Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Дистерверг А.
У различных обучающихся свойства личности проявляются неодинаково; у одних они выражены в меру, у других некоторые из этих свойств значительно обострены. Например, могут быть обучающиеся повышенно-возбудимые, или излишне тревожны, или очень чувствительны и т. д. Все они относятся к психически здоровым людям, но больше других предрасположены к проявлению некоторых психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. В частности, чрезмерная активность и возбудимость обучающихся может усилить их реакции и побудить к необдуманным, рискованным поступкам. Для того чтобы работа преподавателя была успешной, необходимо опираться на знание законов психического развития личности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Виды педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:
- на физические (двигательные),
- интеллектуальные (умственные),
- трудовые,
- социальные
- психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По содержанию игры с готовыми правилами различают:
- все предметные (математические, химические и т. д.),
- спортивные,
- подвижные,
- интеллектуальные (дидактические),
- строительные и технические,
- музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные),
- лечебные,
- коррекционные (психологические игры-упражнения),
По форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д.
На базе нашего техникума была разработана и проведена программа тренинговых занятий способствующая развитию профессионально важных качеств.
Целью тренинга является: развитие таких качеств как:
- коммуникативность;
- уверенность в себе;
- лидерство, организаторские склонности;
- толерантность, умение работать в команде;
- самооценка.
Задачи, поставленные при проведении тренинга:
1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.
3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.
4. Раскрыть потенциал возможностей и ресурсы каждого обучающегося.
Для решения поставленных задач, были использованы следующие тренинговые упражнения О. Горбушиной:
- УПРАЖНЕНИЕ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»
- УПРАЖНЕНИЕ «КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»
- УПРАЖНЕНИЕ «ВЕТЕР ДУЕТ НА.»..
- УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗДОРОВАТЬСЯ ЧАСТЯМИ ТЕЛА»
- УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ ДРУЖБЫ»
- УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТУРА»
- УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»
Данная программа состоит из 4 занятий и рассчитана на срок 2 недели. Занятия проводились по принципу социально-психологического тренинга в актовом зале техникума, где можно свободно располагаться и передвигаться. Продолжительность 1 занятия — 40 мин. Занятия проводились два раза в неделю. Тренинговая группа состояла из 16 человек. Каждому обучающемуся обеспечивалась возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов и элементов психогимнастики.
Конспект содержания занятий
(на примере одного занятия)
Занятие 1.
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы выработка правил поведения на занятиях.
Время проведения 40 мин.
Ход занятия: Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:
1. Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на “ты”.
2. Не существуют правильных или неправильных ответов. Правильный ответ — тот, который на самом деле выражает твое мнение.
3. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни.
4. Искренность в общении.
5. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, не используем высказывание “Ты мне не нравишься1', а заменяем на “Ты совершил плохой поступок”, “Мне не нравится твоя манера”.
6. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях.
7. Уважение говорящего. Когда кто-либо из участников высказывается, нельзя перебивать его, обращаясь к кому-либо из участников нужно смотреть на него.
8. Активное участие в происходящем.
9. В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.
УПРАЖНЕНИЕ 1 «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»
Цель: знакомство, развитие коммуникативных навыков.
Порядок выполнения и инструкция. Каждому ребенку предлагается назвать свое имя; то, как его ласково называют родители дома, а также свое любимое занятие (или кратко рассказать о себе).
Для этого ведущий вразнобой кидает всем участникам мячик. Их задача — поймать мячик, назвать свое имя, рассказать о себе и вернуть мячик обратно ведущему.
УПРАЖНЕНИЕ 2 «ВЕТЕР ДУЕТ НА.»..
Цель: получить больше информации друг о друге, развитие коммуникативных навыков.
Порядок выполнения и инструкция. Ведущий начинает игру словам к:
«Ветер дует на.»... Нужно, чтобы участники игры больше узнали друг о друге. Вопросы, например, могут быть следующие: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы». Все светловолосые собираются в центр круга. После этого жмут друг другу руки и расходятся по свободным местам.
Возможные варианты:
- Ветер дует на того, кто любит мороженое.
- Ветер дует на того, у кого дома есть животное.
- Ветер дует на того, у кого есть заколки или другие украшения.
- Ветер дует на того, кто любит манную кашу.
- Ветер дует на того, у кого есть сестра.
Затем проводится обсуждение того, как каждый участник чувствовал себя, легко ли было приветствовать, какие чувства он вкладывал в свое приветствие.
На заключительном тренинговом занятии ведущий говорит о том, что эти занятия показали, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, неповторимым, и то, что для всех нас общее. Потому мы нужны друг другу, каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить. До свидания. Спасибо за работу.
Подводя итоги открытого группового занятия с подростками, можно сделать вывод, что задачи, поставленные при проведении тренинга, в большинстве своем выполнены, выбранное тренинговое занятие можно считать продуктивным.
Профессиональное мастерство преподавателя, сочетающее дидактический профессионализм и коммуникативную культуру, включающую педагогический такт, и способность правильно воспринимать и понимать обучающуюся личность, — это и есть дефицитный профиль личности педагога.
Литература:
1. Агеев В. С. Социальная психология. М.1998.
2. Агрессивное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения./ Под. ред. В. А. Никитина В. А. — М., Владос, 1996г.
3. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
4. Горбушина О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения;— СПб.: Питер,2008. — 176 с.: ил. — (Серия «Практическая психология»).
5. Отклоняющее поведение подростков как психолого-педагогическая проблема. «Учительская газета» № 13–2002г.
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога; Учеб. пособие: В2кн. — 2 изд., перераб. и дополнено. Гуманист изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.
7. Селевко Г. К».Энциклопедия образовательных технологий»