Учреждения народного образования уездного города Валуйки второй половины XIX — начала XX века | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №8 (60) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.07.2022

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Коноваленко, Д. В. Учреждения народного образования уездного города Валуйки второй половины XIX — начала XX века / Д. В. Коноваленко, В. Г. Гашкова, Е. А. Коноваленко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 8 (60). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/young/archive/60/3184/ (дата обращения: 16.12.2024).



В своей статье авторы рассмотрели становление системы народного образования, состоящей из всех ступеней обучения уездного города Валуйки второй половины XIX — начала XX века.

Ключевые слова: образование, дошкольное учреждение, начальная школа, общеобразовательная школа второй ступени, учебное заведение среднего типа, земство.

В настоящее время одним из приоритетных направлений социальной политики государства является образование. Это далеко не новое явление, так как одним из положительных примеров реформирования системы образования является реформа системы местного самоуправления периода Александра II, которая позволила поставить на хорошую основу систему образования в России, в том числе и в городе Валуйки.

Именно благодаря органам местного самоуправления произошла положительная динамика в формировании социокультурного потенциала уездного города Валуйки. Поэтому в настоящее время особенно необходимо исследовать образовательные учреждения, которые непосредственно составляли систему образования уездного города Валуйки.

До реформ 60–70-х гг. XIX века строилось на основе актов 1775–1785 гг. и включало в себя два звена: коронную администрацию (губернские и уездные учреждения) и органы сословного (дворянского и городского) самоуправления. В 1837 г. появилась новая административно — территориальная единица — стан.

Во второй половине XIX века Валуйки являлись уездным городом Воронежской губернии. Жизнь в Валуйках считали необыкновенно застойной.

Согласно реформам Александра II, большое внимание уделено системе образования.

Школа была общественным институтом, способным через систему общих и специальных знаний влиять на положительную динамику роста общей культуры населения уездного города. В уездном городе Валуйки второй половины XIX — начала XX вв. общее образование было представлено следующими типами учебных заведений:

1) дошкольное учреждение;

2) начальная школа;

3) общеобразовательная школа второй ступени;

4) учебное заведение среднего типа.

В особую группу следует выделить учебные заведения православной Церкви: воскресные и церковно-приходские школы.

Учреждения дошкольного образования являлись первым звеном в системе начального образования населения уездного города. 1912 году в Валуйках был открыт первый детский сад. Заведующей Валуйским детским садом была назначена Л. О. Петцель, которая до этого заведовала детским садом при Петербургском женском педагогическом институте. В кадровый состав входили: учителя ремесленного дела, две воспитательницы («фребелички») и прислуга. Постоянного списка учащихся не было, он менялся в зависимости от времени года и даже времени суток. Летом 1912 года сад посещало 748 детей: из них 428 дошкольников 4–8 лет и 320 школьников. До середины августа утром было 250–350 детей, а вечером — 300–450 детей. Дети школьного возраста были поделены на группы и осваивали навыки столярного, корзиночного, башмачного и белошвейного ремесел.

Таким образом, уездный город Валуйки, имел в своем распоряжении учебные заведения дошкольного типа, что позволяло закладывать основы культуры еще в дошкольном возрасте, и создавало предпосылки для формирования у молодого поколения устойчивого интереса к знаниям в дальнейшем.

По мнению русского педагога Н. Корфа «… Земство, в лице лучших своих представителей проводило принцип, по которому образование должно быть естественным, то есть общедоступным, удовлетворяющим потребности населения» [3]. Этого принципа земство придерживалось при создании основ начальной школы в России, что регулировалось «Положением о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 года, которое изменило систему руководства начальным образованием. Согласно Положению школа была передана в ведение уездных и губернских училищных советов, во всех учебных заведениях страны появились одинаковые программы обучения в школах и были определены 5 образовательных предметов: Закон Божий, церковное пение, чтение по книгам церковной и гражданской печати, арифметика и чистописание. Кроме того, школа стала всесословной. Земства, земские лица и сельские общества, согласно утвержденному документу, получили право на открытие общеобразовательных учебных заведений.

В начале XX века Валуйским уездным земством в Панской слободе была построена Панская начальная школа, на Пушкарке — Пушкарская начальная школа, Монастырская начальная школа, а так же Базовая начальная школа [2]. В 1910 году в Ямской слободе была построена Ямская начальная школа. Первой заведующей школы была Браилова Татьяна Ивановна — выпускница Валуйской женской Мариинской гимназии, дочь кухарки. Поступить в гимназию ей помог местный меценат, заводчик Иванов. Будучи заведующей, она жила в домике при школе и получала жалованье 30 рублей золотом [4]. В 1906 году в школах уездного города Валуйки работало всего 207 педагогов, из них:4 законоучителя (священников, преподававших Закон Божий); учительниц- 99 человек; учителей — 44 человека.

В начале XX-го века в России появился новый тип учебного заведения — высшие начальные училища. Согласно «Положению о высших начальных училищах с четырехгодичным сроком обучения», изданному 25 июня 1912 года, в училища принимали детей всех сословий 10–13 лет, прошедших курс не ниже одноклассного начального училища Министерства народного Просвещения или соответствующих школ других ведомств. В 1912 году многие земства начали открывать школы повышенного типа, рассматривая это уже не как опыт, а как необходимое условие правильной постановки школьного дела [6]. В 1913 году в Валуйском земстве было открыто Высшее начальное училище. О приемных экзаменах в это учебное заведение сообщалось на страницах Валуйского Земского Листка (рис. 1).

Валуйский Земский Листок № 373

Рис. 1. Валуйский Земский Листок № 373

Кроме начального образования в уездном городе Валуйки были и средние учебные заведения — это женская и мужская прогимназии, которые впоследствии стали полноценными гимназиями. В 1867 году в одноэтажном здании появилась Женская Мариинская прогимназия, которая начала свою деятельность с 4 классов, а в 1893 года в ней стало уже 5 классов.

Несмотря на то, что занятия в гимназии были платные, желающих учиться было много, и к концу девятнадцатого столетия помещение прогимназии уже не могло вместить всех, те более, что в 1907–1908 прогимназию преобразовали в гимназию. Строительство нового здания продолжалось 2 года и закончилось в 1914 году. В гимназию принимались девочки 12–13 лет. Обучение начиналось с подготовительного класса и продолжалось 7 лет. В перечень обязательных предметов входили: Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, словесность, математика, всеобщая и русская география, естественная, всеобщая и русская история, физика, математическая и физическая география.

Кроме того, девочек обучали рукоделию и некоторым другим необязательным предметам.

Таким образом, на территории Валуйского уезда, непосредственно земствами, была сформирована система народного образования, состоящая из всех ступеней обучения, которая позволила повысить интеллектуальный уровень населения уездного города.

Литература:

  1. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 9. -368С.
  2. Старченко Г. И. Курс лекций по теме «Земство и система общего и профессионального образования на Юге Черноземья», Белгород.2000
  3. Сухоруков М. Валуйки — форпост Отечества, — Белгород: Облтипография, 1999.-47С.
  4. Сухоруков М. По старому городу не спеша//Звезда.1993 от 10 сентября. С.3
  5. Щербаченко В. И. Графиня Панина из Валуйского уезда // Звезда 1996 № 73 С.З
  6. Щербаченко В. И. Валуйское образование//Звезда.1994.№ 1 С.3


Ключевые слова

образование, начальная школа, земство, дошкольное учреждение, общеобразовательная школа второй ступени, учебное заведение среднего типа

Похожие статьи

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Дан краткий обзор основных этапов создания системы народного образования в России в XVIII — XIX веках. Конкретные количественные характеристики проанализированы для Архангельской губернии. Показано, что реальный перелом в создании системы училищ для ...

Церковно-приходские школы города Нахичевани-на-Дону во второй половине XIX века

Автор статьи исследует процесс борьбы с безграмотностью армянского населения, проживавшего в городе Нахичевань-на-Дону в конце XIX в. Описываются церковно-приходские школы и школы смешанного типа.

Церковные школы Боровского уезда Калужской губернии в конце XIX века

Авторы данной статьи провели анализ состояния церковных школ Боровского уезда на основе отчета Калужской епархии за 1891/1892 учебный год. В публикации будут приведены сведения об открывшихся и закрывшихся церковных школах, о состоянии школьных помещ...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX — начала XX веков

В статье рассмотрены особенности учебного процесса второклассных церковных школ на примерах в населенных пунктах Алтая конца XIX — начала XX веков, а также показана их роль в развитии сельской культуры.

Развитие земской медицины в Российской империи в пореформенный период

В данной статье рассматривается процесс становления и развития земской медицины в Российской империи, ее структура и влияние на создание советской системы здравоохранения.

Дополнительное образование в детском саду

В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.

Промыслы села Озерецкого в конце XIX — начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению крестьянских промыслов села Озерецкого Московского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает этапы развития и причины упадка.

Характеристика субъектов воспитательной системы отечественной гимназии в контексте взаимодействия с классными наставниками (вторая половина ХIХ — начало ХХ века)

В статье представлен анализ взаимодействия классных наставников с другими субъектами воспитательной системы гимназии в дореволюционный период: гимназистами и их родителями, гимназическими преподавателями, администрацией, церковью.

Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами общеобразовательной организации

В статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы платных\дополнительных образовательных услуг, и пути их решения. Приводится анализ си-стемы дополнительного образования детей г. Владивостока, показываются особенности дополнительного образ...

Соотношение тенденций развития мещанского землевладения в Курской и Воронежской губерниях с общероссийскими в 1870-х гг.

В статье рассматриваются вопросы мещанского землевладения в пореформенный период, а также ключевые тенденции его развития на примере конкретных территорий (Курская и Воронежская губернии).

Похожие статьи

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Дан краткий обзор основных этапов создания системы народного образования в России в XVIII — XIX веках. Конкретные количественные характеристики проанализированы для Архангельской губернии. Показано, что реальный перелом в создании системы училищ для ...

Церковно-приходские школы города Нахичевани-на-Дону во второй половине XIX века

Автор статьи исследует процесс борьбы с безграмотностью армянского населения, проживавшего в городе Нахичевань-на-Дону в конце XIX в. Описываются церковно-приходские школы и школы смешанного типа.

Церковные школы Боровского уезда Калужской губернии в конце XIX века

Авторы данной статьи провели анализ состояния церковных школ Боровского уезда на основе отчета Калужской епархии за 1891/1892 учебный год. В публикации будут приведены сведения об открывшихся и закрывшихся церковных школах, о состоянии школьных помещ...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX — начала XX веков

В статье рассмотрены особенности учебного процесса второклассных церковных школ на примерах в населенных пунктах Алтая конца XIX — начала XX веков, а также показана их роль в развитии сельской культуры.

Развитие земской медицины в Российской империи в пореформенный период

В данной статье рассматривается процесс становления и развития земской медицины в Российской империи, ее структура и влияние на создание советской системы здравоохранения.

Дополнительное образование в детском саду

В статье авторы представляют опыт работы по реализации образовательной программы дополнительного образования научно-технической направленности.

Промыслы села Озерецкого в конце XIX — начале XX вв.

Данная статья посвящена рассмотрению крестьянских промыслов села Озерецкого Московского уезда. Автор раскрывает причины возникновения промыслов, рассматривает этапы развития и причины упадка.

Характеристика субъектов воспитательной системы отечественной гимназии в контексте взаимодействия с классными наставниками (вторая половина ХIХ — начало ХХ века)

В статье представлен анализ взаимодействия классных наставников с другими субъектами воспитательной системы гимназии в дореволюционный период: гимназистами и их родителями, гимназическими преподавателями, администрацией, церковью.

Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами общеобразовательной организации

В статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы платных\дополнительных образовательных услуг, и пути их решения. Приводится анализ си-стемы дополнительного образования детей г. Владивостока, показываются особенности дополнительного образ...

Соотношение тенденций развития мещанского землевладения в Курской и Воронежской губерниях с общероссийскими в 1870-х гг.

В статье рассматриваются вопросы мещанского землевладения в пореформенный период, а также ключевые тенденции его развития на примере конкретных территорий (Курская и Воронежская губернии).

Задать вопрос