Использование технологии ТОГИС при изучении славянской культуры на занятиях по народному художественному творчеству в колледже культуры
Авторы: Терентьева Ольга Георгиевна, Терентьев Алексей Анатольевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 382 раза
Библиографическое описание:
Терентьева, О. Г. Использование технологии ТОГИС при изучении славянской культуры на занятиях по народному художественному творчеству в колледже культуры / О. Г. Терентьева, А. А. Терентьев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 20-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/298/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье раскрываются возможности технологии ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе) с применением фреймов и структурно-логических схем при изучении студентами колледжа культуры дисциплины «Народное художественное творчество».
Ключевые слова: Технология ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе), фрейм, таблица, опорная схема, структурно-логическая схема, обобщение, структурно-логическая схема, мотив, интерес, учебная задача, культурный образец, интернет-сайт, тестирование, игра.
- Преподавание НХТ (народного художественного творчества) сопряжено с рядом трудностей, связанных и с уровнем общей грамотности, и с переоценкой студентами своих возможностей запоминания и воспроизведения информации (которая кажется на первый взгляд знакомой), и с отсутствием широкого выбора учебников, в том числе и электронных. Недостаток специальной литературы частично компенсируется наличием популярной и научно-популярной книги.
В методической литературе часто встречается положение о повышении интереса к обучению русскому языку и поднимается вопрос о роли интереса в обучении. Справедливо считается, что от интереса к предмету изучения зависит усвоение и запоминание учебного материала. Но необходимо также выяснять, чем определяется интерес, то есть какими внешними или внутренними процессами он порождается.
А.Н. Леонтьев полагает: «…сделать что-нибудь интересным – это значит: 1) сделать действенным или создать вновь определенный мотив и 2) сделать искомым и соответствующие цели. Иначе говоря, для того, чтобы возбудить интерес, нужно не указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели (обычно целой системы промежуточных и «окольных» целей) в том или ином предметном содержании».1
Создать мотив при изучении народного художественного творчества могут, во-первых, содержание учебного материала, во-вторых, творческие действия, связанные с усвоением, переработкой информации и применения знаний, что собственно активизирует мыслительные процессы, и, в-третьих, эмоциональный настрой учащегося на успех в решении задачи.
- Таким образом, перед преподавателем стоит задача найти рациональные способы успешной учебной деятельности при освоении традиционной культуры. Интересна в данной ситуации технология ТОГИС - технология образования в глобальном информационном сообществе, автором которой является доктор педагогических наук Гузеев Вячеслав Валерьянович. Типовая структура блока уроков, методов и организационных форм обучения и систематизация учебных задач обеспечивает создание уже зарекомендовавших себя в педагогике неких фреймов. Понятие фрейм в психологии трактуется как «рамка, обрамление – установление контекста, границ рассмотрения чего-либо».2
- Исследователь Колодочка Т.Н. замечает: «Под фреймом в дидактике мы понимаем периодически повторяющийся способ организации учебного материала (фрейм как концепт) и учебного времени (фрейм как сценарий) для дисциплин, теоретический материал которых подвергается сгущению и имеет универсальную каркасную структуру».3
- Фреймовый учебный материал в таком случае будет представлять собой систему тренажёров, опорных конспектов, алгоритмов, схем, таблиц, т.е. систему всевозможных способов свёртывания информации, что и ведёт к рационализации процесса обучения.
- Технология ТОГИС даёт возможность переработать студенту различную информацию: как из книг; из разработок, выполненных преподавателем, так и из ИНТЕРНЕТа. Следовательно, во-первых, увеличиваются шансы обучаемых ознакомиться с множеством источников и избрать более приемлемый. Во-вторых, создаются условия для сотрудничества: преподаватель репрезентирует учебный материал для студентов, который, на его взгляд, является исчерпывающим. Для обучаемых адаптированная таким образом учебная информация является вектором для дальнейшей деятельности. В-третьих, в ходе такой работы происходит приучение к самостоятельности в обучении.
- Макет учебной задачи, предлагаемый для школьников и пригодный для студентов колледжа, следующий4:
- Имя задачи
- Автор
- Предмет
- Класс
- Тема
- Профиль
- Уровень
- Текст задачи
- Возможные информационные источники
- Культурный образец
- В качестве культурных образцов могут служить не
только высказывания известных греческих путешественников, историков
и результаты специальных исследований отечественных учёных, но и
карты расселения славян; карты, отражающие распространение
славянской мифологии; а также картины, рисунки художников (даже
жанра фэнтези), современные фотографии неоязычников и т.д.
(Возможности ИНТЕРНЕТа позволяют найти необходимый наглядный
материал.).
- Итогом такой поисковой деятельности должно стать либо заполнение таблицы, в которой обозначены основные, повторяющиеся из урока в урок культурные концепты:
Таблица 1
Обрядовые песни
- Итогом такой поисковой деятельности должно стать либо заполнение таблицы, в которой обозначены основные, повторяющиеся из урока в урок культурные концепты:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Календарные циклы
|
|
|
|
|
|
|
|
В современной педагогике изучается и потенциал тестирования. На занятиях по НХТ введение тестовых материалов будет способствовать, скорее, освоению особенностей русской (или иной) культуры, нежели проверке знаний, хотя это тоже актуально:
ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Задание
Соответствие Бога и его функции
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Задание
Другое имя Бога неба Сварога ...
Правильные варианты ответа: Стрибог.
3. Задание
"Пресветлый Ирий" - это...
; капище Бога Солнца
; жилище богов
; потусторонний мир
; граница между светом и тьмой
4. Задание
Занятия Дев-Рожаниц - ...
; одна предсказывает судьбу, другая делает подарки
; одна меряет нить жизни, другая - отрезает
; одна моет новорождённого, другая - пеленает
; одна молится за новорождённого, другая делает подарки
5. Задание
Богиня ... отвечает и за пряжу, и за урожай
Правильные варианты ответа: Макошь; Мокошь; Макош; Мокош
6. Задание
Камень, дающий исцеление всему живому, - ...
; Алатырь
; Алмаз
; Яхонт
; Агат
7. Задание
Сулица - это ...
; копьё, предназначенное для рукопашного боя
; обещание и последующий обман
; схватка насмерть
; копьё, не предназначенное для рукопашного боя
8. Задание
Три сакральных мира славян:
1: Правь
2: Явь
3: Навь
9. Задание
Служители языческих культов в культуре древних славян
; жрецы
; монахи
; послушники
; волхвы
10. Задание
Религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы -
; пантеизм
; монотеизм
; язычество
; фетишизм
- Следует заметить, что технология ТОГИС будет работать и когда учащиеся сами создают фреймы, тесты и в пределах заготовок педагога.
Ещё одним испытанным средством являются опорные схемы или структурно-логические схемы. Опорные схемы являются одним из способов кодирования информации. Вся информация представляется в свернутом виде на основе ключевых слов, имеющих логические связи. Причём опорная схема как любой сигнал должна быть понятна каждому, то есть её символические обозначения узнаваемы и просты.
Как видим, данное определение выделяет важную особенность схемы – обобщение. Способность систематизировать, свести к общему началу и определяет рациональность опорной схемы. Именно через обобщение фактов происходит процесс понимания и запоминания.
На принципе обобщения основаны и таблицы. Возможности изображения многосторонних связей в таблице ограничены, тогда как схема выгодна пространственно. Она способна охватить большое количество связей и взаимодействий, то есть представляет собой как бы саму мысль или ее развитие. Следовательно, схема является наглядным отражением человеческой мысли, как думанье «С пером в руке».5
«Зафиксированная» таким образом мысль способна к различным трансформациям и моделированию. Схема может увеличивать или сокращать объем информации, обнаруживать стойкие и нестойкие связи, пересекаться с другими схемами и, наконец, она способна аккумулировать информацию. В связи с этим В.В. Давыдов замечает, что всеобщую, генетическую связь «необходимо воспроизвести в особых предметных графических и знаковых моделях, позволяющих изучать ее свойства «в чистом виде»6
То есть ученый выделяет еще одно свойство схемы – абстрактность.
Но, как отмечает Менчинская Н.А., опорой формирующегося понятия выступает схема, «объединяющая в себе черты и конкретного и абстрактного … так как схема свободна от предметных деталей…, и в то же время она пространственно – наглядна»7
Иначе говоря, схема может быть представлена и как средство наглядности, способствующее лучшему, экономному запоминанию учебного материала. Тем более что долговременная память способна сохранять модели и схемы.
- Всякое обобщение предполагает сцепление между собой фактов информации: предшествующих – с последующими, знакомых – с новыми. В результате обобщения возникает некое единство, части которого прочно связаны между собой. Эта связь может быть различного характера, но формируется она не случайно. Информация в долговременной памяти на основе обобщений упорядочена и структурирована.
- Так, например, с помощью опорной структурно-логической схемы можно рассмотреть особенности композиции волшебной сказки:
- (Схема составлена по работам П.Я. Проппа8,9)
- Возможности технологии образования в глобальном информационном сообществе содействуют освоению сети интернет для целей обучения. Безусловно, учебные книги и монографии известных учёных не исключаются из процесса усвоения культурологических знаний. При таком подходе учебные задачи могут решаться студентами в разных формах, в том числе и игровых:
- Задание 1. Определите и воспроизведите элементы древних обрядов славяно-русского язычества(с комментированием).
Рисунок 110
Рисунок 211
Рисунок 312
- Учащиеся могут выполнять такие задания, разделяясь
на группы, создавая тем самым творческие коллективы, в которых
деятельность студентов будет выглядеть как взаимообучение.
- Предлагаемые способы работы по изучению народного художественного творчества при помощи ТОГИС, фреймов, тестов, таблиц, игры, структурно-логических схем позволяют построить процесс обучения занимательно, активно, живо; используя различные источники информации и с освоением неоднородных путей переработки учебного материала.
- Литература:
- 1. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах./ А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983.- С.376
2.Коледа, С. Моделирование бессознательного./ С. Коледа.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000.- С. 216
3.Колодочка, Т.Н. Фреймовое обучение. / Т.Н.Колодочка // Школьные технологии.- 2005.- №1.- С. 140
4.Ботина, Т.В. Задача о русском классицизме//Педагогические технологии.- №3, 2003.- С.137
5.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах./А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. - С.258)
6.Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении / В кн.: Виды обобщения в обучении. / В.В.Давыдов.- М., 1972. – С.398)
7.Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения./ В кн. Исследования мышления в советской психологии./ Н.А.Менчинская/ - Изд-во "Наука" М., 1966. -.-С.371)
8.Пропп, В.Я. Русская сказка./ В.Я.Пропп.-М., 2005. – 384с.
9.Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки./ В.Я.Пропп.-М., 2007. – 332с.
10. http:// images.yandex.ru
11. http:// images.yandex.ru
- Предлагаемые способы работы по изучению народного художественного творчества при помощи ТОГИС, фреймов, тестов, таблиц, игры, структурно-логических схем позволяют построить процесс обучения занимательно, активно, живо; используя различные источники информации и с освоением неоднородных путей переработки учебного материала.