В данной статье рассказывается о широком опыте в области рисования по памяти и воображению. Так же говорится о рисовании с натуры и по представлению, как о едином процессе изучения формы.
Самое главное место в профессиональной художественной школе всегда занимал рисунок с натуры, рисунок по представлению и по памяти. Но этим не ограничивается путь овладению художественным мастерством. Вглядываясь в чистый лист бумаги или холст, каждый стремящийся изобразительно выразить свою мысль, часто сталкивается с одной проблемой. Суть ее в том, чтобы увидеть изображение как бы внутренним зрением на еще не тронутой поверхности листа. Учащемуся необходимо победить робость перед чистой плоскостью и у них должна выработаться готовность к воплощению замысла, в их сознании должно зародиться зерно композиции.
Возникновение художественного образа тесно связано со зрительными впечатлениями. Чем ярче эти впечатления, чем больше их запас, тем свободнее чувствует себя художник при решении возникающих задач. Часто можно наблюдать то, что учащиеся, часто работающие с натуры, испытывают большую растерянность, при желании запечатлеть натуру в движении с не позирующей натуры. В формировании художника умение представить и так же изобразить то, что данный момент им не воспринимается, играет существенную роль.
Отсутствие умение рисовать без непосредственного обращения к натуре, без постоянной оглядки на нем мы замечаем в композиционных работах учащихся. Творческий характер восприятия натуры и активность ее видения, являются важными отправными элементами в развитии сложного комплекса, который называется мироощущением художника, его отношением к окружающей действительности и искусству.
В детской художественной школе в области композиции одной из первых задач считается развитие изображения на примерах иллюстраций к сказкам и басням. Не меньшее значение приобретает развитие художественной наблюдательности, дающей мотивы для композиционных рисунков, которые составляют походы на природу, сцены окружающей жизни и многое другое. Развитие фантазии и наблюдательности содействуют умению в натуре почувствовать источник выразительности, отразить свое отношение к нему, искренне выразить ярко и очень интересно свой замысел. Вся работа преимущественно идет по представлению.
В соответствии с общей программой курсов по рисунку и композиции нужно будет предложить примерный порядок задач рисования по представлению с постепенным нарастанием сложности заданий и объектов изучения:
- Рисунок, выполненный по наблюдению, с коротким по времени отрывом от натуры.
- Доработка и продолжение рисунков, выполненных по памяти с натуры.
- Работа, выполненная по памяти с повторными наблюдениями и проверкой.
- Воспроизведение того, что изучалось в рисунке с натуры.
- Рисунки и наброски, выполненные с не позирующей модели.
- Рисунок по памяти, выполненный с большим интервалом во времени.
7.Как итог за семестр выполнить контрольную работу по памяти и воображению, содержание которой, сложность определяются в зависимости от курса, его времени.
Освоение круга намеченных задач, может послужить базой для того, чтобы, придя в высшее учебное заведение, студенты могли располагать определенным запасов знаний и умением в рисовании по памяти представлению. В первую очередь нужно определить последовательность и содержание заданий, следует разобраться в особенностях данного вида рисунка. Само представление подразделяется на представления памяти и представления воображения. Различия этих двух видов, основой которых являются не просто прошлые восприятия, а подвергнувшиеся некоторым переработкам, заключается в характере и степени этой переработки.
В отличие от представлений по памяти, представление воображения означают процесс, заключающийся в создании новых представлений на основе имеющихся, путем их преобразования. Рисование без натуры в зависимости от поставленной задачи, может опираться на вид представления.
После изложения общих методических вопросов, связанных с рисованием по представлению и памяти, намечены конкретные практические задания по развитию памяти и воображения, которые могут быть исполнены в условиях учебной мастерской под руководством педагога.
Рисование по представлению, которое включает в себя представления памяти и воображения, усиливает понятие о размере формы, открывает возможность для работы с подвижной не позирующей моделью, обостряет чувство характера. Это часто способствует развитию образного восприятия мира и умению рисовать «от себя». Упражнения, связанные с этим, не только развивают память и воображение, но и укрепляет изобразительную грамоту.
Основой всего творческого процесса создания произведения, является возникновение пластического мотива, способность художника мыслить зримыми образами. Умение компоновать, означает умение творчески мыслить. Воплощение в конкретном образе запаса имеющихся знаний и представлений, выражающих определенное содержание, наиболее существенная черта этого процесса.
Человеческий глаз не воспринимает поверхность предмета как линию, все, что мы видим, это есть тональные участки.
Намечая контур предмета, мы не можем отображать линию, которую не можем видеть, а изобретаем ее, чтобы обозначить границу видимого. Когда мы моделируем форму с помощью тона, то мы создаем иллюзию объема, использую градацию тона на поверхности формы. Рисуя, что либо, нужно обозначить свет и тень, а так же участки различной тональности. Для того, чтобы тени более ярко выражались, создается искусственное освещение, это имитация эффекта освещения от окна, от настольной лампы, от свечи, от солнца, от неба в пасмурный день. При решении композиционных задач, нужно учитывать ряд свойств, которыми обладают пространственные формы. Сюда входят вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, а так же цвет и освещенность натуры. Прежде чем начать рисовать с натуры, обязательно нужно рассмотреть предметы и представить из каких простых форм и линий они состоят. Прежде чем рисовать предмет, нужно сначала рисовать главную ось, засечки размеров предмета, затем нужно провести тонкие линии, чтобы обозначить размер.
Прорисовывается основная форма предмета, делается точный контур, затем наносится тоновое моделирование. Пути и методы творческой работы, можно обобщать и классифицировать, так как были попытки создания теории творчества. Творческий процесс извилист, таит в себе неожиданные повороты, возврат к творческому отрезку пути. Он может начаться с предложенного задания, или от случайного цветового впечатления, которое является импульсом к творческой работе. Далеко не всегда обстоятельства дают возможность для работ с натуры, связанных с композиционным замыслом. Очень часто важные и интересные замыслы подстерегает художника на каждом шагу, по этой причине здесь главную роль играет момент неожиданности. В таких случаях на помощь художнику приходит его память. Это может найти выражение в самых разнообразных формах, и замысел может быть рожден воспоминанием. Художник по памяти может запечатлеть зерно художественного мотива. Рисование по памяти может характеризоваться в двух разновидностях, и они связаны с композиционным замыслом.
Чаще всего первые мысли о будущей композиции бывают навеяны тем или иным жизненным впечатлением. Другая форма работы заключается в обогащении и уточнении уже сложившегося образа дополнительными наблюдениями.
Как в процессе работы над эскизом, так и ведении основной работы, опора на художественную память помогает держать в поле зрения, отобранное и главное. Продуктивностью памяти служит то, что выражается в умении быстро извлекать из запаса зрительные впечатления и наблюдений именно необходимых в данный момент. Для тех, кто обладает композиционным мышлением, образным мироощущением, открываются более широкие горизонты, а так же раскрываются тайны любого материала. Таким образом, выявляется необходимость в цельном подходе к развитию у будущих художников понимания пластического, без которого не существует понятия образа.
Подбор иллюстративного материала наряду с отдельными учебными работами в основном строится на показе произведений мастеров, созданных как с натуры, так и по воображению. Это обстоятельство мотивировано рядом многих соображений. При сопоставлении работ известных художников с учебными работами, неизбежно возникает естественный контраст не только в степени профессионального мастерства, но и в свободе воплощения образно-пластического замысла.
Развитие памяти в значительной степени является воспитанием не только ума, но и воли и воспитанием личности человека. Развитие же памяти требует множество усилий, а рисунок сознательный и аналитический влияет на закрепление памяти.
Литература:
- Шорохов Е. В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов. — М.: Просвещение. 1979 г.
- Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. — М.: Изобразительное искусство 1985 г.