Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Способы обучения чтению

Педагогика
25.01.2017
4445
Поделиться
Библиографическое описание
Калёнкина, Н. А. Способы обучения чтению / Н. А. Калёнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 558-560. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38555/.


Из психологии известно, что люди разные, они по-разному познают окружающий мир, по-разному относятся к одному и тому же явлению. Это зависит от их психофизической организации. Олигофренопедагогу приходится одновременно обучать очень разных детей. Поэтому ему необходимо знать и применять разные способы (методы) в своей работе. В истории развития школы использовались разные методы для того, чтобы научить людей читать. В методической литературе разными авторами даётся разная классификация способов обучения чтению. Одни и те же способы названы по-разному у разных авторов. Для практической работы удобно все предлагаемые методы разделить на две группы: глобальное чтение (целыми словами) и фонологическое чтение (чтение слов по частям).

Часто в литературе метод чтения целых слов называют методом Домана по имени его автора — американского врача нейрофизиолога Глена Домана (1920 г.р.), который был разработан для обучения чтению детей с нарушенной деятельностью мозга и опирался на зрительную и слуховую память. Учащимся просто показывали карточки со словами, написанными в начале обучения очень крупным красным шрифтом и громко произносили эти слова. Урок длился 5–10 секунд несколько десятков раз в день. Начиналась работа с пяти слов и с пяти секунд, постепенно увеличиваясь по времени и количеству слов. За 2–3 месяца дети запоминали около 150 слов без анализа их звуко — буквенного состава и без заучивания букв. Дети перерисовывали их, подкладывали к картинкам и произносили. Сейчас метод Домана успешно используется в англоязычных странах. У нас некоторые авторы рекомендуют использовать его для обучения чтению детей раннего возраста, детей с аутизмом и глухих дошкольников. Но это уже собственные системы работы этих авторов на основе идей Домана. В нашей школе этот метод представлен в учебниках Т. С. Зыковой, которые используются на уроках развития речи, когда не умеющим читать детям учитель предлагает послушать слово, глядя на это слово и соотнести его с картинкой. При выполнении заданий такого типа не читающие дети чаще ориентируются на длину слова и на знакомые буквы и допускают огромное количество ошибок. При обследовании чтения видно, что есть дети, которые не знают букв, но устойчиво прочитывают отдельные слова и соотносят их с картинкой, при этом не могут прочитать эти же слова по слогам.

C:\Users\Юля\Desktop\37aaf4a31005143543d1f509b4f369a0b4537a3a.png

Рис. 1. Заготовка для глобального чтения

В чистом виде этот метод в русских школах не прижился. У нас используются фонологические методы обучения чтению, так как хорошо согласуются со структурой русского языка: слова читаются так же, как пишутся. Исключение составляют случаи «лености» русского языка, когда облик слова изменён произношением (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные и др.). Но даже если мы прочитаем как написано, мы сможем узнать слово. Для сравнения: в английском языке написание и чтение очень часто сильно расходятся.

В 18–19 веках большое распространение получил метод обучения чтению по буквам. В начале своей педагогической деятельности его использовал Л. Толстой. Сначала заучивались названия букв. Затем из букв читались «по верхам» слоги, а из слогов складывались слова. Приведу пример прочтения слова «БАРИН». Читающий шепчет: «Буки, Аз». Вслух говорит: «Ба». Шепчет: «Рцы, Иже, Наш», вслух говорит: «Рин». Затем повторяет вслух «Барин».

Недостатки буквослагательного метода: процесс чтения одного слова длительный и удержать в памяти все прочитанные части сложно; трудности выделения звука из названия буквы. Он тоже не прижился в школе в чистом виде. Хотя до сих пор некоторые родители учат своих детей читать до школы именно так, используя современные названия букв: «Тэ и А — будет ТА; эМ и О — будет МО». И, хотя в школе учителя не используют такой способ, этот алгоритм чтения очень устойчив и дети долгое время читают по «верхам».

К. Ушинский упростил буквослагательный метод, заменив его звуковым. Учитель произносит звук и сразу же пишет букву, не знакомя детей с её полным названием; затем прибавляет следующий звук и записывает его буквой. Начинают обучение с гласных и сонорных согласных, которые можно тянуть и петь (составляют и читают слоги АМ, ОС, УН, НА и т. п.). Именно этот способ лёг в основу большинства Азбук, Букварей и других пособий, созданных за прошедшее время. На этот же способ обучения чтению перешёл и Л. Толстой и представил его в своей знаменитой Азбуке.

Очень много детей обучалось и учится читать сейчас по Букварю под редакцией Горецкого, авторы которого развили этот метод, назвав его аналитико-синтетическим, когда собственно чтению предшествует подготовительный период для устной слухо-речевой работы. Дети делят тексты на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки. Уже в этот период устная речь записывается графическими схемами, в которых для каждой частички речи есть свой условный знак: слово обозначено горизонтальной линией, звуки — разноцветными квадратами, ударение — короткой наклонной линией над словом и т. д. В Букварях, используемых в нашей школе («Букварь» под редакцией В. В. Воронковой, «Букварь» под редакцией А. К. Аксёновой), этот пропедевтический курс представлен в сильно урезанном виде.

Обучение чтению по звуковому методу идёт по этапам.

1 этап. Знакомят учеников со звуками и буквами, не знакомя с названиями букв. Тут важно, чтобы сам учитель правильно озвучивал буквы: из всех возможных дефектов допустим невыраженный сигматизм. В условиях нашей школы, когда абсолютно все учащиеся имеют системное недоразвитие речи, правильное звукопроизношение учителя, который учит детей читать, — необходимая составляющая процесса, так как именно он даёт эталоны звуков. У некоторых наших учащихся не формируются или плохо формируются звуко-буквенные связи не только к концу букварного периода, но и к концу обучения в начальной школе. Это почти все дети пришедшие в школу с 1-ым уровнем речевого развития и отдельные дети 2-ого 3-его уровня. Поэтому учителю приходится искать нетрадиционные приёмы работы внутри звукового метода. Их можно найти в программах и учебных пособиях школ 1–7 видов, а также в программе и учебных пособиях под редакцией Л. Б. Баряевой.

2 этап. Чтение слогов из знакомых букв. Есть случаи, когда ребёнок правильно называет все буквы в слоге, но не соединяет их, а произносит их по порядку изолированно. Это нельзя назвать побуквенным чтением. Перед нами не читающий ребёнок. Чтение слога — это произнесение нескольких звуков на одном выдохе. Бывает трудно определить, уровень ребёнка: по буквам он читает или по слогам. Приходится внимательно вслушиваться, прерывается выдох короткой паузой или нет; так же проверяющему нужно смотреть, сколько времени читающий смотрит на слог перед прочтением, шевелит ли при этом губами, иначе это опять же побуквенное чтение. Слог должен восприниматься и читаться одномоментно, как единое целое. Многие учащиеся начальной школы некоторые слоги читают одномоментно, а некоторые по буквам. Хорошие таблицы для автоматизации слогов разработал Л. Толстой в своей Азбуке. Из современных авторов — это А. Корнев.

3 этап. Чтение слов, состоящих из знакомых слогов. Сказать, что ребёнок читает целыми словами мы можем только тогда, когда он читает с ударением; иначе это послоговое чтение. Уже на этом этапе можно начинать работу над нормами орфоэпии. Самый простой способ — написать над буквой которую читаем не так, как она написана (нож). После слов читаются предложения и тексты.

Существует ещё один способ обучения чтению, автором которого считают А. Корнева, который назвал его полуглобальным обучением чтению. Разработал он свой метод применительно к здоровым дошкольникам и к дошкольникам с недоразвитием речи и задержкой психического развития. Сначала, как и при аналитико-синтетическом методе, проводится пропедевтическая работа по анализу речи (из высказываний выделяются слова, слова делятся на слоги, выделяются звуки). Но параллельно идёт глобальное чтение слов. Подробно об этой методике можно прочитать в работах А. Корнева.

Ещё существует метод чтения по складам, автором которого считают Н. Зайцева. Склад — это не слог. Он состоит не более, чем из двух букв. Склад представляет собой сочетание согласной и гласной или отдельную гласную либо согласную. Например: ГУ-СЬ, КА-С-Т- РЮ-ЛЯ.

C:\Users\Юля\Desktop\58446777_1272624207_Kopiya_DSC04471.jpg

Рис. 2. Кубики Зайцева

У каждого из изложенных методов есть плюсы и минусы. Но последние исследования подтвердили, что люди даже «про себя» читают по буквам и складывают их в слова, хотя эти операции длятся доли секунды. Поэтому звуковой метод имеет такое распространение.

Литература:

  1. В. В. Воронкова «Букварь» М.«Просвещение» 2002 г.
  2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. -- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 316 с. — (Коррекционная педагогика)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 558-560):
Часть 6 (cтр. 523-625)
Расположение в файле:
стр. 523стр. 558-560стр. 625

Молодой учёный