Рисунок по представлению и воображению и его роль в формировании пространственного мышления студентов-дизайнеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 06.12.2014

Статья просмотрена: 1287 раз

Библиографическое описание:

Спирина, М. В. Рисунок по представлению и воображению и его роль в формировании пространственного мышления студентов-дизайнеров / М. В. Спирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 690-692. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14109/ (дата обращения: 16.12.2024).

Данная статья посвящается развитию так называемого пространственного воображения, рисунку по представлению, развивающего возможности зрительной памяти, вместе с тем, обобщает понятие о трехмерном изображении формы, уточняет характер объекта в целом и способствует развитию образного мышления.

Рисунок наряду с композицией являются важными основами в этапе становления дизайнера. Владея рисунком «от руки», дизайнер познает многообразие окружающего мира. Студент, таким образом, учится, графически познавать предметное пространство, окружающую природу, выражать творческие инновации. Изучение геометрических форм через процесс рисования имеет непосредственное отношение к творчеству дизайнера, а особенно тех, чья специальность связана с дизайном среды. Абстракция, которая построена по принципам геометрии, дает учащимся творческих специальностей возможность познавать конструктивные пространственные формы, а еще учит пониманию, объемного свето-теневого моделирования объекта. Так формируется умение рисовать по памяти, и как следствие, по накопленным «впечатлениям» студент начинает работать по воображению, также у него формируется умение по определенным правилам составлять различные сочетания из похожих по свойствам геометрических форм. Проходит мыслительная работа по вычленению форм из объекта и группировки их в более простые элементы, с последующим изучением объекта и его конструкции. Английский художник У. Хогарт так образно охарактеризовал рисунок по памяти: «…Тот, кто сумел бы какими-либо средствами приобрести и удержать в памяти совершенное представление о предметах, которые он должен нарисовать, имел бы такое же ясное знание их форм, как человек могущий писать, имеет о двадцати четырех буквах алфавита и их бесконечных сочетаниях». [1., c.387]

Таким образом, на сегодняшний день ставится основная образовательная задача в процессе подготовки дизайнеров: развитие творческого мышления и пространственно-графического воображения. Будущий дизайнер должен владеть мастерством изображения архитектурных и геометрических форм, природных форм и мотивов, не только с натуры, но и по памяти, воображению и представлению.

Правильная работа с натурным материалом, а также копирование лучших образцов из методического фонда должны постепенно «перерасти» в рисунки по представлению. В таких работах студенты пытаются отобрать и отработать на практике оптимальные методы построения как предметов, так и композиции замысла в целом. Работая над композицией по представлению, происходит сложный мыслительный творческий поисковый процесс. В таком варианте работы бывает невозможным сразу изобразить всю композицию без предварительной «карандашной» подготовки, которая требует дополнительных набросков. Поиск композиции зависит от умения студента мыслить и переставлять, соединять и компоновать в листе. В работе обычно наброски выполняются как предварительный вариант, который редко выставляется на суд зрителя. Суть работы состоит в том, что студенты проводят работу, смысл которой заключается в том, чтобы преобразовать геометрию и размеры формы объекта. Также важны моменты проработки по формированию и трансформации форм, по основным составляющим частям формы в общей конструкции. Как итог работы, получается единый связанный между собой из отдельных элементов новый объект, уже «переработанный» в сознании художника. Как писал известный художник-педагог, профессор А. Е. Терентьев: «В процессе работы по представлению заметную роль играет умение художника свободно оперировать зрительными образами, когда восстанавливаются наиболее существенные, характерные особенности изображаемых объектов, которые затем находят свое графическое воплощение в рисунках». [2., с.121] Работая в дальнейшем на творческой композицией рисовальщик должен помнить, что она должна корректироваться и совершенствоваться, художник должен пытаться уравновесить элементы картины, соподчинить их, связав между собой соответственно замыслу и идее. Что касается материалов, то в настоящее время, с развитием техники и новых технологий, конечный результат работы художника зависит от его первоначальной идеи, а наброски могут быть первоначально выполнены в другом материале. Как правило, первоначальные эскизы выполняются лаконично, довольно «скупыми» средствами, линией, штрихом и пятом, что, конечно же, не лишает этих эскизов художественной выразительности и ценности. Для первоначальных набросков достаточно линеарного рисунка.

Правильно выстроенное методически обучение основам рисунка содержит в своей структуре ряд поисковых творческих заданий. Так, например, в рисунке по представлению автор использует такой процесс творческой деятельности, как «придумывание». Происходит своеобразный мыслительный процесс, направленный на решение определенной творческой задачи, который помогает искать новые объекты, находить новые решения.

Такие качества будущего дизайнера, художника как, представлять, воображать являются неотъемлемой частью процесса их творческого становления. Перед тем, как подойти к этому моменту, студенты должны овладеть базовыми знаниями по основам академического рисунка, перспективе, научиться конструктивно мыслить, изображать объекты с различных ракурсов, выбирать наиболее подходящие вариации и освещение предметов.

В данном контексте хотелось бы отдельно поговорить о композиционной работе, связанной с работой над проектом, или в ходе выполнения творческого задания. Для развития композиционного мышления необходимо самостоятельное создание композиций, например, на основе случайно отобранных предметов. Возможно, это все проводить в условиях академического рисунка под контролем преподавателя. Так, студенты, сравнивая предметы между собой по цвету форме, фактуре, размеру учатся решать композиционные задачи на начальном этапе, еще до создания завершенного рисунка. При этом необходимо стремиться создать ритмически правильно выстроенную, уравновешенную композицию, найти сочетание форм и предметов. Можно сказать, что необходимо найти «композиционный» образ в соответствии с замыслом и решить творческую задачу. Интересную точку зрения по этому вопросу выдвигают некоторые исследователи.

Основным моментом, который следует выделить, является равновесие компонентов в композиции, соподчинение доминантного объекта и дополнительных, которые уравновешивают общий композиционный строй. Этот аспект может повлиять на конечный результат в воплощении художественной задачи и восприятия зрителем уже готового результата, поэтому необходимо помнить об этом еще на первоначальном этапе построения композиции. «Нарушение равновесия (например, когда точка схода переносится в край листа или когда одна сторона рисунка более насыщенна по массам, чем другая, или когда, наконец, композиция строиться по диагонали) дает импульс динамике в изображении»,- пишет в своей книге «Рисунок. Изобразительно-выразительные средства» профессор Лушников Б. В. [3., с.204].

В завершенном художественном произведении мы любуемся красотой выразительных средств, и лишь при дальнейшем рассмотрении начинается аналитическая работа, которая позволяет выявить композиционную сбалансированность и цельность композиционного строя.

Во всевозможных упражнениях, которые развивают воображение, перед студентами ставится задача на изображение предметов с определенного ракурса, с другой позиции. В таком непрерывном процессе, непосредственно копируя натуру, подкрепляя увиденное знаниями о перспективе, студенты справляются с поставленной задачей. Целью таких упражнений является, с соблюдением пропорций и взаиморасположения фигур, воспроизвести увиденное и передать в другом ключе, с преобразованием, но в тоже время с сохранением перспективных сокращений главных осей объекта.

Главной задачей в таком виде рисунка является научить студента-дизайнера умению представлять любую форму в различных условиях освещенности и ракурсе. В дальнейшем это дает возможность передать с помощью света и тени проектируемый объект по памяти и представлению.

Умения, развивающие фантазию, умение экспериментировать с формами и объектами развивается и в задании с простыми геометрическими фигурами. Из таких предметов составляются различные пространственные композиции и постановки. В этих же случаях применяется и умение студентов формировать свето-теневую моделировку. Данные упражнения служат своеобразным связующим звеном и являются своеобразной интеграцией рисунка с проектированием.

Итак, можно сделать вывод, о том, что рисунок по представлению способствует развитию памяти и воображения, усиливает понятие об объемности формы, способствует выявлению характерных черт объекта, способствует развитию образного восприятия и творческого мышления. Но стоит отметить, что развитие воображения возможно только лишь при должном владении рисунком. Все это тесно связано с художественным вкусом рисовальщика и культурой рисунка как такового. Надо отметить, что для архитекторов, графиков, дизайнеров развитие воображения и объемно-пространственного мышления в дальнейшем служит в формировании способности проектировать и работать над тем или иным объектом.

 

Литература:

 

1.                  Мастера искусства об искусстве. т.3, М., 1967.

2.                  Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М., «Просвещение», 1981.

3.                  Лушников Б. В. «Рисунок. Изобразительно-выразительные средства». М., «Владос», 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): представление, рисунок, студент, академический рисунок, будущий дизайнер, композиция, память, предмет, работа, развитие, развитие воображения, творческая задача, творческое мышление, умение.


Похожие статьи

Общеэстетический характер пейзажа и его интерпретация в учебном процессе

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию

Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды

Преобразования изображения и их влияние на развитие мышления учащихся

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство становления межличностных отношений у младших школьников в инклюзивной среде

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Полихроматические феномены как средство образной выразительности окружающей действительности в преподавании литературы

Конспект образовательной ситуации по восприятию детьми изобразительного искусства

Похожие статьи

Общеэстетический характер пейзажа и его интерпретация в учебном процессе

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию

Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды

Преобразования изображения и их влияние на развитие мышления учащихся

Квест-игра как способ формирования пространственных представлений у дошкольников

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника

Метод проектов в изобразительной деятельности как средство становления межличностных отношений у младших школьников в инклюзивной среде

Самооценка как критерий сформированности критического мышления учащихся (на примере географии)

Полихроматические феномены как средство образной выразительности окружающей действительности в преподавании литературы

Конспект образовательной ситуации по восприятию детьми изобразительного искусства

Задать вопрос