой промышленности. Как указала редакция в первом номере издания, его задачей являлось предоставление возможности «каждой жене стать общественницей, найти свое достойное место в строительстве социализма» [6, с. 5].

Считается, что основателем движения общественниц был С. Орджоникидзе, публикации на данную тему были размещены в журнале «Общественница» (М. Манаенкова «Вдохновитель движения жен», 1936, №5, Б. М. Папернова «Серго Орджоникидзе и движение общественниц», 1941, № 2). «…все, и я в том числе, отлично знали, что вдохновителем этого замечательнейшего движения среди жен инженерно-технических работников был наш любимый т. Серго», - писала в журнал одна из общественниц [7, с.7].

Основные направления движения были указаны изданием «Общественница»: ликвидация неграмотности, проведение субботников в домах и на предприятиях, контроль сети общественного питания и учебных учреждений, выяснение причин производственного брака и борьба с ним, пропаганда решений партии, стремление к освоению профессий, приобщение общества к искусству (Н. Крупская «Здесь нужна ваша помощь» (1936, №1), А. Семейкин «Как работать с неграмотными» (1936, № 6), Е. Побрежная «О том, что мы сделали» (1936, №1), «Содержание и стиль работы общественниц» (1941, № 1), В.С. Молоков, начальник Главного управления воздушного флота, «Чего мы ждем от общественниц в 1939 году» (1939, № 1), проф. С. Чемоданов «Общественница и музыка» (1936, №1)) и др.).

Женская пресса активно освещала развитие движения общественниц и в то же время формировала основные направления общественной работы домохозяек. Пропаганда движения общественниц в прессе проводилась в посредством публикации теоретических статей, обосновывающих важность движения, круг его задач (например, М. Шабурова «Советы и организация женских трудящихся масс», «Активистки транспорта – новый отряд борцов за социализм. Ко Всесоюзному совещанию жен ИТР железнодорожного транспорта»), знакомства читательской аудитории с выступлениями партийных руководителей, адресованными общественницам (например, «Широко привлечь домохозяек на отчетные собрания по предприятиям» (из выступления тов. Шабуровой), «Год великих побед. Речь товарища К.Е. Ворошилова на Всесоюзном совещании жен командиров и начальствующего состава рабоче-крестьянской Красной армии»); размещения в журналах отчетов о совещаниях общественниц (например, «Совещание жен командиров и начальствующего состава рабоче-крестьянской Красной армии») [8]; публикации писем общественниц (например, в «Работнице» - «Дела уличных комитетов», «Жены рабочих в борьбе за культурную жизнь». В «Общественнице» регулярно выходили сообщения под заголовками «Обмен опытом», «Женщины нашей страны», «Общественницы пишут»); организации соревнований общественниц (в 1935 г. состоялся пробег имени журнала «Работница» («Участницы пробега вызывают на социалистическое соревнование жен начсостава Московского, Ленинградского и Украинского военных округов» (1935, № 18)).

Движение общественниц было рассчитано, в первую очередь, на жен руководящих работников, чей статус, уровень доходов позволял оставаться домашними хозяйками. По их инициативе должно было происходить развитие данного движения, о чем в 1937 г. председатель КЦ союза работников госучреждений СССР С.О. Котляр писал в журнале «Работница»: «движение имеет исключительно важное значение, так как поднимет к активной общественной и культурной работе новые слои трудящихся женщин… Инициатором этого движения на местах обычно выступают жены руководящих работников» [9].

Перечень объектов для деятельности общественниц был многочисленным: «Мы нужны в школе, где учатся дети. Много для нас дела в общежитиях, столовых, клубах, больницах, на курсах и т. д.» [10, с. 3]. Женщины организовывали субботники, проверяли качество питания в заводских, школьных столовых, создавали библиотеки, обеспечивали досуг в детских учреждениях. В письмах в редакции журналов женщины подробно рассказывали о том, как они организовывают общественную деятельность, каких результатов удалось добиться: «К каждому цеху прикреплена бригада, являющаяся помощником начальника цеха по хозяйственной части. В состав таких бригад обязательно входят жена начальника и жены рабочих этого цеха. Члены бригады смотрят за чистотой цеха и рабочих мест и ведут работу по их озеленению… Каждую пятидневку под руководством наших активисток уборщицы и чернорабочие проветривают и убирают цехи, чистят станки. Среди уборщиц организовано соревнование. По нашей инициативе уборщицу Марголину премировали, послав ее двоих детей в лагерь, а уборщица Антипова получила премию - отрез шелка на платье» [11, с. 4].

Пресса сообщала об общественной работе женщин в различных профессиональных сферах, широта движения общественниц показывалось, путем выявления новых областей для их деятельности. Проводились масштабные акции, в которых женщины показывали не только свои организаторские способности, но и силу, выносливость («В недалеком прошлом незаметные домашние хозяйки, они берутся за руль мотоцикла и совершают первый в истории женского спорта трудный мотопробег. На Всесоюзном совещании жен инженерно-технических работников мы дали обещание устроить пробег с целью проверки качества машин, выпускаемых нашим заводом. Проект великой Сталинской конституции зажег в нас желание доказать пробегом, что женщина действительно равноценна мужчине и вполне овладела машиной и техникой» [11, с. 4], «25 июля закончился большой восьмисоткилометровый пробег жен начсостава ЛВО по маршруту Ленинград-Псков-Ленинград. По пути жены командиров обследовали столовые, ясли и красные уголки в лагерях» [12, с. 31]).

Вовлечение домохозяек непосредственно в производственную деятельность – одно из направлений движения общественниц усиленно пропагандировалось женскими журналами. Издания сообщали и о необычных примерах профессиональной деятельности бывших домохозяек, что представлялось как очередной этап эмансипации женщины. Например, в материале «Шире использовать женские резервы» автор М. Шабурова писала: «В Мариуполе домашние хозяйки овладевают искусством варки стали, плавки чугуна и другими специальностями. Задача партийных, профсоюзных организаций состоит в том, чтобы смело и решительно ломать косность во взглядах на женский труд. Перечень работ, на которые женщины не допускались по инструкции, на сегодняшний день устарел» [13, с. 7-8].

В процессе освещения деятельности движения жен-общественниц шло формирование образа женщины-жены. В нем объединялись такие обязательные характеристики, как материнство, забота о муже, ведение домашнего хозяйства и участие в общественной жизни. Примечательным в данном случае является публикация, размещенная в «Общественнице» (1936, № 1), о жене авиаконструктора А. А. Туполева. Статья интересна тем, что она не только показывает популярный образ женщины-домашней хозяйки-активистки (Ю. Туполева – мать двоих детей, одновременно она личный секретарь мужа, переводчик и выполняет общественную нагрузку – является председателем Совета жен ЦАГИ), но и передает отношение зарубежной аудитории к советской домашней хозяйке: «Откуда у вас, советских женщин берется столько силы, чтобы вести домашнее хозяйство, быть матерью, женой и еще вести общественную работу? – спросил меня как-то один иностранец…. Откуда берутся у меня время и силы? Из двух источников: радости труда и любви к своей родине» [14, с. 11].

Структура журнала «Общественница» была рассчитана на интересы женщины-домашней хозяйки. Издание включало два тематических блока. Первый - для женщин-общественниц - состоял из агитационно-пропагандистских статей политико-экономической направленности, материалов о внешнеполитической жизни (рубрика «За рубежом»), писем о деятельности общественниц («Обмен опытом», «Женщины нашей страны», «Общественницы пишут»), портретных очерков соотечественниц («Женщины нашей страны») и исторических очерков («Жизнь замечательных женщин»), материалов о производственных буднях страны, рекомендуемой литературы для чтения («Что читать»), рецензий («Литература и искусство»). Во второй входили публикации о ведении домашнего хозяйства, оформлении интерьера, об уходе за внешностью, о моде и рукоделии, медицинские и кулинарные советы (рубрика «Наша консультация»), статьи о воспитании детей («Семья и школа»), детские рассказы и стихотворения («Мама почитай», «Детская страничка»).

Итак, движение жен-общественниц 30-х гг. ХХ в. широко освещалось массовой прессой, в частности, женскими журналами, что имело следующие результаты: происходила популяризация движения, формировались его основные задачи и направления, доказывалась состоятельность эмансипации советской женщины, увеличивалась численность женских профессиональных кадров, тиражировался образ жены-общественницы. Следовательно, периодика выступила в качестве канала, позволившего не только информировать о деятельности движения, но и организовывать его.


Литература:
  1. Ленин В. И. О задачах женского рабочего движения в советской республике// Полн. собр. соч.. Изд-е 50-е. Т. 39. – М., 1963. – Т. 39. – С. 201.

  2. Коллонтай А. Производство и быт // Коммунистка. – 1921. – № 10-11. – С. 7.

  3. Смидович С. О новом кодексе законов о браке и семье // Коммунистка. – 1926. – № 1. – С. 46.

  4. Постановление ЦК ВКП (б) о росте кадров рабочего класса, состоянии безработицы и мероприятий к ее ослаблению. 5 декабря 1929 г. // КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – Т. 5. – 1929-1932. – М. 1984.

  5. Работу среди женщин – на высшую ступень. (Из выступления тов. Артюхтной на пленуме МК ВКП (б) // Работница. – 1930. – № 5. – С. 5.

  6. От редакции // Общественница. – 1936. – №1. – С. 5.

  7. Манаенкова М. Вдохновитель движения жен //Общественница. – 1936. – №5. – С. 7.

  8. Работница. – 1934. – №№16, 32-33; 1937. – №№ 1, № 11.

  9. Работница. – 1937. – № 13. – С. 5.

10. Обращение Всесоюзного совещания жен хозяйственников и инженерно-технических работников тяжелой промышленности ко всем женам хозяйственников и инженерно-технических работников СССР // Общественница. – 1936. – № 1. – С. 3-4.

11. Обмен опытом // Общественница. – 1936. – № 2. – С. 4.

12. Восьмисоткилометровый переход на конях // Общественница. – 1936. – №1. – С. 31.

13. Шабурова М. Шире использовать женские резервы // Работница. – 1939. – № 28. – С. 7-8.

14. Источник сил // Общественница. – 1936. – № 1. – С. 11.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, домашнее хозяйство, Общественница, движение жен-общественниц, движение общественниц, журнал, женское население, общественная деятельность, производственная деятельность, рабоче-крестьянская Красная армия.

Похожие статьи

Влияние естественных наук на развитие отечественной педагогической науки в конце ХIX — начале ХХ вв.

Осмысление феномена мещанства в русской культуре XIX — нач. XX вв.

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века

Социокультурная характеристика преподавательниц женских учебных заведений г. Иркутска первой половины XIX – начала XX в.

Изучение религии древнего Египта в отечественной исторической науке кон. ХIХ – нач. ХХ вв.

К вопросу об изучении истории сельской общины в отечественной медиевистике 20–30-х гг. ХХ в.

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

«Очерки народного самоуправления» А. В. Карпова в народнической литературе 1870-х гг.

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Особенности исследования религиозного синкретизма древнего Египта в отечественной исторической науке в нач. ХХ в.

Похожие статьи

Влияние естественных наук на развитие отечественной педагогической науки в конце ХIX — начале ХХ вв.

Осмысление феномена мещанства в русской культуре XIX — нач. XX вв.

Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века

Социокультурная характеристика преподавательниц женских учебных заведений г. Иркутска первой половины XIX – начала XX в.

Изучение религии древнего Египта в отечественной исторической науке кон. ХIХ – нач. ХХ вв.

К вопросу об изучении истории сельской общины в отечественной медиевистике 20–30-х гг. ХХ в.

Историография становления библиографического дела в Узбекистане (конец XIX — середина XX в.)

«Очерки народного самоуправления» А. В. Карпова в народнической литературе 1870-х гг.

Правовое положение и деятельность новгородской адвокатуры в 1980 гг. ХХ века

Особенности исследования религиозного синкретизма древнего Египта в отечественной исторической науке в нач. ХХ в.