Собеседование как первый этап в карьере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болдырев, С. А. Собеседование как первый этап в карьере / С. А. Болдырев, М. В. Арискин, Л. М. Медведева, Н. Е. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 483-485. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13441/ (дата обращения: 21.11.2024).

 

Статья посвящена проблеме трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Особый акцент уделяется умению выпускника преподнести себя работодателю. Рассматриваются основные этапы подготовки к самопрезентации на собеседовании с работодателем. Также приводятся сведения о роли центра практики студентов и содействию трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

Ключевые слова: резюме, самопрезентации, собеседование, выпускник, трудоустройство, карьера, работодатель.

 

The article is devoted to the problem of employment of graduates of higher educational institutions. Special emphasis is given to the ability of the graduate to present yourself to the employer. Examines the main stages of preparation for the presentation at the interview with the employer. Also provides information about the role of the Central practices of students and to promote the employment of graduates of the Penza state University of architecture and construction

Keywords: resume, presentation, interviewing, graduate, employment, career and employer.

 

При Пензенском государственном университете архитектуры и строительства уже более 20 лет действует Центр практики студентов и содействию трудоустройства выпускников (Центр), целью которого является содействие трудоустройству выпускником и организации практик студентов.

Центр также успешно проводит консультационную работу со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации перед собеседованием с работодателем. Консультации включают индивидуальные рекомендации по правильной подаче своих личностных и профессиональных качеств. Студенты и выпускники вуза, желающие трудоустроиться, лично обращаются за консультациями. Сотрудники Центра предоставляют информацию о состоянии рынка труда в г. Пенза и Пензенской области, свободных вакансиях не только на сайте, но и на стендах внутри университета и при личных обращениях. До соискателей доводится подробная информация об интересующей вакансии (условия и оплата труда, возможности предоставления жилья и т. п.) и самом работодателе (специфика деятельности, расположение, перспективы). Проводится интервьюирование соискателей по вопросам желаемой работы, имеется база данных соискателей на вакансии — альбом с резюме. Центр использует индивидуально-личностный подход к студентам, осуществляет содействие вплоть до успешного трудоустройства. Ежемесячно в центр обращается более 80 человек, осуществляющих поиск работы с занятостью на полный рабочий день и не менее 25 человек, студентов, ищущих работу на неполный день.

Одними из самых важных задач Центра являются:

-          проведение комплексного консультирования студентов и выпускников университета в форме мастер-классов по вопросам составления резюме, планирования карьеры, существующих технологий поиска работы, самопрезентации, специфики прохождения собеседования;

-          проведение тренингов личностного роста по программам «Психологическая адаптация выпускников на рынке труда», «Повышение самооценки», «Межличностное общение», «Целеполагание» и др.

Благодаря созданию ореола привлекательности, человек становится более социально востребованным. Правильно избранный имидж позволяет привлечь к себе позитивное внимание и установить отношения. Интерес к проблеме самопрезентации возник не так давно. В основном он связан с определенными изменениями в обществе. Следование конкретному имиджу стало востребованным тогда, когда появилась необходимость быть успешным. Успешность предполагает лидерство в обществе. Чтобы быть таковым, нужно уметь произвести первое впечатление, уметь войти в доверие, уметь показать себя с лучшей стороны [1].

Специалисты, непосредственно вовлеченные в подбор персонала, часто сталкиваются с тем, что многие кандидаты не умеют себя выгодно подать, преподнести. Причина может скрываться в неуверенности в себе и в недостатке знаний о законах самопрезентации, что и порождает действия человека, исходя из его адекватной или неадекватной самооценки. И способствует этому ситуация стресса, ведь интервью — это оценка человека как специалиста и как личности [2].

Как реакция на существующую проблему, в наши дни появилось множество тренингов, обучающих навыкам самопрезентации. При Пензенском государственном университете архитектуры и строительства действует Центр практики студентов и содействия трудоустройству выпускников, осуществляющий всестороннее содействие в трудоустройстве студентов и выпускников.

При встрече соискателю на вакансию нужно так преподнести себя работодателю, чтобы при расставании у него возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись. Чтобы понравиться, произвести впечатление на работодателя, необходимо провести успешную самопрезентацию. Самопрезентация — это процесс, с помощью которого человек старается сформировать у других людей впечатления о самом себе. Успешной самопрезентацией можно назвать ту, в процессе которой человек представит себя работодателю так, как планировал, привлечет к себе внимание, заинтересует работодателя своими качествами. Успех самопрезентации во многом зависит от тщательности подготовки и от имеющегося опыта.

Итак, самопрезентация — это возможность сделать рекламу самому себе, своей внешности, своим личным качествам и своему потенциалу. Уверенность соискателя на вакансию — это залог успешного трудоустройства. Уверенные люди располагают к себе, являются интересными собеседниками и во многом добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Уверенность начинается с достижений в любой сфере, за которые можно себя похвалить.

Формируя желаемое отношение к себе нужно помнить, что при первой встрече окружающие люди, в том числе и работодатель, оценивают человека: по уверенному и спокойному поведению, внешнему облику, манере и грамотности речи, жестикуляции и позе.

Если у кандидата нет опыта работы, то во время собеседования ему задаются различные вопросы из разных областей жизни (семья, планы на будущее, почему выбрал именно эту профессию, ожидания от нового места работы и т. д.). Работодателю всегда приятно, если к его компании проявлен интерес, у собеседника есть представление о деятельности организации, ее корпоративных ценностях, руководстве. Такое поведение говорит о неформальном подходе к вопросу трудоустройства и чаще всего положительно оценивается руководством в момент принятия решения. Поэтому перед собеседованием нужно заранее продумать ответы на возможные вопросы о дальнейшей карьере, своих планах, ожиданиях, чертах характера и т. д. Иногда странный на первый взгляд вопрос скрывает множество подводных камней, на основе которых работодатель сформирует свое мнение о будущем сотруднике.

 

Литература:

 

1.                                Болдырев С. А. Инновационный подход к проведению производственных практик / Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 7.

2.                                Болдырев С. А. Проблемы организации производственной практики студентов/Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М. // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 10.

Основные термины (генерируются автоматически): работодатель, Пензенский государственный университет, самопрезентация, трудоустройство выпускников, успешная самопрезентация, успешное трудоустройство, Центр практики студентов.


Ключевые слова

трудоустройство, работодатель, карьера, резюме, самопрезентации, собеседование, выпускник, работодатель.

Похожие статьи

Риск в процессе трудоустройства: формы взаимодействия и тактические приемы

Рассмотрены проблема трудоустройства молодых специалистов и возможности использования разных форм неформальных практик. Особое внимание уделяется самопрезентации и механизмам социального взаимодействия. Статья является вводной к разработке рекомендац...

Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами

В статье рассматриваются вопросы профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована актуальность проблемы выбора профессии учителя будущими абитуриентами и повышения имиджа учителя. Освещен опыт работы от...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

О проблеме недобросовестного поведения работодателей при трудоустройстве студентов

Персонал торгового предприятия является ключевым ресурсом предпринимательской деятельности. Одной из основных проблем в деятельности торговых предприятий является проблема текучести персонала. Традиционно в торговле наблюдается высокая текучесть перс...

Предпосылки успеха учебной деятельности и самоорганизации студентов первого и второго года обучения

Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и собственный опыт практической работы на ИИМОП КНУ, автор развивает идею об успешности профессиональной деятельности студентов-психологов первых годов обу...

О некоторых организационных аспектах трудоустройства выпускников творческих специальностей

Трудоустройство выпускников является одним из важнейших показателей эффективности работы образовательного учреждения и ключевым индикатором для потенциальных абитуриентов и их родителей. На основе фактических сведений о трудоустройстве выпускников Но...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Психологическая адаптация личности студента при компромиссном выборе профессии агронома

Статья посвящена, изучению осознанности выбора студентами профессии агронома при поступлении в сельскохозяйственные техникумы (колледжи) Краснодарского края; помощь психолога и педагогов в адаптации развивающемуся студенту при компромиссном выборе пр...

Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже

Статья посвящена обсуждению проблем адаптации студентов первокурсников к условиям обучения профессионального колледжа. В ней отдельно рассматриваются трудности адаптации студентов из сельской местности. А так же в статье рассматривается система мероп...

Похожие статьи

Риск в процессе трудоустройства: формы взаимодействия и тактические приемы

Рассмотрены проблема трудоустройства молодых специалистов и возможности использования разных форм неформальных практик. Особое внимание уделяется самопрезентации и механизмам социального взаимодействия. Статья является вводной к разработке рекомендац...

Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами

В статье рассматриваются вопросы профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных учебных заведений. Проанализирована актуальность проблемы выбора профессии учителя будущими абитуриентами и повышения имиджа учителя. Освещен опыт работы от...

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

О проблеме недобросовестного поведения работодателей при трудоустройстве студентов

Персонал торгового предприятия является ключевым ресурсом предпринимательской деятельности. Одной из основных проблем в деятельности торговых предприятий является проблема текучести персонала. Традиционно в торговле наблюдается высокая текучесть перс...

Предпосылки успеха учебной деятельности и самоорганизации студентов первого и второго года обучения

Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и собственный опыт практической работы на ИИМОП КНУ, автор развивает идею об успешности профессиональной деятельности студентов-психологов первых годов обу...

О некоторых организационных аспектах трудоустройства выпускников творческих специальностей

Трудоустройство выпускников является одним из важнейших показателей эффективности работы образовательного учреждения и ключевым индикатором для потенциальных абитуриентов и их родителей. На основе фактических сведений о трудоустройстве выпускников Но...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Психологическая адаптация личности студента при компромиссном выборе профессии агронома

Статья посвящена, изучению осознанности выбора студентами профессии агронома при поступлении в сельскохозяйственные техникумы (колледжи) Краснодарского края; помощь психолога и педагогов в адаптации развивающемуся студенту при компромиссном выборе пр...

Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже

Статья посвящена обсуждению проблем адаптации студентов первокурсников к условиям обучения профессионального колледжа. В ней отдельно рассматриваются трудности адаптации студентов из сельской местности. А так же в статье рассматривается система мероп...

Задать вопрос