К вопросу о рисунке по памяти, представлению и воображению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 3133 раза

Библиографическое описание:

Спирина, М. В. К вопросу о рисунке по памяти, представлению и воображению / М. В. Спирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3595/ (дата обращения: 21.12.2024).

Работа по памяти, представлению и воображению предполагает работу определенного типа мышления и восприятия. Эти процессы рассматривали в своих научных трудах известные ученые, такие как И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Л.С. Выготский, В.П.Зинченко, Д.Н. Узнадзе, А.В. Брушлинский, И.С. Якиманская, Б.М. Теплов и др. В процессе психического отображения новых, наиболее существенных свойств и отношений окружающей действительности мышление играет особую роль.
«Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового. Уже маленький ребенок, по мере формирования у него элементарных видов мыслительной деятельности, начинает открывать новое в окружающей действительности»,- пишет А.В. Брушлинский [1, с.38]. По мнению ученого, открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида. Таким образом, мыслит не мышление само по себе, а человек как субъект, обладающий мышлением и непрерывно обновляющий, развивающий свой жизненный опыт. Так осуществляется сложная взаимосвязь между новым и старым. Мышление хотя бы в минимальной степени всегда является в той или иной мере продуктивным, творческим, самостоятельным. Вообще ученые выделяют две основные разновидности мыслительной деятельности, мышления: репродуктивное, продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление это то, с помощью которого человек легко решает задачи давно и хорошо ему знакомого типа или вида. Другими словами репродуктивное мышление это просто память (а не собственно мышление). Что касается « продуктивного, творческого» мышления, то, по мнению Брушлинского, мышление по сути и по определению всегда является таковым, хотя в различной степени. Что же касается процесса познания нового в объекте, то оно было бы невозможно без включения его в многообразные связи. «В частности, один и тот же познаваемый объект - отражательная деятельность головного мозга – в разных системах связей и отношений выступает и как нервная деятельность, определяемая физиологическими закономерностями, и как психическая деятельность, определяемая психологическими закономерностями»,- пишет ученый [1, с.118].
Следует отметить факт касающийся рисунка по памяти и представлению, то заучивание или запоминание исследуется психологами в качестве специальной учебной деятельности человека в ходе взаимодействия индивида с объектом памяти, например, в ходе общения учеников с учителями, в зависимости от того насколько равномерно ученик работал в течение года, и т.д. С точки зрения физиологического исследования тот же процесс выступает уже в другом качестве – как определенная система воздействующих на мозг раздражителей. Психическая деятельность и то, что И.П. Павлов называл высшей нервной деятельностью, это одно и то же явление, предметно одна и та же реальность[3, с.112].
Что касается типологии мышления, то при ее построении, виды различаются попарно, как противоположные друг другу по тем или иным признакам. Одно из традиционных различий мышления по типам основано на содержании используемых средств – наглядных и вербальных. Известно, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы (так, например, художник рисует с натуры), а другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми понятиями( рисунок по представлению и воображению). Этим можно объяснить тот факт, что некоторым людям бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме, а другим нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.
Еще одна классификация типов мышления делит его на два типа – научно-теоретическое и эмпирическое. В эмпирическом мышлении отдельная вещь предстает как «самостоятельная реальность», а в теоретическом – как способ проявлений другой вещи внутри некоторого целого. В отличие от эмпирического теоретическое мышление оперирует собственно понятиями. «Иметь понятие о том или ином предмете – это значит уметь мысленно воспроизводить его содержание. Действие по построению и преобразованию мысленного предмета составляет процесс его понимания и объяснения, раскрытия сущности»,- пишет в своей работе «Типы мышления и учебная деятельность» Гончаров В.С.[2, с.19]

В работе будущему художнику, дизайнеру, проектировщику или художнику-педагогу необходимы такие качества как развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение сочинять и импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования по памяти, представлению и воображению. Без этих важных качеств невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисунку, композиции, поскольку композиционный эскиз, картина или проект не составляются механически из этюдов и набросков и, как правило, не повторяют их. Основополагающими моментами в данном случае являются мастерство художника, хорошая память, воображение, а также его наблюдения и знания, приобретенные при работе с натуры.

Рисунок по представлению и по воображению помогает сохранить в картине логическое совмещение предметов, в то время как ограничение себя только работой с натуры может внести в нее элемент «сочинительства» что часто приводит к потере общего впечатления, даже общего замысла работы. Художнику, в сознании и воображении которого накоплен достаточный материал, наблюдений и жизненным опытом, нет необходимости зарисовывать знакомые детали. Некоторые детали сохраняются в его памяти и, в случае необходимости, получают свое воплощение.

Опыт известных мастеров изобразительного искусства показывает, что систематические упражнения в рисовании по памяти генерируют способность сохранять впечатления от живой природы и воспроизводить их до подробностей в нужной для художника интерпретации. Так, в картине Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» комната, в которой происходит допрос написана художником по памяти. По свидетельству историков, Н. Н. Ге видел интерьер комнаты всего один раз. Такие примеры не единичны в творческой практике. Произведения мастеров свидетельствуют о большой наблюдательности и хорошей зрительной памяти художников, создававших по воображению и по представлению достаточно правдивые образы собирательного характера.

В истории развития изобразительного искусства четко определились две линии в подходе к натуре. Например, в Голландии и Фландрии были специалисты отдельных жанров, вплоть до натюрморта, один из них известный художник Снейдерс. Узкая специализация позволяла работать без натуры, хотя в основе выработанных ими технических навыков и приемов, как известно, лежало наблюдение и изучение натуры. Характерным примером специалиста одного жанра в русском искусстве был художник маринист Айвазовский, который овладел жанром настолько, что писал картины от себя, не выходя из мастерской. Художник, много и упорно работающий в области одного жанра, в такой мере осваивает мастерство, что с легкость пишет сюжет или целую картину.

Умение рисовать по памяти обеспечивается также знанием перспективы, пластической анатомии, основ цветоведения. Эти дисциплины в подготовке студентов, связанных с творческими специальностями должны быть обязательными, тесно взаимосвязанными с учебно-творческой деятельностью по рисунку, живописи, композиции.

Программа подготовки учащихся ВУЗов к рисованию по памяти включает различные задания, упражнения. Чаще всего практикуется повторение по памяти некоторых программных заданий. Количество часов отведенных на повторение рекомендовано значительно меньше, чем на выполнение этюда с натуры. Обычно дается установка на то, чтобы при повторении задания по памяти художник стремился передать обобщенное впечатление от натуры за счет опускания подробностей. Однако отказ от изображения в этюде деталей часто приводит к неоправданным упрощениям.

Повторение программных заданий по памяти, проводится обычно сразу же после их завершения, в конце занятия. При таком систематическом и четком подходе учащиеся часто пытаются восстановить в памяти и скопировать только что выполненный с натуры этюд или зарисовку. Во избежание копирования своего этюда можно повторять задания по представлению, с другой точки зрения, в другом ракурсе или через занятие. Тогда студент действительно будет больше опираться на память натуры и умение запоминать и передавать ее особенности, характер, пропорции, движение. Такие упражнения полезно проводить непосредственно после завершения задания с натуры.

Умение рисовать по памяти важно и потому, что художник Не всегда располагает временем и соответствующими условиями, чтобы написать этюд с натуры. В окружающей действительности бывают такие явления, события, которые писать с натуры весьма трудно или просто невозможно: быстротечные процессы труда, движущийся транспорт, эффекты освещения и т. д. Наблюдая, художник должен запоминать все это.

Молодому художнику трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти - это еще сложнее.

Зрительная память развита у всех на разном уровне. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения профессиональной принадлежности, более развиты эти качества у людей, чьи профессии связаны с процессами зрительного восприятия и запоминания увиденной информации. «Величайшей загадкой» назвал А. Н. Бенуа то обстоятельство, что «люди не видят и даже тогда... когда все ясно, как день».

Если проанализировать учебный процесс, то обычно натурные постановки выполняются в течение 12—18 часов. Рисуя, студенты наблюдают и изучают натуру, пропорции, форму, движение, цветовые соотношения. Как показали многочисленные эксперименты и наблюдения, после завершения задания, выполнить эту же постановку по памяти значительно труднее, чем рисовать с натуры.

Тренировка и развитие наблюдательности, зрительной памяти — это не самоцель. Умение наблюдать и запоминать увиденное, необходимо связывать с активной учебно-творческой деятельностью по рисунку, живописи, композиции. Академическая и творческая работа учащихся должна дополняться регулярными упражнениями по памяти, представлению и воображению как длительного, так и кратковременного характера (это могут быть этюды, наброски, эскизы, педагогическое рисование, в зависимости от направления подготовки студентов).

Развитие способностей, связанных с рисованием по представлению и воображению должна предшествовать систематическая углубленная работа с натуры, так как они понимаются как единый взаимодополняющий процесс. Чем больше начинающий изучает натуру, тем глубже становятся знания и представления о ней. Чтобы свободно и уверенно рисовать «от себя» (сложные объекты, например, фигуру человека), надо систематически с натуры и по памяти выполнять этюды и зарисовки людей разных профессий и возраста, в различных ракурсах и перспективных сокращениях, позах, движении, во взаимодействии с окружающей средой. Для более точного и правильного рисунка необходимо углубленно изучать пластическую анатомию и рисовать анатомические гипсовые модели, детали, обращать внимание на анатомическую сторону при выполнении академических заданий по рисунку и живописи.

Постоянная работа с натуры, заинтересованное наблюдение и изучение жизни, пополнение своих знаний и представлений о ней позволяют художнику свободно и каждый раз по-новому воплощать свой творческий замысел.



Литература:

  1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; МОДЭК,2003.- 407с.

  2. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность.- Свердловск: СГПИ, 1988.- 72с.

  3. Павлов И.П. Полное собрание сочинений., т.3, кн.2, Изд-во АН СССР, М.-Л.,1951.

Основные термины (генерируются автоматически): натура, память, представление, воображение, мышление, окружающая действительность, художник, жизненный опыт, зрительная память, изобразительное искусство.


Задать вопрос