Обучение изучающему чтению
Автор: Коробова Оксана Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)
Статья просмотрена: 9477 раз
Библиографическое описание:
Коробова, О. В. Обучение изучающему чтению / О. В. Коробова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2576/ (дата обращения: 30.10.2024).
В процессе изучения иностранного языка ученик овладевает общеучебными умениями, в том числе умением работать с книгой, учебником. Справочной литературой и т. д. общее гуманитарное развитие детей в процессе изучения иностранного языка неотделимо от знакомства с культурой страны, язык которой он изучает, художественной литературой. Длительное и целенаправленное общение с яркими произведениями художественной литературы страны изучаемого языка позволит учащимся ощутить глубину жизни во всём её разнообразии.
В учебниках нового поколения (Кузовлев В.П., Богородицкая В.Н. и др.) используются аутентичные тексты из жизни зарубежных сверстников, отрывки из художественной литературы, газет, детских журналов, так как тексты представляют собой речевые произведения, близкие к аутентичному и пригодные для использования на уроке иностранного языка. Работа над функционально аутентичным текстом приближает учащихся к реальным условиям употребления языка, знакомит его с разнообразными лингвистическими средствами и готовит его к самостоятельному функционально аутентичному употреблению этих средств в речи.
В контрольно – измерительных материалах (КИМ), определено 10 заданий на проверку умений учащихся в трёх видах чтения:
2 задания на проверку умений понимать основное содержание прочитанного текста;
6 заданий на проверку умений полно и точно понять содержание текста;
2 задания на проверку умений выборочного понимания прочитанных текстов.
В работе над иноязычным текстом учителю следует помнить положения, разработанные С.К. Фоломкиной[3]:
предварительная устная работа не должна затрагивать содержание текста, иначе он потеряет коммуникативную ценность;
объектом контроля чтения должно быть понимание содержание текста, а не языковой материал;
первое чтение текста должно осуществляться самими учащимися, что создаёт предпосылки самостоятельного понимания читаемого;
многократное чтение одного и того же текста нецелесообразно.
Итак, чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и допустимости. Задача учителя не только в том, чтобы научить понимать тексты на изучаемом языке, но и привить любовь к чтению.
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного вида чтения к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащийся информации и критическое её осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в текста, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения – повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчётливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путём анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит к бережному отношению к тексту.
Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость, и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых, и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых заданий, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико – грамматические, структурно – смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определённых познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;
вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптивную интерпретацию текста.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.
Задачи, которые читающий решает в процессе изучающего чтения, условно можно разделить на три основные группы, соответствующие характеру переработки информации (степень полноты, точности и глубины):
восприятия языковых средств и их точное понимание в тексте;
извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;
осмысление извлечённой информации.
Решение данных задач осуществляется на предтекстовом, текстовом, и послетекстовом этапах работы с учебным текстом.
DRUIDS
The Celtic priests were called druids. In Celtic the meaning of this word is "Knowing [or Finding] the Oak Tree". The druids lived near groves of oak-trees, which were considered to be sacred places. In the early period, Druidic rites were held in clearings in the forest.
The Druids were members of the learned class among the ancient Celts. The earliest known records of the Druids come from the 3rd century BC.
The druids were sometimes even more powerful than the chiefs. The Celts believed in their magic power, they believed the druids could foretell the future and they were often called upon to settle disputes. The druids could give orders to begin a battle or to put down arms and stop fighting.
The druids were the teachers of morality as well as of religion. They were also the men of science and learning of their age. Three classes of Druids existed: prophets, bards, and priests. They combined the functions of the priest, the scholar, the physician. Their teaching was oral and their literature (if such a word may be used in this case) was preserved solely by tradition. Their history consisted in traditional tales in which the heroic deeds of their forefathers were celebrated. Once a year the Druids assembled at a sacred place in the territory of the Carnutes, which was believed to be the centre of all Gaul (situated not far from Paris, in France).
The druids taught the existence of one god, to whom they gave a name “Be’al” which means “the life of everything” or “the source of all beings”. They believed in another life after death, they thought that the soul was immortal and passed at death into the body of a new child. The Druids offered human sacrifices for those who were gravely sick or in danger of death in battle. Though the Druids preferred to sacrifice criminals, they would choose innocent victims if necessary.
Archaeologists believe that the Druids used dolmens (a group of upright stones supporting a large flat piece of stone, built in ancient times in Britain and France) as burial chambers in their religious rites. Dolmens are particularly numerous in Ireland and Wales and in the English counties of Devon and Cornwall; in northwest France, especially in Bretagne; and in Spain. They are also found in northern Africa, in Syria, and in other countries ranging as far east as Japan.
Pre – reading task (предтекстовый этап). Догадайтесь о значении слов в таблице по контексту; проверьте себя по словарю:
1) pagan gods |
5) a sacred place |
2) the learned class |
6) to foretell the future |
3) to offer human sacrifices |
7) under smb’s charge |
4) innocent victim |
8) principles of conduct |
Reading (текстовый этап). Прочитайте текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
Comprehension check (послетекстовый этап). Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты:
1. The Celts were pagans and worshipped Nature. They believed ……………..
A. that the sky, the sun, the moon & the earth were ruled by beings like themselves, only much more powerful.
B. in many nameless spirits who lived in the rivers, lakes, mountains and thick forests.
C. that vampires, ghosts and evil spirits watched their every step and punished those who misbehaved.
2. The Celtic priests druids …………..
A. combined the functions of the priest, the scholar, and the physician;
B. were members of the learned class among the ancient Celts: they studied ancient verse, natural philosophy, astronomy, and the lore of the gods, some of them spent as much as 20 years in training;
C. taught the existence of one god, to whom they gave a name “Be’al” which means “the life of everything” or “the source of all beings”;
D. believed in another life after death and thought that the soul was immortal and passed at death from one person into another.
3. The druids offered human sacrifices ……………
A. for those who were gravely sick or in danger of death in battle.
B. every time they needed assistance from their gods
C. though they preferred to sacrifice criminals, they would choose innocent victims if necessary.
D. only once a year during their druidic rites
4. The druids lived near groves of oak-trees, ……………..
A. which were considered to be sacred places.
B. and in the early period their druidic rites were held in clearings in the forest.
C. later under Roman influence sacred buildings began to be used.
D. and once a year the Druids assembled at a sacred place in the territory of the Carnutes, which was believed to be the centre of all Gaul
5. Is the story correct?
The druids were very important and powerful, but not so powerful as the chiefs. The Celts believed in their magic power, they believed the druids could foretell the future but they were seldom called upon to settle disputes. The druids could not give orders to begin a battle or to put down arms and stop fighting.
The druids were the teachers of morality as well as of mathematics, and we can gather that they held and indicated many very noble and valuable principles of conduct. They were also the men of science and learning of their age. Their teaching was oral and their literature (if such a word may be used in this case) was preserved in many valuable manuscripts. The German writers admit that “they paid much attention to the order and laws of nature and investigated and taught to the old under their charge many things concerning the stars and their motions, the size of the world and the lands, and concerning the might and power of the immortal kings”.
Their history consisted in traditional tales in which the heroic deeds of their descendants were celebrated.
Литература:
Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 8 – е изд., стер. – Мн.: Высш.шк., 2003. – 522 с.
О Британии вкратце: Книга для чтения на английском языке. Серия «Школа в клеточку». – Изд. 2 – е, испр. и доп. – М.: Лист, 1999 – 224 с.
Обучение чытению на иностранном языке в неязыковом вузе. Фоломкина С.К. – М., 1987. 207 с.
Технология работы с текстом на уроках иностранного языка. Кокорина Л.А.//под ред. доктора педагогических наук Л.Е. Плескача. – Армавир, 2006. – 52 стр.