В творчестве рисования существует взаимосвязь между рисованием с натуры и рисованием “от себя”, но так же всем известно, что художественные дарования имеют свои индивидуальные особенности. Очень много таких мастеров, творчество которых строится на работе с натуры. Очень много примеров, когда художники легко и свободно работают по воображению, опираясь на свою зрительную память, но эти методы работы являются одновременно особенностью художественного воспитания.
Искусство требует воспитывать у учащихся умение и навыки рисования не только с натуры, но и по восприятию. В основе развития зрительной памяти лежит точная фиксация ранее виденного предмета. Отличительной чертой развития художественной памяти, служит принцип художественного отбора, основанного на пластическом видении. Приведем некоторые примеры, по развитию памяти и методам рисованию по памяти, где форма рисунка имеет самые глубокие корни. Всем известны образцы искусства, изображения, которые сохранились с древних времен на скалах.
Выразительностью форм, ясностью, красотой ритма, эти рисунки связаны с жизнью и трудом человека, которые находят отклик через многие тысячалетия. Эти изображения, которые имеют характер наброска, были созданы на основе зрительных представлений. Древние художники создавали свои произведения путем заостренного выражения характера изображаемого объекта и улавливали самую суть, будь то человек или животное. В этих наскальных рисунках отсуствует понимание пространства, которое стало для нас привычным. Эти изображения часто распологаются одно над другим, в виде многоярусного фриза.
Росписи и зарисовки в пещерах обладают остро подмеченными чертами и динамикой. Яркими примерами этого искусства являются пещеры Альтамиры, Алтайские росписи и фрески Тасили.
Рис. 1. Силуэты бизонов в пещере Альтамиры
Под сводами древней пещеры, можно разглядеть силуэты огромных бизонов, которые были очерчены охрой на камнях. Возраст этих “каменных картин”, предположительно 10–15 тысяч лет. До открытия пещеры Альтамиры, человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. Расположенная рядом с морем в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землей на 300 метров. Потолки и стены залов пещеры, расписаны изображениями кабанов, ланей и лошадей. Зарисовки выполнены углем, охрой, гематином, марганцем, каолином и многими другими природными красителями, которые перед применением смешивались с водой или животным жиром. Мастера, жившие много тысяч лет назад, с точностью смогли передать облик каждого зверя. Эти животные то тихо отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то готовятся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив рога вперед. Художники смогли увековечить движения зверей во время прыжка или вздоха, они словно живые.
Рис. 2. Силуэты быков и оленей в пещере Альтамиры
Естественные рельефные выпуклости на поверхностях скал, придают им объем. Мастер смог оживить эти выпуклости одним движением резца, он уверенно смог выгравировать силуэты свирепых бизонов и стройных оленей. Для первобытных людей такие изображения имели мистическое значение, они считали, что, если изобразить фигуру животных и пронзить их копьем, значит охота будет удачной.
За достоверность настенной живописи пещеру Альтамиры прозвали “Сикстинской капеллой первобытного искусства”. Великий Пабло Пикассо посещив эту пещеру воскликнул: “После Альтамиры — все упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное”.
Для нас представляют интерес некоторые замечания древнеримского ученого и писателя Плиния. Им было отмечено, что в основе творческого процесса изображения у античных мастеров лежало наблюдение, они изучали натуру методом наблюдения и работали по представлению.
Пристальное внимание привлекает эпоха и произведения великих мастеров эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения оставила нам в наследство столь значительные памятники искусства, что появляется желание проникнуть в содержание ее учебного процесса. Хочется попытаться постичь наиболее существенные черты обучения в мастерских, где были определены такие высокие результаты. В практику художников Ренессанса прочно входит рисование с натуры одетых и обнаженных фигур, так же как и копирование и рисование с образцов.
Мастерами эпохи Возрождения широко использовалось закрепление наблюдений рисунками по памяти, которое создавало благоприятные условия для умения отбирать самое характерное и существенное при изображении модели. У этих мастеров при рисовании с натуры, всесторонний ее охват был решающим фактором, на основе чего в воображении возникал образ. Полезно также вспомнить о принципах обучения рисунку известного французского педагога XIX века, автора книги «Воспитание художественной памяти» Л.Буабодрана. Его метод развития зрительной памяти давал убедительные результаты и был высоко оценен многими художниками. Этим принципам часто следовал О.Роден в своем творчестве при изображении движущейся модели.
В художественной мастерской А.Куинджи было очень серьезное отношение к развитию художественной памяти, где ученики старались писать по памяти, где они обучались к образному видению, умению сохранять в памяти важное существо мотива. Это обстоятельство немало способствовало тому, что из этой мастерской вышли своеобразные художники, как Н.Рерих, А.Рылов, В.Пурвит и многие другие художники. Активное стремление обогащать свой зрительный опыт, развивать память и творческое воображение прививали своим ученикам Н.Мурашко Киевской рисовальной школе, где проводились специальные занятия по развитию зрительной памяти. Эти занятия не только способствовали закреплению материала в памяти, но и послужили развитию наблюдательности.
Даже самый краткий обзор развития метода рисования по памяти говорит о том, какое серьезное значение придавали ему самые различные мастера на протяжении многих веков.
Каковы же основные механизмы памяти и ее процессы? Каковы наиболее рациональные способы развития зрительной памяти? О роли и значении памяти часто высказываются крайние суждения. Несколько мыслей, которые сохранились в памяти, ценнее множества забытых. Мышление невозможно без использования того, что находится в нашей памяти, абсолютно нет серьезней учебы без активной работы памяти.
Запоминание — это активная работа, так как сознательному запоминанию предшествует понимание, затем и мышление. Постоянные и частые упражнения дают возможность глубже проникнуть в суть воспринятого, способствуя привитию навыков запоминания. Свободная ориентация в материале и приемы запоминания связаны с волей, с собранностью и наличию интереса к тому или иному материалу.
Развитие памяти является воспитанием не только ума, но и воли, воспитанием личности человека. Развитие памяти требует немалого усилия, а сознательный рисунок влияет на закрепление памяти. Работа по памяти должна вестись всегда и систематично и в любых условиях. И мысленно и в материале рисовать необходимо все время и везде, не по принуждению, а с удовольствием. Этой цели будет служить осознание рисунка с натуры и рисунка по памяти и представлению как неразрывного и взаимовлияющего процесса.
Литература:
- О. А. Авсиян. «Натура и рисование по представлению». М.: Изобразительное искусство, 1985
- П. Я. Павлинов. «Для тех, кто рисует: советы художника». М.: Советский художник, 1965