Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 09.05.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Цикунова, Е. Ю. Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования / Е. Ю. Цикунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 501-503. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91203/ (дата обращения: 16.12.2024).



2020 год стал переломным во многих отношениях, задев все сферы человеческой деятельности. Исключением не стала и система образования, в том числе и дошкольная, которой пришлось «на ходу» осваивать дистанционные технологии. Успешность внедрения этих технологий в экстремальной ситуации (в период самоизоляции) можно оценивать по-разному, но уже сейчас возможно брать на вооружения полученный опыт.

В 2020 году по данным ЮНЕСКО 1,2 миллиарда детей по всему миру оказались вынуждены обучаться в дистанционном формате. Министерства образования практически всех стран искали новые формы и средства обучения — но речь шла o студентах и школьниках.

Образовательные потребности дошкольников оказались вне фокуса интереса руководителей и специалистов соответствующих государственных институций. А между тем, мировая общественность вслед за Нобелевским лауреатом, экономистом Джеймсом Хекманом пришла к выводу o том, что для экономического роста гораздо важнее инвестировать в образование детей дошкольного возраста (до 6 лет), чем в школьников. Представляется, что концепция Хекмана и его учеников прекрасно коррелирует с теорией сензитивных периодов.

Научно-исследовательским центром социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации было организовано социологическое исследование, посвященное готовности дошкольных образовательных учреждений к организации дистанционной деятельности, в котором приняли участие 8815 человек из 83 субъектов РФ. 65 % опрошенных — воспитатели, остальные — руководители, методисты, другие педагогические работники.

Дошкольные образовательные учреждения, где работают опрошенные респонденты, в период пандемии работали в двух форматах: дежурные группы и дистанционный. Воспитатели обозначили следующие проблемы при реализации второй формы:

– нехватка информационно-коммуникационных компетенций;

– отсутствие методических рекомендаций и помощи;

– отсутствие готовых заданий, методик проведения игр и т. д.;

– отсутствие обратной связи (невозможность проверить выполненное детьми задание) и т. д. [4].

Усугублял ситуацию и тот факт, что не все родители были готовы организовать выполнение заданий детьми в силу непонимания. То есть возникла потребность в подготовке методических материалов уже для родителей или лиц, их заменяющих, в виде специальных адаптированных инструкций для родителей и детей. Подготовка таких материалов, подбор онлайн-ресурсов, а также видео-контента — это не только наличие соответствующих компетенций у педагогических работников, но и постоянное развитие уже имеющихся навыков, освоение новых ресурсов — таких, например, как различные видео-редакторы или онлайн-конструкторы для создания учебных курсов, таких, например, как Е-треники.

Все эти данные свидетельствуют o том, что возникла определенная системная проблема, которую необходимо устранять даже сейчас, спустя два года после локдауна. Можно выделить три аспекта:

  1. Подготовка педагогических работников: формирование и совершенствование ИКТ-компетентности как профессионально-значимого интегративного качества личности, характеризующего умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, как в индивидуальной сфере, так и при работе в группе, умение интегрировать IT-знания и личные качества в более общую способность действовать в пространстве информационных ресурсов Интернет, умение соорганизовывать внутренние и внешние информационные ресурсы, освоение новых знаковых систем и другое [3, с. 816].
  2. Методическое обеспечение образовательного процесса. Сюда можно отнести как методические рекомендации для педагогических работников, так и разнообразный образовательный контент — копилки игр, мастер-классов, методические разработки занятий по всем образовательным областям.

Хотелось бы отметить, что в этом аспекте стоит учиться у «старших коллег», т. е. учителей и преподавателей высших учебных заведений. Так, например, многие вузы, пережив несколько волн дистанта, приняли решение создавать банки видеолекций по всем преподаваемым дисциплинам. Конечно, невозможно обязать воспитателей готовить полноценные видеоматериалы, но представляется продуктивным иметь небольшой «запас» таких материалов на случай необходимости работать с воспитанниками и их родителями в удаленном режиме. Современное поколение и детей, и родителей привыкло потреблять видео-контент, текстовые материалы (описания игр, мастер-классов, занятий, консультации для родителей) воспринимаются современными родителями хуже, чем видеоинформация.

Такой банк заданий, игр, видео-консультаций и мастер-классов представляется востребованным и в период обычного функционирования ДОУ, так как вследствие ускоренного ритма жизни многие родители с трудом находят время для взаимодействия с воспитателями.

  1. Психологическая и ресурсная (техника, время) готовность, а также информационно-коммуникационная способность родителей взаимодействовать с образовательным учреждением в период дистанта. И если с технической и ресурсной стороной могут разобраться только сами родители, то вопрос мотивации и психологической готовности дистанционно взаимодействовать с воспитателями находится в зоне ответственности последних.

Первый и второй аспекты затрудняются неразработанностью принципов и подходов к дистанционной форме работы в детских садах, которая должна опираться на существующие законодательные, нормативные акты Российской Федерации, методические и 152 дидактические, научно обоснованные документы и материалы. Речь идет о контурах и системе, основаниях и комплексном решении вопроса дистанционного обучения в ДОУ. Сами педагоги отметили, что не видят особых проблем, создают ресурсы опираясь на те подходы, которые используют в обычном режиме работы и не считают, что есть необходимость их корректировать [2, с. 151–152].

Хотелось бы отметить еще один фактор, который часто упускается из виду — это фактор «профессиональной некомфортности». По результатам опроса воспитателей ДОУ Санкт-Петербурга, только 6,5 % опрошенных готовы продолжать работу в дистанционном формате. Педагоги жаловались на эмоциональное «истощение» после онлайн занятий, проблемы с привлечением внимания, нехваткой обратной связи, невозможностью «считать» невербальные сигналы и т. д. [2, с. 151].

Многие воспитатели и родители воспринимают дистанционный формат работы как «необходимое, но временное зло», между тем, в современных условиях роль дистанционных технологий, в том числе и в дошкольном образовании, будет только возрастать. Как отмечали специалист по дошкольному образованию еще в 2017 году: «Дистанционное обучение в дополнение к традиционным формам обучения позволит дошкольному образованию выполнить новый социальный заказ общества» [1, с. 188].

Соответственно, всей системе дошкольного образования вообще, и отдельным педагогическим работникам в частности, нужно быть готовым к этому в психологическом, техническом, технологическом, методическом и содержательном аспектах.

Литература:

  1. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда [и др.]. — Текст: непосредственный // Проблемы современного образования.. — 2017. — № 5. — С. 178–188.
  2. Долматов, А. В. Анализ практики дистанционного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в условиях опытно-экспериментальной работы / А. В. Долматов, Л. А. Долматов. — Текст: непосредственный // Педагогическая наука и практика в условиях цифровизации образования: новые вызовы и решения. — Санкт-Петербург: Астерион, 2020. — С. 149–156.
  3. Клименко, Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое понятие современного образования / Е. И. Клименко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 816–818. — URL: https://moluch.ru/archive/102/22425/ (дата обращения: 24.04.2022).
  4. Тарасова Система дошкольного образования в период пандемии / Тарасова. — Текст: электронный // Федеральный институт развития образования: [сайт]. — URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/826-ekspertiza-do-rez-oprosa (дата обращения: 24.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, родитель, воспитатель, Дистанционное обучение, дистанционный формат, материал, обратная связь, работник, ребенок, Российская Федерация.


Похожие статьи

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования

Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект)

Инновационные методы оплаты и стимулирования труда: зарубежный опыт и внедрение в практике Казахстана

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Типы современных родителей и методы взаимодействия с ними в рамках дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования

Мобильные технологии в организации образовательной и научной среды вуза

Педагогические условия использования технологий медиаобразования в современной социальной ситуации развития ребенка

Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект)

Инновационные методы оплаты и стимулирования труда: зарубежный опыт и внедрение в практике Казахстана

Актуальные проблемы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС и пути их преодоления

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС ДО

Задать вопрос