Развитие системы образования Яшкинского района Кемеровской области в 1920–30-е гг.
Автор: Назаренко Татьяна Геннадьевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 06.12.2018
Статья просмотрена: 176 раз
Библиографическое описание:
Назаренко, Т. Г. Развитие системы образования Яшкинского района Кемеровской области в 1920–30-е гг. / Т. Г. Назаренко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14666/ (дата обращения: 16.11.2024).
На протяжении истории человечества образование выполняет социальный заказ, через школу осуществляется подготовка человека к жизни, соответственно с потребностями существующего общества.
Образование всегда находилось под бдительным надзором государства и общества, начиная от передачи элементарных навыков, передаваемых из поколения в поколение, без которых человек не мог быть полноправным и полезным членом общины, наши предки беспокоились о практической стороне приобретенных знаний. С течением времени изменялся и сам характер образования — от первостепенного богословия к преобладанию естественнонаучных и математических дисциплин, от абстрактных теоретических знаний к прикладным практическим умениям. Вследствие этого возникла проблема связи школы с жизнью.
Соответственно, необходима адаптация к действующим в современном мире механизмам. Президент Российской Федерации В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 2004 года заявил — «Хочу подчеркнуть: российское образование занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества недопустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования…» [8].
Следовательно, правительство считает необходимым усилить практическую направленность образования.
Существующая система образования закладывает в программу изучения теоретические основы экономики, физики, химии и т. д. Но этих знаний, безусловно, не достаточно для успешного существования в современном обществе. Необходимо через личный опыт и собственную практическую деятельность познать, как функционирует общество.
Попробуем обратиться к опыту прошлых лет, к годам, когда по всей стране возникали школы, ставившие своей первоочередной задачей — задачу теоретической и практической подготовки учащихся к взрослой жизни в условиях индустриализации и строительства социалистического общества, провозглашенных в РСФСР в 1920–1930-е годы.
«Рассматривая строительство коммунистического общества как двуединый процесс создания материально-технической базы коммунизма и формирования нового человека, партия в своей Программе намечает широкую систему мер в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры» [4].
До революции культурная жизнь поселка Яшкино и Яшкинского района была на низком уровне. Свободное время народ проводил, кто как мог. По воскресеньям посещали церковь или кабачки. Молодежь собиралась на посиделки или вечерки, там играли в карты, плясали под гармонь, пили спиртное.
После победы Октябрьской революции в Яшкино и в селах Яшкинского район — Поломошном, Паче, Литвинове, Таловке коммунисты с помощью комсомольцев стали создавать Народные дома. С приходом А. В. Колчака они повсеместно закрылись, но после изгнания из Сибири белогвардейцев эти очаги культурной жизни были вновь восстановлены. В них проводилась значительная культурно-просветительская работа.
Годы первых пятилеток были годами решающих успехов в культурной революции. В 1923 году образовалось Всесоюзное добровольческое общество «Долой безграмотность». Его Председателем стал М. И. Калинин. Общество «Долой безграмотность» образовалось и в поселке Яшкино. Его председателем стал учитель Лука Константинович Сыстеров, секретарем — А. И. Попова. Вокруг этого общества объединилась немногочисленная интеллигенция поселка, которая проводила работу по ликвидации безграмотности и малограмотности. Работы было много, т. к. в большинстве своем население поселка было неграмотным. Об этом говорит такой факт. В день зарплаты у кассы цементного завода сначала получали деньги грамотные, те, кто мог расписаться, а потом грамотные пристраивались к безграмотным, чтобы помочь им расписаться.
В селах дела обстояли еще хуже. Более 90 % сельского населения было безграмотным. В 1924 г. в парторганизациях района 60 % коммунистов были неграмотными, из 314 сельских депутатов 46 % имели низшее (начальное) образование, 35 — самоучки и малограмотные, 19 % — неграмотных [7].
Члены общества «Долой безграмотность» организовали несколько ликбезов. Один из них был при школе № 2, руководил которыми Л. К. Сыстеров. Вскоре он был преобразован в школу повышенного типа. Второй ликбез был открыт на заводе. Им руководила студентка Томского педагогического училища Гавриленко (имя и отчество не найдены). Ликбезы работали в Осиновке и Нахаловке, теперь улицы Чапаевская, Вольская, Железнодорожная поселка Яшкино.
Из воспоминаний о школьных годах А. А. Найденко, бывшего мастера цеха цемзавода, кавалера ордена «Знак Почета»: «Взрослые учились вечерами после трудового дня. В остальное время к ним приходили пионеры: пятиклассники, семиклассники, они по мере своих сил помогали справиться с домашними заданиями. Таких пионеров называли культармейцами. Ликвидацией безграмотности мы занимались первую пятилетку. Пионеры распространяли художественную литературу. Рабочие завода, к которым мы приходили, охотно покупали книги…»
Трудности испытывали большие. Не хватало букварей, бумаги, карандашей, плохо было с освещением. Но, несмотря на это, к концу 30-х годов население поселка в основном стало грамотным.
В 2018 году школе № 2 исполняется 106 лет. Фактически вторая школа — ровесница поселка Яшкино, именно с ней связано становление системы образования Яшкинского района.
Наиболее достоверными данными является то, что школа располагалась в деревянном здании в районе нынешнего автовокзала. В 1920 году это была трехлетняя школа. Созданная в царской России школа не отвечала требованиям Советского государства, поэтому за короткий период времени она претерпевает изменения.
Еще в 1917 г. вышла брошюра «Материалы по пересмотру партийной программы» под редакцией и с предисловием В. И. Ленина. Проект измененной Программы в части, относящейся к народному образованию (составленной Н. К. Крупской), предусматривал:
14. Бесплатное и обязательное общее и политехническое (знакомящее в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образование для всех детей обоего пола до 16 лет; тесную связь обучения с детским общественно-производительным трудом.
Пункт 14 говорил не об общем и профессиональном, а об общем и политехническом образовании, о связи обучения с детским общественно-полезным трудом. Н. К. Крупская обосновала такую замену тем, что цель школы — подготовка не узких специалистов, а людей, способных ко всякого рода труду [4].
В 1924 году школа № 2 п. Яшкино стала семилетней, появились новые предметы, приглашались новые учителя. Школа готовила кадры для завода и, должна была соответствовать возложенной на нее миссии. В ней обучалось всего 155 учеников. В 1927 году были построены два деревянных двухэтажных здания.
В 1928 году в школе по велению времени и для организованности детского коллектива, воспитанию коллективизма и формирования сознания юного ленинца создана пионерская организация. Первым пионером стал Благовидов Костя, а пионервожатым — Багаев Николай [2].
В 1930 году в поселке обучалось уже 900 учеников.
В сельской местности после революции не было ни одной школы. А уже в 1924 году работало 10 школ. К 1937 г. в районе начальные школы были во всех населенных пунктах, а в больших селах, таких как Пача, Поломошное, Пашково, Тутальская, Таловка, были открыты семилетние школы. Школы располагались в новых добротных зданиях.
В 1938 г. школа № 2 из семилетней была преобразована в десятилетнюю.
В 1939 г. было построено одноэтажное кирпичное здание школы № 1.
Таким образом, в 20-е гг. прошлого века образование поселка было представлено одной школой, которая быстро менялась по велению времени, став из трехлетней семилетней, а затем и десятилетней школой, переехав в более современное учебное здание. Была создана организация пионеров-ленинцев — юных строителей социализма. Так как образование стало неотъемлемой частью строительства нового социалистического государства, уже к концу 1930-х гг. стены единственной школы не могли вместить всех учеников поселка, поэтому воздвигается новое учебное заведение, ставшее Яшкинской школой № 1.
Школа вне времени и политики остается проводником во взрослую жизнь, подготовкой к получению профессии, к труду; является очагом культуры. Именно эти задачи решались образовательными учреждениями поселка и района в эпоху становления Советского общества.
Трудности строительства нового Советского государства, затруднения в жизни и быте населения в условиях сложившейся обстановки после гражданской войны, вынуждали общество искать пути наилучшей приспосабливаемости к существующему положению и наиболее эффективной подготовки строителей социализма.
Индустриализация страны ставила основную задачу поднять обороноспособность, перевооружить все отрасли народного хозяйства на основе современной техники. Для решения этой задачи необходимы были квалифицированные кадры.
С этой целью в 30-е гг. для повышения образования рабочих создано отделение Тайгинского рабочего факультета.
В 1929–1930 гг. в поселке при цементном заводе организуется школа ФЗУ (фабрично-заводская учеба). Специалистов с высшим образованием насчитывалось единицы. В 1924 г. из района были направлены на учебу в ВУЗы четыре человека по одному на педагогический, медицинский, строительный и политехнический факультеты.
Трудно доставалось учение на курсах по освоению тракторов и комбайнов деревенским парням с плохой грамотой. Но они, преодолевая трудности, осваивали первую технику в создающихся МТС. К концу 20-х гг. район обслуживало 15 доморощенных специалистов — агрономов и зоотехников со средним образованием.
К концу 30-х годов увеличились и улучшились кадры механизаторов. К этому времени уже было 53 бригадира тракторных бригад, 389 трактористов, из них 52 женщины. 93 комбайнера и 31 водитель.
Воспитание представляет собой специфическое общественное явление. Его основная задача — подготовка подрастающих поколений к участию в производственной и общественной жизни. Общество, ни при каких обстоятельствах не может отказаться от воспитания молодого поколения, так или иначе оно обречено на вырождение и гибель. Таким образом, осуществляется ли воспитание в семье или специально организованных воспитательных учреждениях, протекает стихийно или целенаправленно, оно всегда является необходимым элементом жизнедеятельности общества и его развития.
Таким образом, и система образования обладала воспитывающим воздействием на общество, необходимым для самого общества и страны, т. к. она несла не только теоретический, но и жизненно-практический опыт, который нельзя было переоценить.
Учеба в «ликбезах» без отрыва от производства давала возможность населению получать навыки счета и письма, становясь полноценными членами общества, повышать свой профессионализм, включаться в полезные общественно значимые дела, что благотворно влияло на формирование их гражданских чувств.
Рабочий факультет и фабрично-заводская учеба весьма удачно осуществляющие и развивающие свою деятельность, являются наглядным примером решения одной их основных проблем индустриализации — нехватки квалифицированных специалистов.
Система образования, призванная решить первоочередные задачи страны, через организацию «ликбезов», расширение сети школ, создание основ профессионального образования, разрешила наиважнейшую задачу образования — максимально приближая образование к жизни, к труду, к строительству Советского государства. Общество, нуждавшееся в разносторонне развитых людях и квалифицированных специалистах, выдвигало соответствующие требования и к образованию, не случайно, при этом, отстаивался принцип политехнической школы.
Рис. 1. Здание школы № 2 п. Яшкино (постройка 1927 г.).
Рис. 2. Первая линейка в новом здании школы № 2. 1967г.
Рис. 3. Ученики 8 «а» класса Яшкинской средней школы. Июнь 1938г.
Литература:
- Большая иллюстрированная энциклопедия, в 20 томах. Тт. 13–15. М., Вентана-граф, 2001.
- История школы № 2. Из материалов школьного музея.
- История школы.// Яшкино, № 168, 2008.
- Каиров, И. А. Реформа советской школы — претворение идей В. И. Ленина. / В. И. Ленин о культуре и народном образовании, М., 1961.
- Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее. Кемеровское книжное издательство. 1978.
- Кузнецова, Л. Д. Из истории просвещения Сибири./ Историко-краеведческий альманах «Разыскания». Сост. Сорокин М. Е. Кемеровское книжное издательство, 1992.
- Микриков, В. Ф. Страницы истории Яшкинского района// Путь Ленина, № № 64–106.
- Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. // Российская Газета. 27 мая 2004, № 109.
- Сибирь. Образование.XXI век: Тезисы региональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию просвещения Сибири, 20–21 августа 2002 г./ Ред. Кол. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткина, Т. А. Фральцова и др./ Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002.
- Федоров, С. В. История России. XIX — начало XX в. М., Олма-пресс, 2002.
- Юрцовский, Н. С. Очерки по истории Просвещения в Сибири. Ново-Николаевск, 1923.