Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место. Его назначение заключается главным образом в том, чтобы способствовать усвоению языкового материала и помочь овладеть чтением и устной речью.
Наряду со служебным значением рассматриваемое умение имеет и свою важную, самостоятельную функцию, так как действующая программа выдвигает требования уметь составить письмо, текст о себе и т. д. Вряд ли найдется грамотный человек, который не писал бы писем. Второй аргумент в пользу письма — его воспитательная ценность, уважение к себе, к другу, к его интересам и т. д. Этот вид работы не только интереснее, но и к тому же позволяет произвольно, в соответствии с возможностями учащегося в области иностранного языка рассказать о себе, семье, погоде, увлечениях, а характер изложения мысли в письме допускает некоторую спонтанность, позволяя свободно переходить от темы к теме (личное письмо). Написание такого письма не выходит за пределы возможностей учащегося, но оно ставит их перед необходимостью:
1) владеть достаточным количеством языкового мастерства для выражения своих мыслей;
2) относительно свободно оперировать этим мастерством в письменной форме, что предусматривает некоторый уровень орфографического навыка;
3) владеть в определенной степени основными жанрами: повествованием, описанием, рассуждением;
4) уметь оформить письмо в соответствии с принятой в данном языке традицией.
В обучении иностранному языку выделяет три главных вида письменной речи:
1) контролируемое письмо (написание букв, слов и предложений)
2) направляемое письмо (с конкретным заданием, деловое письмо)
3) свободное письмо (описание картины, сочинения по теме и т. п.)
Данные умения письменной речи на иностранном языке нашли свое отражение в ФГОС, который определяет то, чему должны научиться выпускники средней школы. Эти требования таковы:
1) уметь делать выписки из текста;
2) уметь писать короткие поздравления, пожелания;
3) уметь заполнять анкету о себе;
4) уметь писать письмо без опоры на образец.
Не следует забывать о том, что работа над развитием письменной речи может проводиться лишь на том материале, который хорошо усвоен устно и который без труда используется учащимися в устной речи. Однако при наличии умения говорить учащиеся далеко не всегда овладевают умением написать свой монолог-высказывание, так как для этого необходимо преодоление трудностей, связанных с орфографией изучаемого языка. Недопустимыми следует считать ошибки графического порядка, связанных с незнанием звукобуквенных отношений (scool вместо school, pak вместо park и т. п.) Что касается грамматики слов, то к их написанию предъявляются более жесткие требования, так как усвоение определенного количества орфографических орфограмм дает возможность писать неограниченное количество слов.
Приобретение орфографических умений и навыков возможно лишь в результате систематического выполнения соответствующих упражнений: чем разнообразнее и интереснее, тем выше и эффективность. Для повышения интереса к орфографии наряду с упражнением (спишите, заполните) необходимо давать учащимся загадки, занимательные игры в слова, включающие элементы соревнований, кроссворд. Эти задания могут быть различными по степени сложности от заполнения пропусков до диктантов (зрительных, зрительно-слуховых, слуховых)
Для письменной речи необходимы элементарные умения в оперировании жанром. С этой целью нужно систематически предлагать учащимся небольшие упражнения творческого характера (сочинение о своем городе, о проведенных каникулах) Кроме того, очень важно не только описать события, но и дать субъективную оценку тому, о чем пишешь, выразить свое мнение.
Главной трудностью такого вида работы является, несомненно, противоречие между достаточным запасом слов для школьников на своем родном языке и ограниченными возможностями для описания какого-либо события и изложения фактов на иностранном языке, с другой. Как нам представляется выход из этого положения, состоит в оптимальном применении принципа повторяемости и вариативности. В распоряжении учащихся должен находиться достаточно обширный набор выражений и фраз, которые можно привлечь для описания увиденного или услышанного.
Начиная с первого года обучения, с азов фотографии и до старших классов, школьник накапливает определенный словарный запас слов, закрепляет изученные грамматические структуры предложений, изучает временные формы глаголов, изучает артикли, переходя от простого описания предмета, животного на начальном этапе обучения и до написания сочинения на заданную тему с определенным количеством слов. В помощь младшим школьникам можно предложить не только работу со словарем, но и систематическое ведение дневниковых заданий по темам, систематического характера, способствующих усвоению письменной речи, как уже неотъемлемой части обучения иностранного языку. Прививать интерес к языку и новым словам нужно планомерно, поэтапно. С этой целью можно использовать не только наглядный материал, но и видео-уроки, песни, стихи. Усложняя работу учащихся, совершенствовать их умения к овладению письменной коммуникативной компетенции, вместе с другими умениями речевой деятельности. Не следует забывать о сочетании письменной речи с аудированием, чтением и говорением.
Обучение письменной речи — процесс длительный, планомерный, но весьма важный для овладения иностранным языком
Литература:
- Сысоев П. В. Евстигнеев М. Н. «Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий», М., 2010 г.
- Пассов Е. И. «основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению», М., 1987 г.
- Зимняя И. А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991 г.
- Лурия А. Р. «Письмо и речь», М., 2002 г.