Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 05.02.2014

Статья просмотрена: 7420 раз

Библиографическое описание:

Максимова, О. А. Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования / О. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 947-949. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9271/ (дата обращения: 16.11.2024).

Студенты учебного заведения ежегодно проходят практику по профилю специальности на предприятиях и в организациях своего города.

Организации и предприятия, на которых студенты проходят технологическую и квалификационную практики должны стать социальными партнерами учебного заведения.

Практика для студентов, безусловно, является очень важной частью процесса обучения, и это, пожалуй, единственная возможность проявить свои знания в реальных условиях производства. Поэтому не следует лишать возможности студентов, что называется, «потрогать это все руками». Для мотивации студентов необходимо предоставить им возможность не просто провести практику в условиях реального производства, а как можно лучше учесть, так сказать, вкусы каждого.

Для студента практика ни как не может быть рутинной и скучной работой или просто отметкой в журнале о прибытии, это, несомненно, повлияет на отношение человека к работе в дальнейшем, здесь важно, чтобы практика представляла собой площадку исследования будущей жизни человека работающего, и, что еще более важно, исследования нюансов и тонкостей своей профессии.

Преподаватель должен следить за процессом прохождения практики студентами и обговаривать различные ее тонкости с руководителями практики от предприятия, так возможно разработать совместный план участия практиканта в прохождении практики, чтобы она охватила весь спектр теории, которую студент получил в процессе обучения, и предоставила возможность принятия реальных практических решений на предприятии.

Преподаватель и руководитель практики от предприятия могут придумывать производственные задачи для практиканта и давать ему их в явном виде как задания, либо же имитировать необходимость производства в выполнении студентом этих заданий.

С целью повышения качества организации и прохождения практики, необходимо проводить анкетирование студентов. Следует разработать анкету как до прохождения практики — вопросы, относительно ожиданий будущего практиканта, а затем — по итогам практики.

По итогам практики по профилю специальности рекомендуется проводить научно-практические конференции. Студенты-выпускники выступают с подготовленными докладами, в которых делятся производственным опытом, передают пожелания и наказы студентам 1 и 2 курсов. Выступления студентов сопровождаются демонстрацией графиков, слайд-шоу и видеороликов.

Следует приглашать на конференции представителей предприятий, где студенты проходили практику. Именно такая организация практики способствует успешному закреплению знаний выпускников на производстве и быстрому карьерному росту.

При опросе студента о выполнении практики, преподаватель должен спрашивать о выполнении реальных производственных задач, об изменении отношения студента к его профессии, о его представлении будущей работы, здесь преподаватель должен подойти как психолог к вопросу будущей профессиональной деятельности обучаемого.Ни для кого не секрет, что уже на протяжении нескольких лет предприятия области испытывают кадровый голод. Однако дефицит специалистов обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, работодатели недостаточно активно заявляют о своей заинтересованности в новых кадрах, а тех, кто заботится о повышении престижности профессий своих предприятий, вообще можно пересчитать по пальцам.

Во-вторых, образовательное учреждение порой не успевают открывать нужные специальности, потребности с каждым годом меняются.

К сожалению, многие работодатели не понимают, что им уже давно надо объединить усилия с учебными заведениями для борьбы с кадровым голодом.

Новые стандарты в образовании предполагают более широкие полномочия учебных заведений. В результате они смогут по своему усмотрению и с учетом требований работодателя формировать до 30 % учебной программы. Это соответствует проекту Концепции социально-экономического развития России до 2020 года [1].

Для того, чтобы учебным заведениям было легче отслеживать конъюнктуру рынка труда и принимать решения об открытии новых специальностей, работодателям следует создать собственные объединения по профилю.

Основная проблема молодых специалистов, по мнению работодателей — недостаток опыта работы и связанная с этим нехватка практических знаний.

Многие учебные заведения ориентированы на теоретизированный, академический подход в обучении студентов. Студенческая практика чаще всего является формальной и неэффективной, не дающей представления о том, что ждет выпускника на работе после окончания обучения. При том, что большинство работодателей отмечают довольно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников, ее приложение в реальной деятельности организации в большинстве случаев оказывается бесполезным.

Недостаточный уровень языковой подготовки — часто становится препятствием для трудоустройства даже у наиболее подготовленных по профессии специалистов.

Нехватка информации о рынке труда, способах поиска работы и построения карьеры — это является одной из основных причин, по которой многие выпускники не могут найти работу по специальности.

Завышенные требования и амбиции не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке труда.

По мнению работодателей, наиболее значимым для карьеры молодого специалиста является его первое высшее образование.

На одну ступень с базовым образованием работодатель ставит опыт работы, полученный выпускником, как во время обучения, так и после окончания образовательного учреждения.

Для более эффективного прохождения студентами филиала кооперативного техникума практики совместно с работодателями проводятся мастер-классы и консультации со студентами.

Например, ежегодно совместно с центром занятости населения проводится мастер-класс под названием «Идеальный работник». Опытные руководители и специалисты по управлению персоналам рассказывают об ожиданиях и требованиях работодателей к сотрудникам. Целью данного мероприятия является развитие мотивации и готовности студентов к дальнейшей трудовой деятельности, знакомство со своей будущей профессией.

Также студентами выпускных групп после прохождения практики проводится свой мастер — класс с говорящим названием «Путь к успеху». Студенты рассказывают о специфике работы своих организаций и предприятий, особенностях и трудностях, с которыми они столкнулись в ходе прохождения практики, дают советы о качествах, знаниях и навыках, требующихся для успешной работы в определенных сферах деятельности.

В ходе проведенной беседы, были сделаны выводы о том, что работодатели считают, что в образовательных учреждениях дополнительно необходимо следующее: усиление преподавания иностранного (английского) языка; развитие программ стажировок и практики; изучение основ корпоративной культуры; изучение основ организации документооборота; развитие коммуникационных навыков; коррекция самооценки выпускников через возможность получить оценки своих качеств от работодателя и в сравнении с выпускниками других вузов.

Выпускники же считают, что в образовательном учреждении дополнительно необходимо следующее: образовательные программы должны постоянно обновляться с учетом современных требований; увеличение объема стажировок, стажерских программ; возможность выбора дополнительных предметов для изучения.

Литература:

1. Нечаев В. Д., Верьицкий А. А. О концепции современного гуманитарного образования // Высшее образование в России. — 2011. — № 3. — С.14–15.

Основные термины (генерируются автоматически): прохождение практики, образовательное учреждение, студент, итог практики, кадровый голод, мнение работодателей, профиль специальности, процесс обучения, руководитель практики, учебное заведение.


Похожие статьи

Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Актуальные проблемы образования в СПО: организация самостоятельной работы обучающихся

Роль личности педагога в образовательном процессе

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Педагогические условия формирования социокультурной толерантности у студентов в процессе обучения английскому языку в высшем учебном заведении

Похожие статьи

Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Актуальные проблемы образования в СПО: организация самостоятельной работы обучающихся

Роль личности педагога в образовательном процессе

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Педагогические условия формирования социокультурной толерантности у студентов в процессе обучения английскому языку в высшем учебном заведении

Задать вопрос