В данной статье нами рассмотрены ключевые понятия исследования: «традиция», «досуг», выделены различные направления этноориентированного образования. Для решения задачи приобщения школьников к традиционной национальной культуре нами отмечено большое значение использования разных видов воспитательной работы. Так же нами приведены предполагаемые положительные результаты деятельности этноцентра. Актуальность исследования объясняется интересом к проблемам реализации этнокультурного образования в условиях реформирования всех областей жизнедеятельности человека, сопровождающегося ломкой прежних мнений и установок. К тому же приобщение учащихся к традициям своего народа и других этносов входит в число приоритетных задач образования.
В современном российском обществе девальвация прежних ценностей и поиск новых ориентиров выдвинули в качестве одной из приоритетных проблему сохранения базовых культурных ценностей, гармоничных с новыми представлениями об обществе, человеке, природе, основу которых составляют — высокое чувство Родины, добротворчество, созидание, уважение прав человека и народов.
Одной из главных проблем в воспитании подрастающего поколения на сегодняшний день является воспитание традиций. В данном случае важно не путать понятия «воспитание в рамках традиций» и «традиционное воспитание». «Традиционное воспитание» подразумевает под собой проекцию морально-этических, культурных, этнических норм учителя на процесс воспитания, в то время как «воспитание в рамках традиций» — это выработка этих норм у ребенка с учетом его индивидуальности.
Понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Традиция — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. [4, с.497] Педагогический словарь Коджаспирова Г. М. дает следующие определение: «Традиции — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиции складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. С изменением социальной ситуации развития той или иной общности традиции могут разрушаться, трансформироваться и замещаться новыми. Традиции служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания». [3, с.157] На наш взгляд это определение является наиболее полным и точным.
Обращаясь к истории педагогики, стоит отметить, что зачастую в работах классиков педагогики (К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко) использовалось другое понятие — «народность». Под народностью понимается исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. [1, с.597] К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народность». [6, с.465]
В данном исследовании мы будем рассматривать и проблему организации досуга школьников. Проблема досуга не является новой в науке. Она достаточно широко рассматривалась в работах как зарубежных, так и отечественных авторов, особенно начиная с XIX века (К. Маркс, Ф.Энгельс, Ж; Дюмазедье, М.Фурастье, Дж.Келли, Р. Стеббинс, Дж. Риверс и др.; Г. А. Евтеева, С. Н. Иконникова, Г. П. Орлов, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев, Е. Н. Федина и др.).
Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и другие общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать. Масштабы и уровень развития сферы досуга зависят от экономики, уровня развития культуры.
А. С. Воронин под досугом понимает «свободное время, которым человек распоряжается по своему выбору; совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время». [2, с.52] На это определение мы будем опираться в своей работе.
Актуальность исследования объясняется интересом к проблемам, связанными с происходящими в последние два десятилетия (конец XX — начало XXI вв.) реформами в экономике, политике, социальной среде, образовании, которые, в свою очередь, сопровождаются ломкой старых взглядов, мнений, установок. Официальная культура не в состоянии сегодня ответить в полной мере на запросы современной молодежи. Растет число детей с девиантным поведением, педагогически запущенных и дезадаптированных детей, детей улиц, социальных сирот. Современные образовательные учреждения значительно ослабили работу с учащимися по организации досуга, по формированию ценностных ориентаций, организации здорового образа жизни, по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения.
В России за последнее время сделано много в области совершенствования общеобразовательной системы. В числе приоритетных задач образования развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности, а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, к традициям своего народа и других этносов.
Одним из таких условий можно назвать строительство этноцентра в селе Ыб — единственного в своем роде проекта на Северо-Западе России. Главная задача этого проекта — сохранение культурного финно-угорского наследия. Этноцентр олицетворят собой новый тип культурно-просветительского учреждения, основной принцип деятельности которого можно сформулировать как: «Через развлечение — к образованию и просвещению».
Среди важнейших направлений этноориентированного образования и воспитания школьников можно выделить следующие:
- Сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения;
- Изучение основ этнокультуры, в том числе изучение национальных игр, семейных традиций, прикладного искусства, национального эпоса; национальной истории и музыки как органической части общечеловеческого опыта;
- Формирование социально-этических норм поведения, этнопсихологического характера на основе усвоения народных традиций, обычаев, национального этикета;
- Воспитание интереса, уважения к другой культуре, терпимости к человеку другой национальности и вероисповедания, к совместно проживающим народам.
Задача приобщения школьников к своей национальной традиционной культуре может решаться через различные виды воспитательной работы, в процессе которой целесообразно:
1. Проводить национальные праздники;
2. Отмечать памятные даты исторического значения;
3. Организовывать олимпиады, выставки по национальной культуре, спортивные соревнования по национальным видам спорта, играм;
4. Проводить фольклорные концерты с исполнение национальных песен и танцев;
5. Организовывать конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и национальных художественно-прикладных изделий, костюмов;
6. Развивать художественные промыслы и ремесла. [5, с.133–134]
Позитивные результаты деятельности этноцентра видятся в воспитанности детей; терпимости к другому мнению; познании самого себя, своей родословной; интеллектуальном развитии ребенка; положительной мотивации учения и труда; социализации личности; повышении требовательности к себе; человеколюбии; возвращении и сохранении традиций; поддержке выдающихся представителей народа, землячеств, фондов, этноцентров. [7]
Актуальность проблемы реализации этнокультурного образования обосновывается тем, что, педагоги, работая с детьми разных национальностей, не могут оставаться в стороне от их проблем. Кроме того, разнообразие национальных культур, традиций делает жизнь духовно богаче.
Литература:
1. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 1–30. М., «Сов. энциклопедия», 1969–78.
2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва: Академия, 2003. — 176 с.
4. Кравченко А. И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000. — с.577.
5. Головнева, Е. В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Е. В. Головнева. — М.: Высш. шк., 2006. — 256 с.
6. Пидкасистый П. И. «Педагогика» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Педагогическое общество России, 1998. — с.465
7. Сковородина И. З. Основы педагогической технологии реализации этнокультурного образования — http://window.edu.ru/window/library/pdf2 txt?p_id=47960&p_page =8