В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов.
Ключевые слова: восприятие искусства, предметный образ, визуальное искусство, декоративно-прикладное искусство, орнамент, формальный образ.
Народы многих стран сегодня стремятся изучить корни своей истории, понять истоки духовности, своей национальной причастности к мировой культуре. На находящейся в центре Евразийского континента, территории Казахстана всегда активно проходили различные политические и культурные процессы, связанные с историей разных народов. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большего разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет свое господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.
В орнаменте запечатлено эстетическое осмысление религиозных мотивов или деятельности человека, творчески преобразующей и упорядочивающей природу. Особенно ярко орнамент выражается в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение. В народном орнаменте запечатлелось фольклорно–поэтическое отношение к миру. Каждая эпоха, каждая национальная культура вырабатывали свою систему орнаментации. Поэтому орнамент является надежным признаком принадлежности произведений к определенному времени, народу, стране.
Со временем мотивы орнамента утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Большое значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщенных мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
Путь к пониманию искусства начинается с восприятия его внешней формы. Наши чувства реагируют, прежде всего, на чисто визуальные элементы — такие как линия, цвет, свет, композиция, структура и объем. Эти элементы присутствуют в любом произведении искусства, независимо от жанра. Однако их воздействие находится в прямой связи с материалом и техникой, который выбирает живописец или скульптор, от их конкретного сочетания, и определяет возможности и границы результата усилий художника.
Мир вокруг нас многоцветен, хотя надо сказать, что даже люди с нормальным зрением способны различать лишь небольшую часть светового спектра. Цвет может использоваться в графике, а иногда и в скульптуре, но как необходимое изобразительное средство он, прежде всего, связан со всеми видами живописи. Это относится и к монохромной живописи, использующей разные оттенки темных нейтральных тонов, преимущественно серого и коричневого. Из всех визуальных элементов искусства, цвет, несомненно, является наиболее выразительным и меньше всего подчиняется каким-либо законам и правилам.
Рис.1. Балбал тас
Искусство иногда называют немым диалогом и это справедливо. Произведение искусства, хоть оно и не способно говорить, выражает намерение художника — точно так, как если бы он сам обращался к зрителю со словами. Но диалог предполагает наличие двоих собеседников, значит, от зрителя требуется активное соучастие.
Реально говорить с картиной мы не можем, но мы можем научиться отвечать ей и в свою очередь задавать ей вопросы, с целью уяснить себе ее значение, проникнуть в ее смысл. А чтобы получить вразумительный ответ, надо научиться задавать разумные вопросы.
К примеру, казахский орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племен — саков, усуней, гуннов, тюрков, канглы и кипчаков. В орнаменте отражалось их художественное видение мира. С определенностью можно сказать о происхождении и значении зооморфных мотивов в казахском орнаменте. В основе их — стилизация образов древнего звериного стиля, образы барана, лошади, верблюда, волка, орла, сокола, а затем - воспроизведение отдельных частей их фигуры: головы, рогов, ушей, копыт, горбов, ног и т. д. Так возникли такие орнаментальные мотивы, как «цветок» — «гүл» и «верблюжий след» — «түйе табан», которые являются основными в казахском орнаменте.
Иными словами, ценность выбранного объекта состоит для нас именно в том, что в нем осуществился синтез формообразующих и смыслообразующих орнаментов и поэтому он дает возможность проследить сам процесс синтеза, все те эффекты внутренних и внешних взаимодействий, которые приведут их к конкретному результату. Однако здесь делается акцент на самом переходе от реальной формы к ее предметному содержанию и далее к форме выраженности в некоторой структуре. [1]
Объективность проведения анализа, рассекречивание содержания всех формообразующих факторов в проявлении их свойств и примеров в предметной форме, где требуется объективность логической структуры. Предметный образ должен быть художественно сложенным и обладать художественным содержанием. Если само это содержание, его структура и основание, его уровни, заданы схемой – матрицей, то наиболее сложнее и ответственное дело для нас — это точный подбор средств выразительности, поскольку это не столько образ конструкции конкретного предмета, но скорее конспирация самого его образа. [3] После проведения тщательного и методически последовательного анализа исходного образа с целью выявления его содержания, следует художественно-образное осмысление полученного материала. Это декларация, не для получения исходных элементов, а чтобы проследить те трансформации, изменения, которые с ними происходят из-за включения в целостные взаимодействия, т. е. механизмы работы меры, то как она находит свое воплощение в формообразовании предмета [4]. Это необходимо не для слепого подражания предмету, его свойствам и признакам, его, стилистической народной самобытности, но для овладения самим механизмом их порождения за счет тщательного прослеживания его реального действия.
По сути, предметный образ (древних кочевников) является пояснением совокупных принципов формообразования представленных в их реалистически материальной воплощенности и выступающих не в виде самого предмета, а в комбинации принципов и средств системного целостного формообразования.
Рис. 2 Принципы формообразования
Проведенный нами опыт на занятиях по предмету «Композиция» на 1 курсах специальности «Дизайн» Актюбинского регионального государственного университета им. К. Жубанова показывает, что орнамент - частный случай воплощения образных характеристик в предметном образе. Ограничение только непосредственно взятым образом существенно снижает эффективность задания, ведет к прямому подражанию. Это можно сравнить с тем как, например, в рисунке головы натурщика можно идти по пути прямого построения, а можно действительно создавать обобщенный образ натурщика. Поэтому, критерии оценки результатов работы должны предполагать возможность построения на основе созданного предметного образа, различных конкретных предметов, но обладающих именно этой заданной образностью [5]. И чем шире шкала возможных вариантов, тем правильнее, продуктивнее работает предметный образ.
Рис.3 Творческие работы студентов I курсов на занятиях по дисциплине «Композиция»
По сути, в этом основная методическая ценность становления дизайнера– профессионала, который мыслит глубоко и образно, умеет обобщать, постигает сущность формообразования, что дает ему неограниченную творческую свободу при реализации своих художественных замыслов.
При этом он не отвлекается, не абстрагируется, не игнорирует формообразующие возможности, переосмысливает и формулирует их, переводит на язык орнаментальной композиции, тем самым, выполняя продуктивный творческий процесс формообразования, не нарушая целостности, сформированности всех составляющих предметного содержания проектируемой системы.
Литература:
1. Омирбекова М. Ш. Толенбаев С. Казахские орнаменты, Алматы,- 1994,-128 с.
2. Орнамент, Алматы: Онер 2009,-240 с.
3. Кенжеахметулы С. Культура Казахстана, Алматы 2006,- 384 с.
4. Амангельдина Д. Ш. THE PERCEPTION OF ART AND THE FORMATION OF AN IMAGE A VISUAL BASIS // International conference «Global Science and Innovation» Chicago, USA 2013,- С.500–513
5. Сагимбаев А. А. Развитие изобразительного творчества студентов как важная часть учебно-воспитательного процесса //Научный вестник, Ульяновский государственный технический университет, 2008, № 2, С.11–13