Место рисования с натуры в формировании изобразительного мастерства учащихся профессиональных колледжей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исаков, Ж. А. Место рисования с натуры в формировании изобразительного мастерства учащихся профессиональных колледжей / Ж. А. Исаков. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2768/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящей статье автор ведет речь о важной составляющей обучения изобразительному искусству как работа с натурой, уделяет особое внимание практическим аспектам данной работы.

Ключевые слова: натура, изобразительное искусство, будущий художник, зрительная память, представление.


Занятия изобразительного искусства, посвященные рисованию с натуры, является начальным этапом обучения изображению действительности в правдивых образах и формирования пространственных представлений. Для правильного, изображения предметов на поверхности бумаги необходимо в совершенстве владеть теоретическими знаниями по изобразительному искусству и умело применять их на практике, уметь рисовать с натуры, и по памяти, по воображению. Естественно, чтобы решать подобные творческие задачи, необходим талант художника, систематическая и неустанная работа над собой.

Одной из основных задач изобразительного искусства является формирование знаний и умений учащихся, как результат изучения граней, секретов мастерства в изображении.

Обучение рисованию связано с решением следующих взаимосвязанных задач: восприятие предмета с натуры, наблюдение, сопоставление предметов, различение их по форме, цвету, свойствам материала, а также пространственное воображение его конечного состояния. Для этого, прежде всего, нужно научить учащегося изучать натуру, правильно и правдиво её рассмотреть. В свою очередь, это является наиболее трудной и наиболее важной задачей. В процессе изображения учащийся должен быть внимательным, уметь рисовать, размышляя как на занятиях по точным наукам [1, c. 23-25].

В процессе занятий учащийся должен усваивать основы, методы правдивого (реалистического) рисования, овладевать мастерством изображения, соблюдать последовательность, правильно применять средства изображения.

На теоретических и практических занятиях учащийся изучает закономерности изобразительного искусства, повышает свои навыки, учиться работать с карандашом, кистью, различными красками, учиться смешивать краски для получения необходимого оттенка. Важно, чтобы учащийся формировал чувство восприятия сложных и составных цветов, понимать гармонию цветов, и эффективно используя её, развивал пространственные представления.

Все формы в природе, в частности и тело человека являются сложной пластической формой, состоящей из единства различных геометрических фигур. По этому начальные занятия по изобразительному искусству посвящают рисованию простых геометрических фигур в различных состояниях и ракурсах.

Принимая во внимание особую роль изобразительного искусства при подготовке кадров, каждый начинающий специалист должен помнить и соблюдать требования известных деятелей в области изобразительного искусства [2, c. 33-34].

Задача изобразительного искусства – развитие будущим художником пространственных представлений посредством чувства вселенной и живого изображения в процессе своей работы.

Изобразительное мастерство формируется посредством упражнений реалистичного изображения с натуры. О чем писали и говорили многие исследователи и специалисты.

Для того чтобы правильно изобразить предмет, нужно научиться правильно рассматривать его своеобразные стороны. Это не просто, и требует систематической работы. Еще одна трудность рисования предмета с натуры заключается в восприятии, осознании натуры. Как известно, люди по-разному представляют предметы и их изображение. Что, в свою очередь, зависит от строения глаза человека и, в особенности, от его способности увидеть.

Немаловажной задачей при обучении молодого поколения является формирование у художника способности видеть и изображать с расстояния. Видеть и изобразить форму предмета с расстояния (в пространстве) означает видеть предмет «в полном объеме», в трех измерениях (высоту, ширину и плоскость).

Основной задачей на занятиях является реалистичное изображение натуры, правильное отражение его размеров. Добиваются этого с помощью глазомера (измерения расстояния и размеров предмета на глаз) и правильного направления глаз. Для правильного определения расстояния и размеров предмета важно развивать способность присматриваться.

Для развития данной способности в процессе работы целесообразно на постоянной основе определять пропорции на глаз. Требования к точности рисунка учат будущих специалистов быть внимательнее, ответственнее в отношении своих работ, внимательно анализировать природу, и в то же время развивает способность запоминать уведенный облик.

Зрительная память важное и ценное свойство человека. Оно сохраняет в памяти точное и общее представление о форме, пропорциях и строении предмета. Это позволяет рисовать предмет по памяти, по воображению, и облегчает работу начинающего художника по составлению в будущем самостоятельных композиций.

В результате занятий по рисованию с натуры развивается способность к зрительной памяти. Подобные упражнения, особенно плодотворны для учащихся профессиональных колледжей. Данная система работ важна для упрочения в памяти (зрительных) представлений о форме, конструкции, пропорциях и пластике предметов – естественный вид предметов. Для этого целесообразно выполнение кратковременных зарисовок и рисунков. На занятиях по укреплению зрительной памяти. Прежде всего, запоминаются основная часть, второстепенные части игнорируются, главное – запомнить общую форму. Также, в ходе занятий расширяется и углубляется степень запоминания: запоминаются и второстепенные части. Зарисовки и рисунки развивают у учащегося реалистичное – полное видение натуры [1, c. 12-16].

Во многих случаях учащийся работает беспорядочно, больше уделяет внимания частям, а не общей форме, и не осознает полностью сущности каждого элемента. Если учащийся способен видеть изображение в полном объеме, и соблюдая принцип «от общего к частям и от частей к общему», работа его будет эффективна. Систематическая работа по изображению частей в сравнении с общим предметом позволяет устанавливать одновременно контроль над каждой частью.

Определение пропорций и линейно-конструктивного строения предмета посредством штрихов требует от художника работать одновременно над целым рисунком. При выполнении задач по рисованию от простого натюрморта до тела человека, имеющего сложное строение, особое внимание уделяется данному принципу.

Путем усвоения изображения можно в известной мере развивать способность полного видения. Успех выполняемой работы зависит от правильного расположения учащегося у мольберта и умения правильно держать карандаш [3, c. 48-49].

Учащийся должен карандаш с конца противоположного заточенному концу. Так, можно двигать им под любым углом в отношении холста. Для того чтобы обеспечить прочное состояние руки малый палец едва упирается на мольберт. Необходимый тон получают посредством параллельно рисования штрихов в равных интервалах. Для перехода с насыщенного цвета на не насыщенный на сферических поверхностях уменьшается, или увеличивается интервал между штрихами, и сильнее или слабее надавливают карандашом на поверхность.

Известно, что невозможно рассмотреть полный объем предмета с одной лишь стороны. Только рассмотрев каждую часть предмета вокруг можно представить реальную форму предмета. Результатом мастерства представления и воображения вида предмета в пространстве является реалистичное его изображение. По этому с учетом света, падающего на предмет, и образуемой при этом тени с помощью границ и контуров предмета, которые нам видны, мы получаем представление о не видимой стороне предмета. Эти особенности зрительного восприятия и определяют закономерности реалистического изобразительного искусства. В свою очередь, реалистичное изображение должно иметь такие особенности, которые бы позволяли правильно воспринять или понять изображение по форме, цвету (тону) предмета.

Обучение изобразительному искусству начинается с обучения наблюдению предметов в пространстве. Основной целью является достижение умения правильно изображать предметы. В реалистическом изобразительном искусстве формы и предметы изображаются так, как они существуют в природе, и как их воспринимает человеческий глаз. Для этого учащийся должен владеть некоторыми особенностями зрительного восприятия, знать правила и приемы изображения формы на поверхности бумаги в полном объеме. Процесс обучения рисунку, как и всем другим видам и жанрам изобразительного искусства, предусматривает ход занятий от простого к сложному. При этом если предыдущее занятие учащимся усвоено не достаточно, понимание последующих более сложных заданий будет еще более затруднено.

Таким образом, рисование с натуры составляет основу обучения изобразительному искусству, что требует особого внимания данному виду работ в учебном процессе профессиональных колледжей.


Литература:

  1. Бойметов Б. Каламтасвир. 1-кисм. – Т.: 2006.

  2. Бойметов Б. Портерет каламтасвир 1-кисм. – Т.: 2001.

  3. Толипов Н., Абдирасилов С., Орипова Н. Рангтасвир. 1-кисм. – Т.: 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, зрительная память, учащийся, натура, особое внимание, полный объем, предмет, будущий художник, зрительное восприятие, общая форма.

Похожие статьи

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях учреждений среднего профессионального образования

Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы

Развитие дизайнерского мышления младших школьников в процессе работы с бумагой на уроках технологии и художественного труда в начальных классах

Роль компьютерной графики в обучении студентов в области художественных специальностей

Решение коммуникативной задачи при обучении навыков художественного перевода на уроках английского языка в средней школе

Методы обучения декоративной живописи на занятиях со школьниками младших классов в художественной студии

Изучение основ компьютерного моделирования студентами профессионального обучения

Место педагогических технологий в обучении в вузе

Похожие статьи

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях учреждений среднего профессионального образования

Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы

Развитие дизайнерского мышления младших школьников в процессе работы с бумагой на уроках технологии и художественного труда в начальных классах

Роль компьютерной графики в обучении студентов в области художественных специальностей

Решение коммуникативной задачи при обучении навыков художественного перевода на уроках английского языка в средней школе

Методы обучения декоративной живописи на занятиях со школьниками младших классов в художественной студии

Изучение основ компьютерного моделирования студентами профессионального обучения

Место педагогических технологий в обучении в вузе