Мы живем в быстро и резко меняющееся, нецелостное время, вызывающее наступление секуляризации в наши дни и ставшее характерной чертой современной мировой эпохи [3], поэтому неудивительно видеть явления кризиса и упадка в сфере духа, души и тела человека, требующих для себя все больше материальных благ при уменьшении самоотдачи.
Именно национальная идея может и призвана сплотить нацию, объединить народ на решение актуальных для государства задач, на государственное строительство, и объединенная этой идеей страна становится сильной и мощной державой [6].
В послании Президента РФ 5 ноября 2008 г. говорится, что «Основу нашей политики должна составлять идеология, в центре которой – человек …Конституция предопределила путь обновления России… как общества, для которого высшей ценностью являются права и достоинства каждого человека» [1]. Развитие российской государственности будет успешным, если будет опираться на свободных людей, уверенных в своей защищенности законом и государством, которое может быть сильным и мощным в своем единстве, при целостности территории и большой численности населения. Государство, «повернувшееся лицом к человеку» – это забота о каждом гражданине как о части единого целого вот на чем может быть основана воля народа к единению, национальная идея, сплачивающая нацию, причем гарантированная «авторитетом самого Основного закона»: «…именно Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство…единство многонационального народа», записано в послании Президента РФ Федеральному Собранию [7].
Идея русской самобытности противопоставляется идее включения России в какой бы то ни было контекст мировой истории [4, 5]. Ради сохранения самобытности требуется пожертвовать вхождением России в мировое сообщество, а принимая во внимание масштабы нашей современной жизни, происходящую глобализацию, мировое сообщество требует жертвовать всем «русским»: национальными интересами, историей, культурой, духовным опытом народа, и даже его территорией. Однако ведь жертвуя «русским», мы невольно должны будем забыть и о русской «всемирной отзывчивости», и ни к чему доброму, положительному с точки зрения русской нации, кроме как безликому космополитизму, этот путь не приведет: он изменит наши традиционные ценности, но не поможет решить проблему возрождения России, русской самобытности и достойного включения России в стремительно глобализующий мир.
Следует подчеркнуть, что «отзывчивость» и «человечность» являются общепризнанной характерной чертой русской нации, а именно общности людей, проживающей исторически на территории Русь-Россия-Российская империя–СССР–Российская Федерация и пространство стран СНГ, которая на протяжении многовековой истории, проявляется как национальное общее чувство - «всемирная отзывчивость», которую еще называют «русской душой», - это высокая духовность, любовь к человеку, солидарность, человечность «во всем пространстве этого слова», включающая национальное бескорыстие, жертвенность и цивилизаторская роль на присоединенных территориях. И Россия, и СССР ставили целью не подавление национальной традиции, веры, культуры завоеванных народов, а скорее их развитие, в результате которого эти народы «поднимались» до уровня русского народа. И сегодня Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что «Не раз именно Россия оказывала покровительство малым народам…» [6].
Авторитет духа, русской души, ее достоинство, готовность бескорыстно оказывать гуманитарную помощь слабым признана во всем мире, это свойство неведомо подавляющему большинству западных «рациональных» наций. Всесильную Америку мир не любит – «мировой жандарм», а Россию – любит, прежде всего простые люди. Философ В.С. Соловьев очень точно подметил, что «Россия – душа человечества» [7].
Из чего может проистекать общая идея, что такое общество? В своем фундаментальном труде «Русская история» авторитетнейший историк В.О. Ключевский пишет «Я разумею общество как историческую силу… что люди живут вместе и оказывают влияние друг на друга…. Преимущественно бытовые условия и духовные особенности, какие вырабатываются в людских массах … и совокупность природы которых составляет то, что мы называем народным темпераментом… влияет на быт и духовный склад людей» [5]. Духовность опирается на пласт многовековой культуры, не имеет протокольных рамок, ее нельзя ликвидировать приказом или распоряжением. Неоднократно на протяжении истории авторитет духа являлся объединяющим и консолидирующим началом, особенно в годы испытаний. Подтверждение этой идеи – в национальной жизни живущих на данной территории народов более 12 столетий. Опираясь на историю, В.О. Ключевский так подчеркивал главную особенность истории России: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней», но в России, в отличие от стран «воинствующего колониализма» - Великобритании, Франции, Испании и др. – основным средством колонизации было переселенчество (а не вооруженный захват), т.е. перемещение населения из центральных районов России на постоянное место жительства в малонаселенные окраинные местности – Сибирь, Север, Дальний Восток [4]. Расширение земель русских началось с момента объединения удельных княжеств, затем началось освоение Сибири, затем их «прирастание» связано с присоединением Малороссии, Белороссии и Новороссии (степи северного Причерноморья): и образовалась Российская империя. Дальнейшее расширение империи в XVIII в., при Екатерине II, произошло после победоносных войн с Турцией: к России отошли Новороссия и Крым, часть Польши, Литва и Курляндии; добровольное присоединение Грузии и присоединение Туркестана.
Русские всегда уважительно, по-человечески относились к местному населению, к их вере, традициям и обычаям, приобщая их к своей цивилизации, языку и культуре. Уникальная особенность русских состоит в том, что они в своей отдаче сохраняют свою душу, усваивая лишь внешние формы другого. Как в имперский, так и советский период это выражалось в просвещении присоединенных народов, велось строительство, школ, больниц, театров, промышленных предприятий. Все это вызывало уважительное отношение местных народов и способствовало упрочению межнациональных бытовых, экономических и культурных связей. Десятки малых народов Севера, Востока, Туркестана, находившихся на полуфеодальном уровне, за 70 лет Советской власти в теснейшем взаимодействии с русским населением достигли цивилизационного уровня.
Федеративные, а не унитарные принципы организации государства – РСФСР, затем СССР и Российской Федерации – вот свидетельство уважения ведущей нации в многонациональном государстве по отношению к другим нациям и народностям, свидетельство политического равенства всех их перед лицом закона. Следует подчеркнуть, что русский народ, даже и не составлявший большинство населения Российской империи, исторически смог стать лидером, цементирующим все многонациональное ее пространство (так, по переписи населения 1897 года русские в структуре империи составляли всего 44,3% от 122,6 млн. чел., т.е. меньшую половину населения).
«Русская отзывчивость» на протяжении всей многовековой истории давала благоприятные возможности развития своей национальной жизни и культуры, своего языка других, в том числе и малых наций и народов в составе единого мощного государства, которое в состоянии их защитить. И сегодня на фоне кризиса «малые» стремятся к «старшему бескорыстному брату», т.к. сообща легче – отсюда сосуществование наций и народностей на обширной территории российского государства.
Феномен русской души очень точно подмечен гениальным русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем в повести «Тарас Бульба» [2], эти слова очень точно подходят и к нашему сегодняшнему времени, хотелось, чтобы их прочитали, услышали те, кто живет в бешеном ритме, потеряв «человеческое лицо» в погоне за «золотым тельцом» и устремляясь к всеобщей унифицирующей глобализации: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие, бусурманские обычаи; гнушаются языком своим: свой со своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынку… Но у последнего подлюки, каков он ни есть, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают, что значит в Русской земле товарищество!».
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации Конституция, М., «Юридическая литература», 2009. http://archive.kremlin.ru/articles/ConstMain.shtml
2. Гоголь. Н.В. Тарас Бульба / Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, в 10 томах, - М.: Изд-во АН СССР, 1979.
3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 тт. М.:МГУ, 2001.
4. Ключевский В.О. Сочинения в 8-ми томах. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1956.
5. Ключевский В.О. Русская история, М.: Мысль, 1994.
6. Медведев Д.А. Россия, вперед! / официальный сайт Президента России http://news.kremlin.ru
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 г. / официальный сайт Президента России. http://news.kremlin.ru
8. Соловьев В.С.. Поэзия Ф. И. Тютчева. http://www.rulex.ru/01180442.htm