Программа «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 10.11.2014

Статья просмотрена: 672 раза

Библиографическое описание:

Костина, И. О. Программа «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок» / И. О. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 562-565. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13538/ (дата обращения: 16.12.2024).

Целевая аудитория: Программа рассчитана на обучающихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости 3-а класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, которых характеризуют:

-          недоразвитие основных познавательных процессов (память, речь, внимание и др.);

-          косность, инертность и тугоподвижность мышления;

-          несформированность эмоционально-волевой сферы;

-          неумение общаться со взрослым и сверстниками;

-          неумение играть в коллективе;

-          значительные нарушения (отсутствие) речи;

-          неумение переносить свои знания и умения в новые условия.

Цель программы: формировать коммуникативные навыки у обучающихся через инсценировку русской народной сказки «Теремок».

Задачи:

Образовательные:

-          Формировать умения слушать художественное произведение.

-          Формировать умения инсценировать сказку.

-          Закрепить знания сказки.

Коррекционно-развивающие:

-          Активизировать пассивный и активный словарный запас.

-          Развивать умение отвечать на вопросы по произведению.

-          Развивать внимание, мышление, память.

-          Развивать координацию движений.

-          Развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы личности ребенка.

Воспитательные:

-          Воспитывать умения играть в коллективе и помогать друг другу.

-          Воспитывать любовь и уважение к сказкам.

Технологии:

-          личностно-ориентированные,

-          здоровьесберегающие,

-          коррекционно-развивающие.


Содержание программы «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок»

 

Этапы

Задачи

Оборудование

Содержание

Деятельность участников процесса

Формируемые знания, умения, навыки

Установочный (1 час)

1.Создание комфортной среды.

2. Установить доброжелательные отношения между всеми участниками игрового процесса.

Магнитофон, музыкальное сопровождение.

Игра «Давайте поздороваемся».

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Потанцуем».

Обучающиеся и педагог стоят по кругу, взявшись за руки. Каждый называет своё имя и здоровается (не говорящие дети кивают головой).

Обучающиеся и педагог встают в пары и под весёлую музыку кружатся в парах.

Умения слушать педагога.

Умения играть вместе.

Умение эмоционально реагировать на предложенные ситуации.

Диагностический (2 часа)

1.Уточнить знания и умения детей.

2. Разработка игрового процесса.

Компьютер, интерактивная доска, картинки с животными, мультфильм, раскраски с животными.

Просмотр мультфильма «Теремок».

Игра «Кто как кричит и двигается».

 

 

 

 

Раскрашивание животных.

Смотрят мультфильм.

Называют животное и вместе с педагогом имитируют голос и движения животных.

Раскрашивание картинок.

Знания сказки.

 

Знания животных и их повадок и имитация голоса.

 

 

 

Творческие навыки.

Поддерживающий (2 часа)

1. Упрочнение знаний и умений каждого участника игрового процесса.

2. Совершенствование творческих способностей участников игрового процесса.

 

Раскраски.

Настольный театр «Теремок».

Песочница и атрибуты к сказке.

Рассматривание раскрашенных картинок к сказке.

Педагог рассказывает сказку с использованием настольного театра.

Беседа по сказке.

Отбор атрибутов и персонажей сказки.

Инсценировка сказки с использованием песочницы.

Называют животных.

 

Слушают и смотрят сказку.

 

Отвечают на вопросы педагога по сказке.

Учатся играть в песочнице.

Знания сказки.

Знания животных сказки.

Умения слушать педагога.

 

 

 

 

Умения совершать совместные действия.

Коррекционно-развивающий (3 часа)

1. Формирование коммуникативных навыков у детей.

2. Расширение информационного опыта.

3. Закрепить знания сказки.

4. Активизировать словарный запас.

5. Формировать умения рассказывать сказку.

Песочница, атрибуты к сказке.

Отбор атрибутов и персонажей сказки.

Цикл игр в песочнице.

 

 

Организация игрового процесса в песочнице.

Проигрывание на песке сказки.

Совместные игры педагога и детей.

Знания сказки.

 

Умения инсценировать сказку.

Умения играть всем вместе.

 

Диагностический (1 час)

Выявление изменений знаний, умений, навыков участников игрового процесса, закрепление изученного.

Выявление изменений в коммуникативном развитии детей.

Компьютер, интерактивная доска, мультфильм, песочница, теремок, игрушки-животные к сказке «Теремок», деревья и кусты.

Просмотр мультфильма «Теремок».

Игра «Кого не стало?»

Просмотр мультфильма.

Организация и проведение дидактической игры.

Умение рассказывать сказку.

Умение называть животных.

Умение видеть и называть (показывать) изменения во время игры.

Интеграционный (2 часа)

Закрепление в игровой практике полученного опыта. Формировать умения использовать полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни.

Эмблемы с героями сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, теремок-декорация.

Игра «Иголка и нитка».

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка сказки «Теремок».

Выбирается ведущий — «иголочка». Под музыку ведущий идёт по классу, а остальные «ниточка» идут за ним.

Рассматривание эмблем с животными сказки и уточнение повадок каждого животного.

Распределение ролей.

Инсценировка сказки.

Умение играть всем вместе.

Умения слушать и слышать педагога.

Умения выполнять правила игры.

 

 

Умения действовать согласно роли.

Умения помогать друг другу.

Результирующий (1 час)

Подведение итогов игрового цикла.

 

Беседа по сказке.

Выбор дальнейших игр.

Рассказ о том, во что играли.

Понравилось?

В какую сказку ещё хотите поиграть?

Эмоциональная сфера.

Желание играть в коллективе.


Пример занятия коррекционно-развивающего этапа

Оборудование: песочница, теремок, игрушки-животные к сказке «Теремок», деревья и кусты.

Ритуал входа.

Содержание работы

Деятельность детей и педагога

Примечание

Игра «Давайте поздороваемся».

Дети и педагог стоят по кругу, взявшись за руки. Каждый называет своё имя и здоровается.

Не говорящие дети кивают головой.

Игра «Потанцуем».

Дети и педагог встают в пары и под весёлую музыку кружатся в парах.

 

 

Повторение и укрепление предыдущего игрового опыта.

Содержание работы

Деятельность детей и педагога

Примечание

Загадка:

 

 

 

 

Вспомнить сказку.

 

 

 

 

Отбор атрибутов к сказке.

«На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик?»

Дети: «Теремок».

Педагог: «Молодцы. Давайте вспомним, какие животные жили в теремке?»

Дети: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.

Дети выбирают необходимые атрибуты к сказке.

 

 

Расширение игрового опыта.

Содержание работы.

Деятельность детей и педагога

Примечание

Настрой на игру.

 

 

 

 

Выбор животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра в песочнице.

«Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по сказке «Теремок». Я буду рассказывать сказку, а вы будете мне помогать».

— Кто это? (Мышка.)

—Мышка маленькая. Кто у нас хочет быть мышкой? Маша, будет мышкой. Бери Маша мышку.

— Кто это? (Лягушка). Кто у нас быть лягушкой. Ира будет лягушкой. Бери Ира лягушку.

—Кто это? (Заяц.) Кто у нас будет зайчиком? Ярослав, будет зайчиком. Бери Ярослав зайчика.

—Кто это? (Лиса). А лисичкой у нас будет Маша. Бери Маша лисичку.

— Кто это? (Волк). Волком у нас будет Вова. Вова бери волка.

—Кто это? (Медведь). Кто же у нас будет медведем? А медведем будет Ваня. Бери Ваня медведя.

— А сейчас мы с вами отправимся в сказку.

Педагог рассказывает сказку, а дети действуют в песочнице с игрушками.

 

 

 

 

 

Дети берут игрушки-животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети помогают друг другу.

 

Динамическая пауза. «У медведя дом большой…». Дети выполняют движения по тексту, повторяя за педагогом.

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Наш медведь пошёл домой,

Ускакал и заинька.

 

Интеграция полученного игрового опыта в повседневный жизненный опыт детей.

Содержание работы.

Деятельность детей и педагога

Примечание

Сказка на песке.

-Ребята, вы так хорошо помогали мне рассказывать сказку. А теперь давайте Маша будет нам рассказывать и показывать сказку, а мы ей будем помогать.

Ребёнок рассказывает сказку и показывает её на песке, а остальные ребята ему помогают и подают атрибуты.

 

Резюмирование.

Содержание работы

Деятельность детей и педагога

Примечание

Подведение итогов занятия.

-Сегодня на занятии мы с вами вспомнили сказку «Теремок». Мы поиграли в сказку.

— Все очень хорошо сыграли сказочных животных из сказки «Теремок».

 

 

Ритуал выхода.

Содержание работы

Деятельность детей и педагога

Примечание

Коммуникативная игра «Смайлики».

-Ребята, вам понравилось наше занятие?

—На моём столе лежат смешные смайлики. Давайте мы возьмём их и подарим друг другу.

—Вы, молодцы! Вы очень дружные ребята!

 

 

 

Под весёлую музыку дети выходят из класса.

 

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, умение, деятельность детей, игровой процесс, педагог, содержание работы, знание сказки, ребенок, веселая музыка, Отбор атрибутов.


Похожие статьи

Формирование восприятия красоты у детей и подростков в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Студия эстрадной песни «Соловушка»

Конспект ООД «Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе «В стране чудес»

Коллективный познавательно-творческий проект по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Придумаем сказку про цифры»

Музыкальный досуг по мотивам сказки «Теремок» для детей 4–5 лет

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре»

Конспект подгруппового занятия для детей с заиканием на тему «Открытая книга сказок»

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимушка-зима» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Сказочное путешествие» для детей средней группы

Конспект ООД «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие с Водяным»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»

Похожие статьи

Формирование восприятия красоты у детей и подростков в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Студия эстрадной песни «Соловушка»

Конспект ООД «Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе «В стране чудес»

Коллективный познавательно-творческий проект по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста «Придумаем сказку про цифры»

Музыкальный досуг по мотивам сказки «Теремок» для детей 4–5 лет

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре»

Конспект подгруппового занятия для детей с заиканием на тему «Открытая книга сказок»

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимушка-зима» (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Сказочное путешествие» для детей средней группы

Конспект ООД «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие с Водяным»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей второй младшей группы «Путешествие в волшебный лес»

Задать вопрос