Во время обучения в высшей школе будущий педагог изобразительного искусства должен усвоить целый ряд методических положений, связанных изображением пейзажа. Также он должен изучить различные породы деревьев, рисунок ветвей, цветов и растений. Все это тесно связано с преподаванием в школе тематического и декоративного рисования.
Для некоторых студентов и будущих педагогов пейзаж является излюбленным жанром их творческой деятельности. Кроме того, изучая этот жанр изобразительного искусства, студенты углубляют свои знания в области перспективы, усваивают новые технические приемы работы различными материалами.
Изучая в теории и на практике основные положения пейзажного рисунка, нужно строго соблюдать методическую последовательность в построении изображения. Приступая к рисунку пейзажа, прежде всего, необходимо выбрать сюжет и построить композицию. Очень важно верно распределить акценты в изображении. Иногда художнику приходится ради композиционного единства и большей убедительности немного сдвинуть в сторону изображение какого-либо объекта, добавить или опустить некоторые детали и т. д. Главное в композиции выбрать нужную точку зрения и удачно расположить объекты.
Начинают, как правило, с небольших поисковых набросков. В них рисовальщик должен сосредоточить внимание на главном, выделить основную идею композиции, выполнить обобщенный рисунок, не прорабатывая отдельных деталей. Примером подобных набросков могут служить многие рисунки великих мастеров, например, композиционные зарисовки В.Серова. Мы видим только завязку композиционного решения, художник определяет наиболее удачную точку зрения, ищет линию горизонта, намечает очень обобщенно основные детали.
Решение такой задачи для начинающего рисовальщика представляет определенные сложности особенно, если в пейзаж вводится фигура человека. А. Дейнека писал: «При изображении фигуры в глубоком пространстве (скажем, на фоне архитектурного пейзажа) композиционные задачи, безусловно, усложнятся, так как появятся глубинные планы — начертательные и воздушные, поэтому труднее будет выявить главное, отбросить мелкие, ненужные детали. Здесь важно найти смысловое единство человека и окружающей среды. Рисуя двух людей, мы должны найти ясный пластический диалог — своего рода изобразительный рассказ о встрече этих персонажей»[1, С. 169].
Таким образом, как в учебном рисунке, так и в будущей самостоятельной работе мы будем решать композиционные задачи более сложные и трудные.
«В зависимости от характера рисунка, его целевого назначения используются те или иные средства выражения и правила композиции»[1, С. 170].
Нужно подчеркнуть, что для композиционного решения пейзажа особенно важно нахождение линии горизонта в картине, его расположение относительно зрителя.
Низкий горизонт помогает художнику подчеркнуть монументальность пейзажа. А с помощью высокого горизонта можно дать более широкую панораму пейзажа, полнее раскрыть местность. Примерами могут служить картины великих пейзажистов, таких как Саврасов, Юон и др.
Большая трудность при композиционном решении пейзажа состоит в том, чтобы дать верную характеристику изображаемой местности, чтобы все детали в пейзаже были хорошо скомпонованы между собой, помогали выразить общую идею.
Решая композицию рисунка пейзажа, нельзя выхватывать отдельные, куски, нужно показать самое характерное, типичное. Также нужно помнить и об эмоциональной выразительности рисунка, он должен ярко передавать впечатления, мысли и чувства художника.
Итак, после того как найдено удачное композиционное решение пейзажа в подготовительном наброске, можно приступать к рисунку.
Сначала намечают общую схему расположения предметов, характер форм и их пропорции, размеры. Намечают линии перспективного сокращения.
Чтобы убедительнее передать в рисунке глубину (пространство), нужно правильно установить горизонт. Уровень наших глаз является линией горизонта. Точки схода на линии горизонта помогают верно передать масштаб предметов. Масштаб предметов в перспективе определяют по находящемуся вблизи предмету, взятому за условную единицу, а затем по линиям схода к горизонту определяются все остальные объекты относительно первого. Но не следует превращать рисунок в чертеж, намечая перспективу пейзажа и прослеживая точность перспективных сокращений. Перспективу в пейзаже нужно передавать средствами выразительного и живого рисунка.
Чтобы облегчить задачу начинающему рисовальщику можно разбить свой рисунок на два или три перспективных плана (передний, средний и задний). Сравнивая их между собой, будет легче определить масштабность предметов и в то же время решить тональную задачу рисунка.
Воздушная перспектива в рисунке пейзажа имеет определенные законы, которые должен усвоить каждый студент.
Основные законы достаточно известны:
1. Из-за влияния световоздушной среды четкость предметов по мере удаления от зрителя ослабевает; чем дальше от зрителя находится предмет, тем более расплывчаты его очертания.
2. Сила тональных отношений, разница между светом и тенью на поверхности предметов, по мере удаления от зрителя ослабевает.
3. По мере удаления предмета от зрителя тональная насыщенность и яркость цвета ослабевает.
Леонардо да Винчи писал: «За пределами известного расстояния деревья кажутся тем более светлыми, чем больше они удаляются от глаза, причем настолько, что они, в конце концов, обладают светлотою воздуха на горизонте. Это происходит от воздуха, который располагается между этими деревьями и глазом»[2, С. 325].Отступление от этого правила возможно при изображении моря. «Волнующееся море не имеет всеобщего цвета, но кто смотрит на него с земли, тот видит его темного цвета, и тем более темным, чем оно ближе к горизонту». Рисуя предметы на первом плане, можно нажимать инструментом (будь, то перо, или карандаш) на бумагу в полную силу; на втором плане предметы прорисовываются более мягко, а на дальнем изображаются легким прикосновением к бумаге. Этим художник добивается передачи воздушной перспективы.
Важным моментом в пейзаже является освещение. Необходимо обратить внимание на особенности собственных и падающих теней. При построении теней в перспективе прежде всего следует установить характер освещения. Это может быть искусственное освещение (от лампы) или естественное (от солнца). Если свет искусственный, то лучи от источника света распределятся от одной точки в разные стороны, образуя подобие конуса. Соприкасаясь с поверхностью предмета каждый луч будет повторять его силуэт на горизонтальной плоскости, причем падающая тень по мере удаления от источника света увеличивается и искажается в зависимости от угла. Если свет естественный, то лучи принято считать параллельными друг другу, и от основания предмета тень будет увеличиваться только в длину по направлению лучей света.
Если тень от предмета падает на соседний предмет, то в рисунке надо учитывать не только ее силуэт, но и поверхность того предмета, на который она ложится.
Следует помнить, что моделируя форму предметов в пейзаже, студент должен прорисовывать их не с одинаковой силой, а в зависимости от удаленности и освещенности. Предметы первого плана прорисовываются более четко и детально. Предметы на втором плане рисуются более обобщенно. Леонардо да Винчи писал: «На далеких расстояниях деревьев от глаза, их видящего, им воспринимаются лишь главные теневые и световые массы, а те, которые не являются основными, теряются вследствие своего уменьшения»[2, c.325].
Строя перспективу пейзажа, одновременно намечают «перспективу» теней. Начинающему рисовальщику нужно напоминать о том, что он должен держать общую тональность рисунка, хотя передний план представляет широкое поле для наиболее сильных тоновых контрастов. В связи с этим несколько слов о педагогических приемах. При объяснении закономерностей тональных отношений преподаватель должен не только рассказывать, но и показывать. Первое впечатление ученика, его ощущения, являются первой ступенью процесса познания, поэтому они могут создать неправильные представления о явлениях действительности и закрепиться в сознании.
Изучение жанра пейзажа невозможно без изучения рисунка деревьев, цветов и растений. Этот вид учебной работы будущему педагогу крайне необходим. К такой работе учителю нужно и соответственно подготовиться. Он должен знать, как располагаются ветви на деревьях, как они изгибаются, как на них растут листья. При объяснении учащимся характерных особенностей формы различных деревьев учителю следует напоминать о разнице в строении тех или иных видов растений. Также нужно предварительно тренироваться, делать зарисовки. Запомнить, что у березы от ствола ветки идут вверх, затем изгибаются вниз и разветвляются, переходя в тонкие стебли, которые свисают под тяжестью листьев. У плакучей березы эти крайние ветви более тонкие и длинные, у обыкновенной - они короче, более толстые и узловатые. У дуба ветки стремятся вверх, резко меняя свое направление, а листья располагаются группами на конце веток. Ветки ивы от ствола также тянутся вверх, на молодых кустарниках они так и остаются прямыми (верба), свисают только листья; а у большого дерева ветви под тяжестью листьев свисают вниз, образуя характерную струящуюся массу, из-за чего в народе ее и прозвали « ива плакучая ». У ели ветви также стремятся вверх, особенно хорошо это видно на вершине дерева (между тем многие рисуют елку с опущенными ветвями). У сосны ветви широко расходятся в стороны, а на концах резко поднимаются вверх, иглы располагаются пучками.
Чтобы хорошо изучить характерные особенности разных деревьев, необходимо тщательно прорисовать каждое из них. В старинных пособиях по рисованию пейзажа рисунку веток растений, цветов и различных пород деревьев отводился специальный раздел. Например, такие пособия, составленные в 1874 году В. В. Пукиревым и А. К. Саврасовым, даже сейчас будут интересны и полезны каждому рисовальщику.
Для зарисовки веток растений и деревьев, помимо привычных всем графитных карандашей, можно использовать самые различные материалы, например тушь и перо.
Работа над пейзажем и выполнение пленэрных зарисовок не только увлекательный, но и крайне необходимый для учителя изобразительного искусства вид деятельности, а применение на практике основных правил и пробы различных материалов обогащает и развивает творческое начало в каждом. Навыки, полученные в ходе работы графическими материалами с натуры, помогают повысить скорость выполнения работы, что благоприятно сказывается на педагогическом рисунке, а также развивают мышление, внимание и зрительную память.
Литература
- Дейнека А. А. Учитесь рисовать.— М.. 1961
- Книга о живописи Леонардо да Винчи— живописца и скульптора флорентийского. М., 1968